Квартирный вопрос ВДЦБ
http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26366
Всеукраинский депозитарий ценных бумаг приобрел недвижимости на 64% уставного капитала
Прав был Булгаков: «квартирный вопрос» может основательно испортить не одну счастливую жизнь. Пока фондовый рынок лежит в руинах, за его кулисами разворачиваются настоящие баталии. Причем в центре интересов не технологическое переоснащение и приобретение программного обеспечения, а столичная недвижимость. Как стало известно «Инвестгазете», созданный всего год назад Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (ВДЦБ) обзавелся сразу двумя жилыми особняками в частном секторе Киева на Татарке. И потратил на это львиную долю уставного капитала.
Приобретение трех тысяч квадратных метров стало для всех участников рынка полной неожиданностью. Причем проблема не в самой недвижимости, а в том, как осваиваются государственные деньги, выделенные под проект создания центрального депозитария на базе ВДЦБ. Как и в случае со знаменитым булгаковским примусом на Патриарших, вокруг ВДЦБ назревает нешуточный скандал.
Попробуем выяснить, какая была необходимость в покупке «зданий-близнецов», после озвученного намерения о покупке целостного имущественного комплекса другого депозитария - МФС. И какова судьба проекта Национального финансового центра Украины на Контрактовой площади столицы, где изначально планировали разместить офис центрального депозитария и на который также были потрачены государственные средства.
Закулисье
Не так давно «Инвестгазета» писала о достаточно контраверсийном процессе слияния ВДЦБ и одного из наиболее «брендовых» депозитариев Украины - «Межрегионального фондового союза» (МФС). Схема так называемого «слияния», придуманная провайдерами процесса - банкирами, при ближайшем рассмотрении оказалась, мягко говоря, недружественным поглощением. О чем уже неоднократно заявляли торговцы ценными бумагами. Покупка агрессивным новичком целостного имущественного комплекса МФС по сути означает ликвидацию старожила рынка, который вот-вот развалится под натиском админресурса Национального банка и лоббистских интриг приближенных к руководству украинского центрального банка коммерсантов.
В распоряжении «Инвестгазеты» оказались документы, которые заставляют предположить, что публично декларируемые чиновниками Нацбанка и Госкомиссии по ценным бумагам (ГКЦБФР) намерения создать новый центральный депозитарий на деле оказываются лишь предлогом к коррупционной схеме «освоения» многомиллионных сумм из госказны.
Согласно документам, в прошлом году Всеукраинский депозитарий потратил более 50 млн. грн. (64% уставного капитала) на покупку двух недостроенных зданий и 20 соток столичной земли. Оба практически одинаковых здания (общей площадью около 1500 кв. м каждое) находятся по соседству на одной и той же киевской улице - Тропинина (район Татарка) в окружении частных коттеджей и заброшенных строек высотных жилых домов. Место, мягко говоря, не самое презентабельное как для офиса будущего центрального депозитария. Впрочем, не исключено, что жилые особняки приобретены для совершенно других целей, поскольку сам депозитарий по-прежнему зарегистрирован по совершенно другому киевскому адресу - ул. Старонаводницкая, 4в (на Печерске).
Но самым удивительным, пожалуй, является то, что цена двух практически идентичных четырехэтажных строений из пенобетона отличается более чем в два раза! Так, за здание по улице Тропинина, 7г было заплачено 13,8 млн. грн., тогда как соседний дом (ул. Тропинина, 5в) обошелся в 32,2 млн. грн. Еще 5 млн. грн. ВДЦБ заплатил за два земельных участка под жилыми особняками. К тому же потраченные средства не окончательные, так как строительство на участках будет продолжено. Предстоит еще оплатить отделочные работы, обустроить территорию и подъездные пути. По оценкам специалистов, перед тем как вселиться в новую «квартиру», Всеукраинскому депозитарию предстоит еще вложить в нее дополнительно не менее 25-30 млн. грн.
Согласно информации, обнародованной на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины (www.smida.gov.ua), единственной статьей дохода ВДЦБ в прошлом году стал процентный доход от размещенного на депозитах в банках уставного фонда (3,599 млн. грн.). Примечательно, что эта сумма оказалась выше, чем заработал по результатам профессиональной деятельности крупнейший депозитарий Украины МФС (в 2008 году чистая прибыль последнего увеличилась на 41% - до 2,78 млн. грн.). Однако этих денег явно не хватит менеджерам Всеукраинского депозитария на завершение строительно-ремонтных работ, а значит, в очередной раз придется «залезть в карман» акционеров.
Для понимания всей неоднозначности ситуации надо вспомнить, что процесс создания ВДЦБ с первых же дней сопровождался громкими публичными скандалами. Во-первых, уставный капитал ОАО «ВДЦБ» на 25% сформирован за счет денег НБУ - то есть за государственные средства. Конечно, можно было бы проигнорировать то обстоятельство, что закон запрещает Нацбанку быть учредителем коммерческих структур. Возможно, это нарушение выглядело бы не настолько вызывающим, если бы деньги НБУ в итоге были использованы для обеспечения депозитарной деятельности. Однако у ВДЦБ до сих пор даже нет соответствующей лицензии! А собранные средства на новый депозитарный проект Нацбанка были потрачены на покупку жилой недвижимости, что уж точно не укладывается в рамки здравого смысла.
Во-вторых, возникает вопрос, почему коммерческие банки, многие из которых сейчас не в состоянии рассчитаться по вкладам населения, вложили в новый депозитарий накануне кризиса в среднем по три миллиона гривен. По непонятным причинам профессиональные участники фондового рынка не были приглашены к участию в создании ВДЦБ. Возможно, потому, что для профессиональных фондовиков Национальный банк не является регулятором и, следовательно, не может применять административные рычаги.
