Карточный домик

25 травня 2009
Ник Пиацца, "Инвестгазета", № 20, 2009

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26492

В своей мартовской колонке я сделал несколько оптимистическое заявление о том, что многое указывает на возможное приближение украинского рынка к своему дну. Я начал сам убеждаться и говорить о том, что дела обстоят не так плохо, как казалось в начале года. А теперь не остается ничего, кроме как шутить на тему, что мое и подобные заявления были восприняты рынком слишком серьезно.

В последние полтора месяца, или, если точнее, девять недель, цены на акции выросли практически вдвое, годовая доходность облигаций, к примеру таких украинских, как «Нефтегаз», сократилась втрое - с 200 до 50% годовых. Однозначно на украинский рынок ворвалась новая волна оптимизма. Но насколько обоснован этот оптимизм?

Цены на акции игроков рынка стали, таких как «Азовсталь» или ЕМЗ, выросли практически на 150% потому, что они начали в этот период производить и продавать больше стали? Нет, они вообще ничего не продавали. Или, к примеру, цены на бумаги украинских финучреждений, таких как Укрсоцбанк, Райффайзен Банк Аваль, «Форум», буквально за десять минут торговой сессии росли на 30%. Я, признаюсь, не знал, чем можно объяснить такой рост своим клиентам. Мне было очень непросто говорить с ними. Ведь за этим ростом нет никаких качественных изменений. Возможно, думали мы, на рынок зашел иностранный капитал? Да, зашел, но незначительный - покупали всего несколько человек. Я скажу вам, что стало причиной произошедших событий, что принесло на рынок «мешок оптимизма». Презентация новой торговой системы - Украинской биржи (УБ), вот что.

Однако давайте внимательнее посмотрим на то, что представляет собой Украинская биржа. Это, по сути, «T+0» система, то есть система, которой движут заказы (order driven system). Последнее означает, что я не могу просто выйти на биржу, найти на ней то, что меня интересует, и заключить сделку, которая через три дня будет полностью осуществлена. «Т+0» система предполагает, что я должен каждое утро вносить в нее определенную сумму денег, на которую и планирую торговать в течение дня, а также выставить с утра в систему все акции, которые планирую продавать. Какой в этом смысл? А что если я захочу продать сегодня больше? Или купить на большую сумму, чем я внес с утра? Более того, я предпочитаю держать свой капитал в банке, а не «выгуливать» его без работы на какой-то площадке.

Мы, откровенно говоря, очень снисходительно относимся к системе, которую использует УБ. С похожей системой нам нужно работать в Грузии. РТС, Грузинская биржа и подобные им системы были запущены с помощью проектов типа USAID в темные девяностые прошлого столетия, в начале становления фондовой системы в странах бывшего Союза, когда на этих рынках понятия не имели, как должна функционировать биржа. И основная задача таких систем заключалась в одном - в минимизации рисков участников торгового процесса. Еще один существенный недостаток работы на Украинской бирже - торговля в гривне. РТС, в отличие от нее, хотя бы торгует в долларах, что позволяет участникам избегать валютных рисков. Мы являемся акционерами УБ, и первое, о чем я подумал после знакомства с ней, - какую огромную возможность наш рынок потерял.

Моя мама часто в детстве в воспитательных целях говорила мне: если все будут прыгать с обрыва, ты тоже прыгнешь? Применимо к случаю с УБ я думал, что урок усвоил, и решил не «прыгать» со всеми. Мы решили держаться в стороне, пока все наши коллеги с рынка прыгнули... и знаете, неплохо заработали в апреле. Участники фондового рынка нарастили цены на 30-70%, гоняя заказы между собой. Абсолютно очевидно, что рост рынка не был осуществлен за счет реальных денег, привлеченных в систему, - ежедневные объемы торгов не превышали миллиона долларов, что в десять раз ниже докризисного уровня, а средняя сумма по одной сделке колебалась в переделах не сотен тысяч, а $3 тыс. Здесь же хочется добавить, что ПФТС росла параллельно с УБ потому, что для работы на последней нужны были акции, чтобы утром «выложить их на полку» - покупаем акции на ПТФС, строим книгу и сидим на ней.

Что произойдет, если не вливать новые деньги в систему? Ее можно до поры до времени разогревать, но когда нужно будет продавать, то кому вы будете продавать? Как только на рынок зайдет большой игрок и начнет продавать, этот мнимый рост обвалится в мгновение. Что и происходило на нескольких майских торговых сессиях, когда в первые часы после открытия биржи цены росли на 9%, а после обеда падали на все 20%. Все, вечеринка окончена, все ринулись к двери.

Последние полтора месяца наши брокеры во всю занимались своими небольшими играми, и то, что тренды на нашем рынке соответствовали трендам России и США, является скорее эффектом самовнушения. Мы убедили себя, что все налаживается, потому что в США все налаживается понемногу, приходили на работу и начинали покупать. Однако первый крупный продавец может свести на нет это ралли в один день. Что это значит для нашего брокерского сообщества? Что будет дальше? К сожалению, у крупных инвесторов сейчас нет поводов для того, чтобы серьезно заниматься украинскими акциями. Поэтому я уверен, что летом мы станем свидетелями постепенного падения всех цен. Карточный домик, который вырос на необоснованном оптимизме, упадет. И очевидно наше лето не будет простым. Хочется верить, что к осени, когда вернутся настоящие инвесторы, как раз обоснованный рост потихоньку начнет свой ход.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24