Контролер валютного курса

10 листопада 2008
Татьяна Павлюченко, «Дело»

 В частных беседах банкиры жалуются, что им невыгодно продавать валюту по официальному курсу, потому что они по такому же покупают у НБУ, при этом платят 0,5% пенсионного сбора, а также несут значительные издержки по завозу наличной валюты в страну. В итоге покупают дороже, чем продают?
 В прошлую пятницу вечером мы эту проблему решили. Теперь банки смогут продавать наличную валюту по более высокому курсу, но не выше 1,5% от официального. Постановление вступило в силу в субботу, 8 ноября. С одной стороны, оно сделает выгодной для банков продажу наличной валюты, с другой — не даст валютообменным операциям уйти в тень.
 Более того, НБУ планирует упростить операции на наличном рынке и превратить их в обычные торговые, которые, правда, несут в себе риски, появляющиеся при массовом нерыночном поведении банков. Поэтому такие операции и в дальнейшем будут под контролем НБУ.
 Каким образом под контролем? За счет ликвидации обменников, работающих на агентских соглашениях?
 Агентские обменные пункты должны стать анахронизмом. Мы отдаем преимущество прямой работе с банками или финансовыми учреждениями. Поэтому к 1 января 2009 года все обменные пункты, которые работают на агентских договорах, как вы знаете, будут закрыты.
 А сколько сейчас в Украине обменников и сколько из них — агентских?
 Общее количество обменных пунктов в Украине на 1 октября составляло 1169, из них банковских — 446, агентских — 723. Но количество последних постоянно уменьшается.
 Где будут люди покупать валюту, если больше 60% обменных пунктов исчезнет?
 У банков есть свои отделения по всей Украине. В Киеве, да и по Украине в целом, их даже больше, чем обменников. В каждом отделении есть валютная касса, которая работает как обменный пункт. Так что у банков достаточно структурных подразделений, чтобы обеспечить возможность всем желающим обменять валюту без проблем.
 Купить-продать иностранную валюту можно будет только в кассах банков?
 Нет, остаются около 450 банковских обменных пунктов и небанковские финансовые учреждения. Например, «Укрпочта», где тоже есть обменники. Другие небанковские финучреждения также могут получить лицензию у НБУ и работать по этим операциям, но контроль за ними будет, как за банками.
 И все-таки, уход такого количества обменников не может остаться незамеченным для рынка…
 Ликвидация агентских обменных пунктов означает, что без работы останется около тысячи человек. Поэтому мы заинтересованы, чтобы они не просто закрывались, а постепенно транс-формировались, то есть переходили в другой статус. Все прекрасно понимают, что речь идет о более прозрачной и контролируемой работе этих обменников — во время кризиса нужен усиленный контроль. Кто хочет, уже начал трансформироваться.
 То есть с началом нового года очередей возле обменных пунктов мы не увидим…
 Конечно, нет. Скажите, за последнюю неделю вы видели очереди хотя бы перед одним обменником? Ажиотажа нет. Работники НБУ постоянно мониторят ситуацию. Количество валютообменных операций в расчете на один пункт сокращается, хотя объемы увеличиваются. Это свидетельствует о том, что люди адекватно реагируют на изменение курса.
 Может, это свидетельствует о том, что активизировался теневой валютный рынок? Как вы с ним намерены бороться?
 Все тем же Постановлением №356 от 7 ноября. Оно решило проблемы банков с маржой при купле-продаже валюты, которая теперь может достигать плюс-минус 1,5% от официального курса. Теперь банкам будет выгодна эта операция, соответственно теневой рынок иссякнет сам по себе.
 А если банки не будут выполнять требования НБУ и продавать валюту выше установленной маржи в 1,5%? Как вы будете их наказывать?
 В зависимости от серьезности нарушения — письменным предупреждением, штрафами, большими штрафами, отзывом лицензии…