И, в-третьих, зачем вообще было создавать новую структуру, если до этого на рынке уже работало два полнофункциональных депозитария - МФС и НДУ? Кстати, в последний государство уже инвестировало в общей сложности более 70 млн. грн. бюджетных средств. И именно на базе НДУ, 86% акций которого принадлежат государству, согласно решениям СНБОУ должны были создать центральный депозитарий.
Однако появление ВДЦБ по сути стало ключевым событием прошлого года, которое предопределило 180-градусный разворот госполитики в вопросе централизации системы учета прав инвесторов в Украине. Создание нового депозитария активнейшим образом поддержало руководство ГКЦБФР, которое заверяло, что эта идея одобрена на высшем политическом уровне и является «шагом на пути создания в Украине центрального депозитария».
Впрочем, участники рынка к этой идее отнеслись весьма скептически. «Для рынка мы просто получим еще одну коррупционную структуру. Все понимают, что у единственного депозитария с переводом всех акций в бездокументарный вид в течение ближайших двух лет (согласно новому закону об акционерных обществах) открываются две перспективы: во-первых, существенного увеличения финансовых потоков, во-вторых - обладания огромной базой информации, - считает глава набсовета группы компаний «ТЕКТ» Вадим Гриб. - Будет слив информации, потому что понятно, что люди, которые этим занимаются, борются за информационные потоки, за информацию, а на информации можно хорошо зарабатывать».
Впрочем, доступ к инсайдерской информации - далеко не единственное, что может привлекать идеологов нового депозитария. Пожалуй, уже давно ни для кого не является секретом тяга некоторых лиц, реально стоящих за проектом ВДЦБ, к неоднозначным девелоперским проектам. Причем этот интерес с завидной регулярностью тоже заканчивается скандалами. Как это было, например, с идеей реконструкции Контрактовой площади по проекту 1815 года шотландского архитектора Уильяма Гесте.
Проект Гесте До последнего времени это был самый громкий и одновременно самый скандальный «квартирный проект» на украинском фондовом рынке. Еще в 2007-м ведомство Виктора Ивченко - Госагентство по инвестициям и инновациям - выдвинуло идею создания на Контрактовой площади своего рода некого украинского аналога Wall Street - Национального финансового центра Украины. В новом комплексе сооружений на центральной площади Подола планировали разместить две национальные биржи - валютно-фондовую и товарно-фьючерсную, а также центральный депозитарий, созданный на базе НДУ. Тогда Госагентство пролоббировало выделение средств на проектные работы и получило в сферу своего управления здание Гостиного двора на Контрактовой площади, стоящее в центре этой площади рядом с Украинской межбанковской валютной биржей (УМВБ).
Однако в сентябре 2007-го, после концентрации контрольного пакета акций УМВБ оффшорной компанией Oakcroft Investments, ситуация резко изменилась. Заказчиком всех работ по проекту вместо государственного Национального депозитария определили ставшую частной Украинскую межбанковскую валютную биржу. При этом согласно правительственному постановлению (№1113 от 11.09.07) земельный участок и здание после завершения проекта реконструкции площади должны были перейти в постоянное пользование УМВБ. Вопрос стоимости использования биржей земли и зданий в документе Кабмина был странным образом проигнорирован. Поговаривают, что содействовал этому лично Дмитрий Табачник, который в то время занимался гуманитарными вопросами в правительстве Виктора Януковича. Нового собственника УМВБ - финансового советника Юлии Тимошенко и одного из идеологов создания ВДЦБ Александра Гинзбурга - и Дмитрия Табачника, несмотря на разность политических взглядов, объединяют давние деловые отношения. Офис рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», одной из компаний г-на Гинзбурга, находится в бизнес-центре, который принадлежит младшему брату депутата-регионала - Михаилу Табачнику.
Сам Гинзбург не отрицает своей причастности к поглощению УМВБ, однако истинные мотивы этой сделки предпочитает не афишировать: «Я действительно занимался процессом поглощения контрольного пакета УМВБ, но никто на рынке не задавался вопросом, зачем мне это и что точно я могу сконцентрировать», - заявил он в интервью «Инвестгазете» (ИГ №12). По всей видимости, именно перспектива стать собственником недешевой подольской земли (только само здание биржи вместе с прилегающей к ней землей, по оценкам риелторов, стоит около $150 млн.) подтолкнула новых акционеров УМВБ к весьма радикальным действиям по установлению полного контроля над биржей.
История с УМВБ во многом напоминает ситуацию c новым депозитарием. Обещания создать высокотехнологическую инфраструктуру фондового рынка на деле заканчиваются высокорентабельными операциями с недвижимостью.
Как бы там ни было, но факт остается фактом - ВДЦБ за весьма короткий срок своего существования уже «успешно» израсходовал львиную долю уставного фонда, собранную усилиями Национального банка. Ничем более значительным отличиться за год своего существования новый депозитарий так и не смог. Анонсируемые идеологами суперсовременные депозитарные технологии так и не появились, хотя переговоры по налаживанию контактов со шведской компанией ОМХ - производителем лучших депозитарных технологий в мире - если верить заявлениям в прессе, велись регулярно.
Очевидно одно: поглощение МФС для ВДЦБ, который уже потратил большую часть уставного капитала на недвижимость, - единственный шанс хоть как-то оправдать задекларированные цели создания нового депозитария. Однако пойдет ли это на пользу и без того полумертвому украинскому фондовому рынку, предугадать не так уж и трудно. Редакция и далее будет продолжать расследования на тему развития фондового рынка и людей, которые так или иначе влияют на рынок ценных бумаг. Редакция также готова выслушать мнения всех упомянутых в статье персон.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |