Как все устроено. Проверки эмитентов и профучастников фондового рынка

02 серпня 2013
FundMarket, 01.08.2013

http://fundmarket.ua/experts/kak-vsye-ustroyeno-provyerki-emityentov-i-profuchastnikov-fondovogo-rynka-20130801111800/

Олег Мисюра
Директор Департамента контрольно-правовой работы НКЦБФР

Одним из главных элементов государственного регулирования рынка ценных бумаг является контроль деятельности участников рынка ценных бумаг. Чтобы выявить нарушения требований законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах, а также предупредить их, Комиссия проводит проверки деятельности эмитентов и профучасников. О том, как устроена эта работа в регуляторе, рассказал Олег Мисюра, директор Департамента контрольно-правовой работы НКЦБФР.

Полномочия Комиссии по проведению проверок участников фондового рынка ценных бумаг определены Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» и включают:

- проверки финансово-хозяйственной деятельности профучасников и саморегулируемых организаций (СРО);

- проверки деятельности эмитентов относительно состояния корпоративного управления и осуществления операций по размещению и обращению ценных бумаг;

- проверки соблюдения юридическими лицами сроков действия лицензии.

Кроме этого, на основании Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» Комиссия проводит проверки профессиональных участников в сфере финансового мониторинга.

Процедура проведения всех видов проверок (назначение, проведение, оформление результатов) регулируется специальными нормативно-правовыми актами Комиссии.

Разновидности проверок и основания для их проведения

Комиссия уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки. График плановых проверок регулятор определяет ежеквартально, но проверять одного участника можно не чаще одного раза в год.

При проведении плановой проверки существует правило, согласно которому Комиссия письменно уведомляет участника рынка о ней не менее чем за десять календарных дней. Отдельные планы-графики проверок (субъектов первичного финансового мониторинга) Комиссия публикует на своем официальном сайте.

Внеплановые проверки проводятся в случае наличия оснований, предусмотренных нормативно-правовыми актами Комиссии, зачастую, выявления рисков в деятельности профучастника. Рассмотрим более детально основания, при которых Комиссия проводит внеплановые проверки:

- в случае поступления обоснованного уведомления о признаках нарушения требований законодательства;

- во исполнение судебных решений, по требованию правоохранительных органов и других органов государственной власти;

- в случае предоставления лицензиатом заявления об аннулировании лицензии по отдельным видам профессиональной деятельности на фондовом рынке;

- в случае непосредственного выявления нарушения субъектом проверки требований законодательства о ценных бумагах при деятельности на фондовом рынке;

- при вынесении уполномоченным лицом Комиссии постановления о приостановлении производства по делу о правонарушении на рынке ценных бумаг с целью проведения дополнительной проверки;

- при выявлении Комиссией новых документов (обстоятельств), которые не были известны во время проведения плановой или внеплановой проверки, и которые могут повлиять на выводы по результатам проверки;

- при необходимости выполнения решений Комиссии или распоряжений, постановлений, решений уполномоченных лиц Комиссии по устранению нарушений законодательства;

- при непредоставлении в установленный срок субъектом проверки документов (информации) по письменному запросу Комиссии для осуществления невыездной проверки, а также письменных объяснений о причинах, препятствующих представлению таких документов;

- при выявлении и подтверждении недостоверности в документах (информации), предоставленных субъектом проверки по письменному запросу Комиссии для осуществления невыездной проверки, и / или если такие документы (информация) не позволяют оценить выполнение субъектом проверки требований законодательства о ценных бумагах.

Этот перечень является исчерпывающим, по другим основаниям Комиссия не вправе инициировать проведение внеплановой проверки.

В случае проведения внеплановой проверки, необходимость предупреждать о ней заранее не предусмотрена, ведь основания проверки требуют оперативного изучения вопросов. Вместе с тем, руководитель рабочей группы Комиссии должен установить контакт с руководителем акционерного общества, профучасника или СРО для начала проведения проверки. В связи с этим, во избежание недоразумений и составления актов об отсутствии по местонахождению или об уклонении от проведения проверки, что предусматривает возможность аннулирования лицензии, важно, чтобы участники рынка обновляли свою контактную информацию в Комиссии.

Как проходит процесс проверки

Проверка начинается с вручения экземпляра поручения руководителю субъекта проверки или лицу, которое исполняет его обязанности, сообщения о правах, обязанностях и полномочиях рабочей группы, о порядке проведения, основании и вопросах проверки, о правах и обязанностях субъекта проверки.

Руководитель и члены рабочей группы при проведении проверки имеют право беспрепятственно входить в помещения субъекта проверки по служебным удостоверением и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки; требовать у должностных лиц субъектов проверки документы (информацию), необходимые рабочей группе для проведения проверки; изымать на срок до трех рабочих дней документы, подтверждающие факт нарушения; требовать в пределах своей компетенции у должностных лиц субъекта проверки предоставления письменных объяснений; согласовывать с субъектом проверки организационные вопросы проведения проверки.