 Нарушителям придется несладко
 За дефицит наличной валюты, который наблюдался на прошлой неделе, кого-то наказали?
а, многие банки и обменные пункты подпадут под штрафы. Сотрудники Нацбанка проверяли их не только в пятницу, четверг, но и в среду. Было выявлено 44 нарушения, по каждому из них будут применены санкции в зависимости от тяжести нарушения. При незначительном — штраф, при более значительном — закрытие обменного пункта. 6-7% агентских обменников, возможно, будут закрыты.
 44 нарушения — это, наверное, только по Киеву. А как вы проконтролируете эти операции в регионах?
 Мы проверяли не только Киев. У нас есть территориальные управления, они так же оперативно работают, как и столичный регулятор. Даже еще более предвзято, потому что в Киеве у Нацбанка все-таки ощущается дефицит кадров — здесь сотрудники больше заняты другими вопросами, например, макроэкономикой. В регионах с этим легче.
 Какие основные нарушения были зафиксированы?
 У ряда банков маржа была больше, чем 3%, некоторые в течение дня меняли курс, вводили незаконные комиссии.
 А когда проблемы с отсутствием доллара будут решены и его можно будет спокойно купить?
 Я думаю, уже сегодня-завтра.
 И что в итоге? Доллар опять вырастет до 6 гривен?
 Поймите, сейчас доллар укрепляется по отношению ко всем иностранным валютам, кроме японской иены. И ослабление украинской гривни на 15-20% находится где-то посредине шкалы девальваций всех валют по отношению к доллару. Так что обусловлено это не только и не столько внутренними проблемами Украины.
 Хотя и внутри страны проблемы есть — стремительно увеличивается дефицит текущего счета, то есть объемы импортных операций превышают экс-портные. Добавьте к этому значительную краткосрочную задолженность украинских банков и предприятий перед внешними инвесторами — до конца первого квартала 2009 года в зависимости от конъюнктуры им необходимо погасить от 4 до 9 миллиардов долларов. А рефинансировать эти долги из-за мирового финансового кризиса очень сложно без участия НБУ.Хорошо, а внешние факторы?
 Дело в том, что в мире — тотальный дефицит доллара. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, американские инвест-банки переходят в разряд коммерческих структур, из-за чего требования к размеру их капитала сильно возрастают. В этих условиях доллар устремляется в США, так как акционерам нужно привести капитал банка в соответствие с его балансом. Или, наоборот, уменьшить баланс активов за счет продажи активов, прежде всего, в других странах, особенно в развивающихся.
 Во-вторых, в США ужесточились требования к коммерческим банкам — теперь на единицу собственных средств можно привлечь намного меньше заемных средств (то есть возросли требования к левереджу).
 В-третьих, так же, как и в Украине, во многих странах граждане держат свои сбережения в долларах, и американцы в том числе. Вот и возникает дефицит американской валюты. Но этот процесс скоро закончится.
 Скоро — это когда?
 Когда будет сформирован экономический блок вновь избранного президента США, когда Обама начнет выводить войска из Ирака и займется оздоровлением американской бюджетной системы.
 По моим прогнозам, американцы начнут выходить из финансового кризиса в начале 2009 года, где-то к февралю. Следом — месяца через два-три  — начнут подниматься финансовые рынки европейских государств, и еще через два-три месяца — развивающиеся рынки, к которым относится и Украина.
 В то же время товарные рынки только где-то к лету следующего года выйдут на пик кризиса. Сворачивание производства, безработица, реальное сокращение доходов населения будет происходить во всех странах мира. Так вот, если из финансового кризиса мы выйдем к лету, то из экономического придется выходить подольше. Наверное, до лета 2010 года.

 Казначеям заработка хватит
 На прошлой неделе вы уменьшили разницу между ценой покупки и продажи валюты с 5 до 3%. Чем вы руководствовались, устанавливая тот или иной размер маржи?
 Мы изучали опыт других стран. Самый большой разрыв между курсами покупки и продажи наличных — 5%. Он обычно применяется в дорогих гостиницах и развлекательных центрах. 1% — мало, потому что не покрываются затраты на покупку валюты, ее хранение. Значит, маржа должна быть около 2-4%.
 Так как в кризисных условиях обороты увеличиваются, то маржу можно установить и 3%. А если будет отменен 0,5%-ный сбор в Пенсионный фонд с купли-продажи безналичной валюты, то этот разрыв может быть уменьшен. По окончании кризиса, в спокойной ситуации, маржа может достигать 4%.
 Банкиры говорят, что НБУ сейчас сам зарабатывает на марже, лишив этого преимущества банки, тем самым вымывая деньги из банков в бюджет…
 Сейчас на валютном рынке неординарная ситуация. Нужно было стабилизировать систему. Поэтому мы иногда действительно принимали непопулярные меры. Чтобы подавить панику на рынке, пришлось принять жесткие меры, из-за которых банкиры несколько дней не получали прибыль. Но поверьте, они от этого серьезно не пострадали. А с 8 ноября они вновь начнут зарабатывать на операциях купли-продажи инвалюты.
 Почему НБУ сразу не решил эту проблему? Тогда бы и банкирам не пришлось страдать.
 На самом деле банки зарабатывали на курсе все время. Давайте считать: купил банк валюту на межбанке и должен уложиться в 3% маржи. Да, заплатил при этом 0,5% в Пенсионный фонд и комиссию за покупку наличной валюты — еще 0,5%. Итого потратил 1%. Пусть еще 1% пошел на содержание обменного пункта, транспортные и другие расходы. Но ведь прибыль у банка все равно осталась — 1%.
 Понятно, что ему хочется заработать побольше, но в условиях кризиса всем надо понимать: эпоха сверхприбылей прошла.
 Сегодня НБУ регулирует межбанк в ручном режиме: погашает заявки с разными объемами по заявленному курсу. Что будет, если регулятор отключит ручной режим, ведь сегодня и так проблемы с большим количеством неудовлетворенных заявок?
 Новые торги на межбанке начались только на прошлой неделе. Рынку нужно время, чтобы приспособиться к новым правилам. Да, есть сбои, ручное управление. Мы работаем над этой системой, вносим предложения, встречаемся с банкирами. Да, сегодня намного больше работы у казначеев банков, есть недостатки, технические проблемы с ее внедрением, но, думаю, в течение недели-двух все будет решено.
 А какой будет маржа при купле-продаже валюты на межбанке?
 На развитых рынках этот разрыв составляет меньше 1%. Мы бы хотели, чтобы и на нашем рынке банки зарабатывали не столько на разнице курсов (так как это немного нечестная игра), сколько на комиссионных клиентов.
 Нормальной считается комиссия от 0,1 до 0,5%. Объемы на межбанке большие, а затрат намного меньше, чем на наличном рынке, поэтому такой комиссии будет вполне достаточно для прибыльной работы казначейства банков, особенно в условиях кризиса.

 Татьяна Павлюченко, «Дело»
http://delo.ua/news/92885/

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 24.11.24
Кількість КУА278на 24.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 24.11.24
Кількість ІСІ1819на 24.11.24
Кількість НПФ*53на 24.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24