Хозяева кэша
Фонды прямых инвестиций - источник «живых» денег и последняя соломинка для компаний среднего бизнеса, обремененных большими долгами. В зоне особого внимания, стремительно дешевеющие вчерашние лидеры рынка слияний и поглощений - ритейл и недвижимость, финансовая розница и FMCG-cегмент
Кризис на финансовых рынках, как и предполагали аналитики, вышел за локальные рамки фондовых бирж и банков и перекинулся на другие отрасли украинской экономики. При этом пессимисты говорят не просто о замедлении темпов роста, и даже не о стагнации, а о возможном сокращении, а то и закрытии целых производств. В поисках денег продается все лишнее. Активы падают в цене. Оптимисты утверждают, что кризис может оказаться краткосрочным, правда, лишь при том условии, что удастся решить долговую проблему украинских предприятий. Однако пока компании уповают лишь на государство. Денег у правительства сегодня не просит только ленивый. Но, как известно, лишних денег не бывает, а у государства их сегодня как никогда мало. Вот и получается, что кризис ликвидности на финансовых рынках существенно преобразит украинский рынок. Одним из основных (и чуть ли не единственным) источником капитала для отечественнных компаний станут средства фондов прямых инвестиций (ФПИ).
Дисконт-центр
По мнению рынка, для ФПИ сейчас самое благоприятное время для инвестирования в украинские компании. «Время для покупки активов в Украине сейчас очень удачное, ведь их стоимость намного ниже, чем до кризиса», - считает управляющий директор Icon Private Equity Кирилл Дмитриев, который осуществил в прошлом году три сделки в Украине (банки «Кредит-Днепр», «Дельта» и крупная агрокомпания). Одним же из условий выбора объектов для инвестирования является возможность осуществления контроля над ними на управленческом уровне. Таким образом, объектами для прямых инвестиций не смогут стать металлургические активы, предприятия электроэнергетики или машиностроительные компании. Но ФПИ потенциально могут инвестировать в сельское хозяйство, пищевую промышленность, легкое машиностроение, розничную торговлю, страховые компании и небольшие банки.
А ведь еще совсем недавно возникающие в Украине ФПИ воспринимались многими финансистами с иронией. Частному фонду было сложно доказать, что его предложение лучше, чем очень дешевый кредит в западном банке, IPO или выпуск облигаций. С началом кризиса ликвидности рынок уже стал «рынком покупателя». И теперь компаниям приходится доказывать, что их активы привлекательны.
«Компании предлагают по своим долговым бумагам ставки в 30%, но даже под такую доходность они не могут найти финансирование», - говорит инвестиционный менеджер Станислав Гудь. В такой ситуации ФПИ действительно могут выступить в роли спасителей бизнеса. «Для многих компаний единственным способом финансирования своей деятельности в нынешних условиях становится продажа долей бизнеса сторонним инвесторам, и фонды прямых инвестиций могут выступить такими инвесторами», - говорит эксперт.
Прямые инвестиции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с кредитами банка. Естественно, это более дешевый финансовый ресурс, чем кредитный. Кроме того, он еще и более длительный. Очень небольшое количество банков готово кредитовать средний бизнес на сроки, превышающие один год, а когда речь идет о прямых инвестициях, средний срок инвестирования оценивается в три-четыре года. Ну и, наверное, один из самых существенных моментов -готовность ФПИ, заинтересованных в существенной капитализации своей доли, вкладывать интеллектуальные и людские ресурсы в предприятие.
Спасение компаний путем их выкупа с большим дисконтом в долгосрочной перспективе может показать очень высокий уровень рентабельности таких фондов. Однако понятно, что теперь придется менять приоритеты: если раньше ставка делалась на безусловный рост рынка, то сейчас - на качество управления и кардинальную перекройку бизнес-моделей в покупаемых компаниях. Согласно различным оценкам, средняя ожидаемая доходность, на которую сейчас ориентируются ФПИ, составляет примерно 35-45% от объема инвестиций, а некоторые более специализированные фонды ожидают доходность по инвестициям в размере до 100%.
И все же пока управляющие предпочитают выжидать, так как нынешние собственники компаний пока еще контролируют ситуацию и не готовы задешево уступать свои активы. Впрочем, торопиться с покупками тем, кто имеет свободные средства, возможно, и не стоит. «Во-первых, ценовые ожидания владельцев компаний, представляющих интерес для фондов прямых инвестиций, остаются завышенными и не учитывают в полной мере коррекцию стоимости активов из-за снижения темпов роста выручки и доходности этих предприятий в будущем. Во-вторых, многие глобальные инвесторы начали перераспределение фондов в пользу других классов активов», - говорит Томас Дикс, руководитель группы сопровождения сделок КПМГ в России и СНГ.
И все же на какую сумму могут рассчитывать украинские компании? Если говорить об объеме рынка ФПИ, то он остается тайной за семью замками. Управляющие отвечают, что проблема в оценке объема этих денег затруднена наличием целого ряда различных типов фондов. Но если сделать кой-какие прикидки, то на данный момент емкость рынка ФПИ можно оценить где-то в два миллиарда долларов. Правда, в реальности из заявленных объемов фонды располагают в лучшем случае третью этой суммы.
Другими словами, украинские компании могут рассчитывать на то, что в их бизнес ФПИ в ближайшие месяцы могут инвестировать до $700 млн. Не так уж и много, учитывая, что сумма их средств все равно не компенсирует уход с рынка нескольких миллиардов долларов кредитов и долговых инструментов украинских и иностранных банков.
Поле чудес В каких же секторах можно ожидать появления ФПИ? По сути фонды прямых инвестиций остаются нишевыми инвесторами, и, на наш взгляд, им будут интересны компании как находящиеся в состоянии пред-IPO, так и компании средней капитализации. Разница только во временном горизонте инвестиций. В капитал компаний, которые готовятся к публичному размещению, можно войти на один-два года. В развивающиеся компании ФПИ могут войти на более длительный срок - пять-семь лет. Секторы, которые интересны фондам прямых инвестиций, - это розница, финансовые организации, небольшие банки и, наверное, все то, что связано с товарами народного потребления - супермаркеты, аптечные сети. Business to business не так интересен сам по себе. В стратегические секторы, как уже было упомянуто - нефть, газ, металлы, private equity funds зайти не могут, поскольку там много крупных национальных и иностранных компаний. Так что если и говорить о секторах, где ФПИ будут работать, то это розница.
Всього компаній-членів | 284 | на 03.01.25 |
Кількість КУА | 279 | на 03.01.25 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 03.01.25 |
Кількість ІСІ | 1829 | на 03.01.25 |
Кількість НПФ* | 52 | на 03.01.25 |
Кількість СК* | 1 | на 31.10.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 650 460 | на 31.10.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 237 | на 31.10.24 |