Во время проведения проверки рабочая группа детально изучает, анализирует и оценивает все необходимые документы, касающиеся деятельности субъекта проверки на фондовом рынке. Особое внимание при проверке обращается на недостатки при осуществлении деятельности на фондовом рынке, которые могут привести к невыполнению субъектом проверки обязательств перед клиентами и другими участниками фондового рынка.

По результатам проверки и предоставления субъектом проверки документов (информации), необходимых для проведения проверки, рабочая группа составляет в двух экземплярах Акт проверки. Второй экземпляр Акта проверки под личную подпись вручается должностному (уполномоченному) лицу субъекта проверки.

Наиболее распространенные нарушения

Если говорить о наиболее характерных нарушениях, которые встречаются в деятельности участников рынка ценных бумаг, то у эмитентов ценных бумаг - это нарушение порядка созыва и проведения общего собрания акционерных обществ, нарушение установленного порядка перевода выпуска ценных бумаг в бездокументарную форму и нарушение прав акционеров на получение информации. Профессиональные участники зачастую нарушают установленные требования и правила осуществления определенного вида деятельности, а также лицензионных условий. Для субъектов первичного финансового мониторинга характерны нарушения сроков регистрации финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу неуведомление Госфинмониторинга об их проведении и нарушения требований Комиссии в части назначения ответственного работника за проведение финансового мониторинга.

Конечно, выявленные нарушения предусматривают ответственность: это и штрафные санкции, и протоколы об административных правонарушениях. Вместе с этим, важной функцией контрольно-правовой работы Комиссии является предотвращение нарушений. В связи с этим, по результатам проверки участнику рынка ценных бумаг может быть вынесено предупреждение, но повторное такое нарушение уже будет предусматривать серьезную санкцию. Также во время проведения проверок рабочая группа обращает внимание участника рынка на методические недостатки в деятельности, которые могут привести к нарушениям в будущем.

Отметим, что еще несколько лет назад наличие санкций со стороны регулятора к участнику рынка почти никак не влияло на его репутацию. В настоящее время изменения в законодательстве ввели определение деловой репутации и определили случаи, когда сведения о ней необходимо предоставлять регулятору, в частности, при получении лицензии, назначении на руководящие должности и т.д. Инвесторы, которые выбирают, услугами какого профессионального участника воспользоваться, или в какие ценные бумаги инвестировать, все чаще интересуются и деловой репутацией такого субъекта. Кроме этого, интернационализация рынков ценных бумаг, когда открываются возможности выхода на зарубежные торговые площадки, также требует наличия безупречной деловой репутации, которая может быть проверена регулятором соответствующей страны.

Новые подходы регулятора к проверкам

Важным элементом контроля НКЦБФР за деятельностью участников фондового рынка является использование подхода, основанного на оценке риска.

Этот подход способствует лучшему пониманию рисков в деятельности участников фондового рынка и позволяет определить сферы, отрасли, группы участников фондового рынка, виды деятельности (зоны риска), где меры контроля (проверки) являются наиболее необходимыми.

Указанный подход позволяет оптимизировать деятельность Комиссии по контролю за соблюдением законодательства участниками фондового рынка (рациональное использование имеющихся ресурсов) и уменьшить количество проверок и нагрузки со стороны регулятора на участников фондового рынка. Ведь в зонах с низким уровнем риска может применяться обычный уровень контроля: пруденциальный надзор и мониторинг деятельности.

Также в настоящее время Комиссия имеет возможность и пытается увеличивать практику проведения безвыездных или, как их еще называют, камеральных проверок. Такие проверки предполагают изучение деятельности участника фондового рынка на основании полученных от него документов и объяснений без выезда представителей Комиссии по его местонахождению. Камеральные проверки могут быть только внеплановыми. По нашему мнению, это ресурсосберегающий способ проконтролировать соблюдение требований законодательства по конкретным вопросам, который является еще одним средством уменьшения нагрузки со стороны регулятора на участников фондового рынка.

Вместе с этим, эффективность такой проверки зависит от объективных и субъективных факторов. Бывают случаи, когда в Комиссию возвращаются запросы из-за изменения местонахождения субъекта проверки или ошибок почты, а несвоевременное предоставление необходимых документов или неполный их перечень требуют дополнительно проводить уже выездную проверку, что приводит к существенному уменьшению эффективности, росту затрат ресурсов как Комиссии, так и участника фондового рынка.

В завершение нашего рассказа о процедуре проверки деятельности профучасников, отметим, что одной из важных функций контрольно-правовой работы, о которой иногда забывают, является выявление пробелов в законодательстве, которые способствуют нарушениям. Комиссия постоянно проводит работу по обобщению результатов проверок для предоставления предложений о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство.

В настоящее время Комиссия активно работает над усовершенствованием законодательства по противодействию манипулированию ценами на рынке ценных бумаг и противоправному использованию инсайдерской информации и повышает эффективность работы в сфере контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24