Как все устроено. Лицензирование профессиональных участников фондового рынка

24 липня 2013
FundMarket, 23.07.2013

http://fundmarket.ua/experts/kak-vsye-ustroyeno-lizyenzirovaniye-profyessionalnyh-uchastnikov-fondovogo-rynka-20130723152848/

Ирина Устенко
И.О. директора департамента регулирования деятельности торговцев ценными бумагами и фондовых бирж НКЦБФР

Общеизвестно, что для ведения определенной профессиональной деятельности необходима лицензия - документ, который подтверждает право юрлица предоставлять определенные услуги и гарантирует, что эти услуги качественные и отвечают требованиям закона.

Отметим, что лицензирование того или иного вида деятельности проводит уполномоченный государственный орган. В данном случае фондовый рынок не исключение, и его профучастники осуществляют свою деятельность на основании лицензий, выданных регулятором. На фондовом рынке таким органом является Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, которая принимает решения о выдаче лицензий, а также их аннулировании, переоформлении или выдаче копий и дубликатов.

Чтобы оценить всю серьезность и ответственность процесса лицензирования, достаточно рассмотреть нормативно-правовой акт, регулирующий данную процедуру. Актуализированное решение Комиссии № 817 «Об утверждении Порядка и условий выдачи лицензий на проведение некоторых видов профессиональной деятельности на фондовом рынке (рынке ценных бумаг), переоформления лицензий, выдачи дубликата и копии лицензии» было зарегистрировано в Министерстве юстиции 1 июня текущего года и вступило в силу 5 июля после официальной публикации. Этот довольно-таки объемный документ был разработан Комиссией во исполнение норм закона о ценных бумагах, а также в соответствии с европейскими директивами. Порядок определяет условия, при которых осуществляется выдача лицензии, а также описывает процедуру и список документов, которые следует подавать в Комиссию.

Давайте определим, какие виды деятельности на фондовом рынке подлежат лицензированию. Итак, к ним относится:

1) деятельность по торговле ценными бумагами, которая включает:

дилерскую деятельность;

брокерскую деятельность;

деятельность по управлению ценными бумагами;

андеррайтинг;

2) деятельность по организации торговли на фондовом рынке;

3) деятельность по управлению ипотечным покрытием;

4) депозитарная деятельность, включающая виды деятельности, предусмотренные действующими на сегодня законами о депозитарной деятельности в Украине;

5) клиринговая деятельность.

Также лицензированию подлежит деятельность институтов совместного инвестирования, но регулируется это процесс отдельным Положением.

Для получения лицензии заявитель предоставляет в общий отдел Комиссии или направляет по почте (заказным письмом) заявление о выдаче лицензии, составленное на государственном языке, и два экземпляра перечня документов, предоставляемых на выдачу лицензии, один из которых с отметкой Комиссии о принятии документов после будет направлен обратно заявителю. Кроме того, документы предоставляются и в электронной форме с помощью автоматизированной системы, размещенной на официальном сайте Комиссии.

К заявлению о выдаче лицензии прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых установлен Порядком № 817. В целом, это стандартизированный список, но он может варьироваться в зависимости от вида деятельности, который подлежит лицензированию. Среди основных документов - заявление о выдаче лицензии, копия устава и выписки из единого государственного реестра. Отметим, что перечень документов и соответственно требования к участникам, которые имеют намерение получить лицензию по сравнению с предыдущими требованиями, был дополнен документами по идентификации владельцев, сведениями об их деловой репутации, а также деловой репутации заявителя и его персонала, что должно гарантировать допуск на рынок только добропорядочных участников, информацией по раскрытию структуры собственности, которая должна позволить Комиссии определить всех собственников и контролеров участника фондового рынка, и установить его связи с другими финансовыми учреждениями. В случае, если профучастник получает лицензию впервые, он также должен подать в Комиссию исчерпывающие финансовые сведения как о себе, так и о своих существенных владельцах.

Заявитель имеет право, кроме документов, предусмотренных законодательством, представить также другие документы, содержащие информацию о финансовом состоянии заявителя и финансовом состоянии владельцев с существенным участием, наличии собственных средств, источниках происхождения средств, деловой репутации соответствующих лиц и т.п.

Все документы, которые подаются заявителем, должны быть оформлены в соответствии с требованиями Порядка выдачи лицензий на проведение профессиональной деятельности на фондовом рынке, в том числе, касаетельно порядка нотариального заверения, перевода в случае необходимости, заполнения установленных Комиссией форм.

Получив заявление на выдачу лицензии и пакет документов, Комиссия приступает к их рассмотрению и проверке. На рассмотрение документов компаний, в которых владельцами являются резиденты, отводится 3 месяца, нерезиденты - 6 месяцев, но можно констатировать, что на практике эта процедура осуществляется быстрее. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается на заседании Комиссии. При этом, для принятия такого решения Комиссия может пригласить на свое заседание руководителя заявителя.

Регулятор может отказать в выдаче лицензии, если предоставлен неполный перечень документов, нарушена процедура их оформления, сведения оказались недостоверными или документы, по сути, не отвечают условиям выдачи. В случае положительного решения Комиссии, регулятор направляет заявителю письмо, в котором указывается необходимость оплаты административной услуги по выдаче лицензии в течение месяца в размере 3 тыс грн. После получения Комиссией данных по оплате заявитель может получить лицензию в Комиссии нарочно.

Теперь рассмотрим ситуации, когда участник рынка обращается в Комиссию для переоформления, выдачи копии или дубликата лицензии.

Копия лицензии выдается в случае наличия у лицензиата обособленного подразделения, которое будет осуществлять профессиональную деятельность на фондовом рынке. Переоформление лицензии необходимо в случае изменения наименования юридического лица или изменения его местонахождения. Дубликат лицензии выдается в связи с утратой лицензиатом данного документа.

В завершение стоит подчеркнуть, что Комиссия постоянно совершенствует лицензионные процедуры, не только приводя их в соответствие с законодательством, но и предлагая собственные инициативы. Например, одной из таких новаций стало внедрение безвременных лицензий, что упростило процедуру и сделало ее менее затратной в финансовом плане, исключение из перечня необходимых для подачи документов, которые содержат информацию, что может быть получена или обладателем которой является Комиссия (учетные карточки, информация о выпусках ценных бумаг, копии сертификатов). Регулятор всегда готов идти навстречу участникам, модернизировать процессы и механизмы регулирования деятельности рынка, делая их понятными и доступными.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24