Кризис – самое время снижать налоги
http://investgazeta.net/blogi/krizis-samoe-vremja-snizhat-nalogi-158233/
Светлана Билык, директор отдела налоговых и юридических услуг международной консалтинговой и аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers в Украине, о курсе Рональда Рейгана, снижении налогов и длительном и болезненном выходе из кризиса
Текущий экономический кризис обнажил структурные недостатки украинской системы публичных финансов. В условиях стремительного падения темпов экономического роста и, как следствие, налоговых отчислений традиционный перекос в сторону финансирования социальных выплат привел к хроническому дефициту государственного бюджета. Казалось бы, когда первостепенной проблемой государства является покрытие разрастающегося дефицита, ни о каком снижении налогов не может быть и речи.
Однако, как показывает опыт многих развитых стран, снижая налоговую нагрузку на бизнес, с кризисными явлениями в экономике можно эффективно бороться. Это и неудивительно, ведь согласно постулатам экономической теории снижение налогов позволяет активизировать экономическую активность, высвободить оборотные средства для новых инвестиций, а также стимулировать потребительский спрос.
Правительства развитых стран достаточно часто прибегали к налоговым стимулам экономического роста в периоды экономических кризисов: нынешнего и его предшественников. С точки зрения исторического опыта, наиболее показательным примером является курс Рональда Рейгана по оздоровлению экономики США в 80-е годы. Основная идея курса заключалась именно в существенном снижении налоговой нагрузки на бизнес. Как известно, данный курс оказался достаточно эффективным.
Анализ действий, предпринимаемых развитыми странами для противодействия текущему кризису, также свидетельствует о высокой популярности мер по снижению налогового бремени. С целью высвобождения оборотных средств и стимулирования инвестиционной активности развитые страны уменьшают ставки налога на прибыль предприятий, вводят льготный режим списания затрат на НИОКР, повышают нормы налоговой амортизации, предоставляют отсрочку по уплате налогов и т. д. Для стимулирования потребительского спроса некоторые государства снизили ставки НДС, акциза и ввозных пошлин на определенные виды продукции.
Таким образом, существует целый ряд апробированных налоговых инструментов, позволяющих стимулировать экономический рост. Если эти инструменты настолько эффективны, то возникает закономерный вопрос: почему Украине не перенять существующий в развитых странах опыт борьбы с экономическим кризисом путем снижения налогов? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, снижение налогов само по себе без коренного реформирования украинской налоговой системы вряд ли позволит что-то изменить в темпах экономического роста. Архаичная налоговая система Украины уже давно дискредитировала себя своей неэффективностью и неконкурентоспособностью. Согласно исследованию Всемирного банка «Ведение бизнеса-2010», в рейтинге налоговых систем стран мира Украина занимает 181-е место (наряду с Конго, Венесуэлой и Беларусью). По оценкам ВБ, уровень налоговой нагрузки на предприятие среднего размера в Украине составляет 57,2% от всей его прибыли. Подготовка и подача налоговой отчетности в стране занимает в два раза больше времени, чем в других государствах Восточной Европы, и почти в четыре раза больше, чем в странах-членах ОЭСР. В таких условиях целесообразно говорить не о стимулирующей, а о дестимулирующей функции налогов.
билыкВо-вторых, реформировать налоговую систему необходимо одновременно с внедрением мер макроэкономической и финансовой стабилизации. Это обусловлено тем, что налоги влияют на экономическую активность опосредованно. Если бизнес изначально является неприбыльным и неэффективным, его развитию не помогут никакие налоговые льготы. Предоставление налоговых льгот также может оказаться недостаточно эффективным в условиях галопирующей инфляции ввиду существующей вероятности, что высвободившиеся средства будут направлены на потребление, а не на инвестиции. Кроме того, необходимо тщательно продумать источники покрытия дефицита государственного бюджета, который может образоваться в результате предоставления налоговых льгот. Таким образом, для того чтобы налоговые стимулы заработали, они должны сопровождаться целым комплексом системных и продуманных мер по стабилизации финансовой и макроэкономической ситуации.
Французский экономист Мишель Дидье в своей книге «Правила игры» писал: «Стабилизация налогового пресса напоминает историю о человеке, который говорит: нет ничего проще, чем бросить курить, я уже делал это много раз!» Нам уже сотни раз приходилось слышать о планах по снижению налогового бремени и реформированию налоговой системы. Кризис – полезный период для трезвой и рациональной оценки состояния вещей. Хочется надеяться, что он укажет на острую необходимость принятия конкретных мер по реформированию налоговой системы (включая системное и продуманное снижение налоговой нагрузки). Без этого выход украинской экономики из кризиса может оказаться значительно длительнее и болезненнее.
Всього компаній-членів | 284 | на 29.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 29.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 29.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 29.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 29.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |