Как все устроено. Раскрытие информации профессиональными участниками фондового рынка
Профессиональные участники фондового рынка, так же как и эмитенты, обязаны раскрывать информацию о своей деятельности. О том, как происходит процесс отчетности акционерных обществ перед регулятором, мы рассказывали в прошлый раз. Профессиональные участники (торговцы ценными бумагами, компании по управлению активами, негосударственные пенсионные фонды, институты совместного инвестирования, фондовые биржи, депозитарные учреждения), а также саморегулируемые организации и рейтинговые агентства проходят несколько иную процедуру, о которой мы и расскажем подробно ниже.
Начнем с того, что механизм передачи информации в НКЦБФР является унифицированным для всех профучастников фондового рынка. Сейчас он предусматривает электронный формат подачи данных, что соответствует требованиям времени и пожеланиям участников рынка и является мобильным, комфортным и безопасным. Этот процесс четко прописан рядом нормативных документов. В частности, функционирование электронного документооборота регулируется Положением о предоставлении административных данных и информации в виде электронных документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, утвержденным решением от 13.05.2011 № 492 и соответствующими Положениями, утвержденными отдельно для каждого вида деятельности на фондовом рынке и документами нормативно-технического характера.
Теперь рассмотрим порядок представления данных и по ходу определим ключевые термины. Информация, которую раскрывают профучастника, бывает ежедневной, нерегулярной, ежемесячной, квартальной, годовой. Используя программные продукты, участники рынка формируют административные данные и информацию в электронном виде в формате eXtensible Markup Language (XML). XML является на сегодня одним из самых распространенных форматов, он доступен и понятен для восприятия человеком. Далее админданные загружаются в программно-технический комплекс участника рынка, который формирует электронный документ с использованием средств электронно-цифровой подписи (ЭЦП) участников рынка. Отметим, ЭЦП является одним из надежных и распространенных в мире средств защиты электронных документов от подделки. ЭЦП подтверждает достоверность документа, его реквизитов и факта подписания конкретным лицом. Согласно законодательству Украины, ЭПЦ по правовому статусу приравнивается к собственноручной подписи (печати).
Через защищенный канал связи по интернету электронный документ отправляется в Комиссию. Осуществляется проверка ЭЦП и, в случае подтверждения действительности его сертификата и получения от аккредитованного центра сертификации ключей (ЦСК) необходимых реквизитов, Комиссия формирует квитанцию в электронном формате и направляет ее участнику рынка. Эта квитанция подтверждает факт получения регулятором электронного документа.
После обработки файла с административным данным, его проверяют на соответствие требованиям, установленным нормативно-правовыми документами Комиссии. Далее участники рынка в течение конкретно определенного времени получают протоколы контроля в виде электронного документа. В случае принятия Комиссией админданных, протокол контроля включает регистрационный номер и дату принятия админданных Комиссией.
Добавим, что благодаря переходу на электронный формат обмена данными, процедура отчетности происходит очень быстро. В частности, Положением о предоставлении административных данных и информации в виде электронных документов в НКЦБФР установлено, что квитанция, подтверждающая факт получения Комиссией документа с отчетом направляется профучастнику в течение часа с момента доставки файла. На практике же это происходит за считанные секунды. Протокол контроля профучастники получают не позднее, чем через два дня после подачи данных.
Всього компаній-членів | 283 | на 30.09.24 |
Кількість КУА | 278 | на 30.09.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 30.09.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 30.09.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 30.09.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |