Как измерить инновации

21 березня 2014
Эдвард Юнг, Forbes, 21.03.2014

http://forbes.ua/opinions/1367712-kak-izmerit-innovacii

ВВП и другие традиционные индикаторы – не лучшее мерило экономического роста, основанного на инновациях. Найдется ли им альтернатива?

Нельзя управлять тем, что невозможно измерить. Эта логика лежит в основе показателя «валовой внутренний продукт», который наряду с другими макроэкономическими индикаторами используют для определения состояния экономики. Политики и специалисты по планированию десятилетиями опирались на показатель ВВП, выстраивая стратегии роста экономики той или иной страны.

Тем не менее, применение традиционных индикаторов, в том числе ВВП, идет вразрез с общепризнанной целью – развитием экономики на основе инноваций. Сегодня в своих балансах государства не учитывают некоторые важнейшие сегменты рынка высоких технологий. ВВП отражает рыночную стоимость всех благ и услуг, которые производятся в стране. Но многие интернет-гиганты – Wikipedia, Facebook, Twitter, Mozilla, Netscape и им подобные – не занимаются производством, а их услуги бесплатны.

Эти крупные игроки уже подрывают бизнес традиционных компаний. Например, в свое время производителя GPS-навигаторов Garmin считали первопроходцем, одной из самых быстрорастущих фирм в США. Но с появлением бесплатных навигационных приложений выручка Garmin резко упала. Другой пример: с каждым звонком через Skype примерно на одну минуту сокращается длительность международных телефонных переговоров.

Эти примеры указывают на то, что есть потребность в показателях для измерения экономического роста с учетом новых типов бизнеса. А поскольку такие индикаторы должны отражать влияние инноваций на экономику, они сами по себе должны быть прогрессивными. С их помощью политики смогут понять, как создавать условия для привлечения новаторов в страну и тем самым гарантировать ей процветание в будущем.

Критерии инноваций должны помогать в определении ценности новых идей задолго до того, как они начнут приносить выгоду, измеряемую традиционными показателями. Потребность в таких индикаторах особенно сильна в развивающихся странах. В качестве показателя роста там чаще всего используют объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Этот индикатор полезен на ранних этапах: чтобы строить предприятия, обучать рабочих и поддерживать деньгами рядовых граждан, небогатым странам нужен зарубежный капитал.

Но зарубежные инвестиции чаще всего идут на низкомаржинальные проекты с невысоким уровнем риска: заводы по выплавке чугуна, производству цемента и т.п. В отличие от них инновации подразумевают больше риска, а в случае успеха – больше выгоды. Даже крупные транснациональные компании поначалу не слишком много вкладывают в новые идеи. Самые революционные инновации будущего могут никак не повлиять на сегодняшние показатели ПИИ или ВВП.

Культуру инноваций пытаются внедрять у себя Китай, Индия, Бразилия и другие развивающиеся страны. Но ориентируясь на ПИИ, чиновники не могут выявлять креативных людей и компании. Как определить ценные (с точки зрения макроэкономических показателей) инновационные проекты за годы до того, как они вырастут в новые Google, Bayer, Alibaba или Porsche? Какие индикаторы лучше всего характеризуют инновационные экосистемы, если те находятся на этапе зарождения?

Некоторые составляющие успешных инноваций хорошо известны. Это талантливые люди, серийные предприниматели с длинным перечнем удачных проектов, стартапы, за которыми стоят признанные венчурные фонды, а также прорывные продукты, защищенные правами интеллектуальной собственности. Недавно аналитики компании Intellectual Ventures провели исследование, призванное определить, можно ли эти составляющие измерить количественно. Предварительные итоги указывают на то, что эта задача осуществима.

Например, эксперты выявили общие черты у пяти IT-стартапов, которые сегодня, спустя три года с момента основания, входят в число самых успешных. Все эти компании подали заявки на регистрацию более чем одного патента, финансируют их сразу несколько крупных венчурных фондов. Кроме того, совокупный доход этих пяти компаний за несколько лет в шесть раз больше, чем у среднестатистического стартапа.

Экономисты могли бы расширить подобные исследования и разработать перечень ключевых показателей эффективности для молодых экономик, основанных на инновациях. Тогда правительствам было бы проще выявлять перспективные стартапы, талантливых людей и продукты. Эти показатели можно было бы применить к любому начинающему IT-проекту. Причем не только в развивающихся, но и в развитых странах, где сейчас мерило успеха – только деньги.

Разумеется, подобные ключевые показатели лишь увеличивают шансы на успех, но не гарантируют его. Инновационным экономикам всегда придется инвестировать сразу во многие проекты, чтобы из их числа выявить победителей. Они, в конечном счете, и заложат основу зрелой экосистемы. Но пусть даже вероятность успеха возрастет ненамного, результат может оказаться феноменальным. Представьте, что в стране могут появиться сразу две компании уровня Apple или Samsung вместо одной.

Изменить отношение к экономическим показателям будет непросто. Но даже страны, где ориентируются на ВВП (а их становится все больше), могут внедрить новые метрики, отражающие реальный прогресс. Политики тоже начинают понимать, что виртуальные активы – творческие способности и навыки предпринимательства –  все больше влияют на благосостояние страны.

Летом 2013 года Бюро экономического анализа США дало понять, что отслеживает новые тенденции, и изменило определение ВВП. Теперь оно лучше отражает вклад интеллектуальной собственности, исследований и разработок в динамику и эффективность экономики страны.

Организация экономического сотрудничества и развития и Европейская комиссия тоже поддерживают инициативы по пересмотру определения ВВП. Обновленный показатель должен отражать устойчивость экономики, уровень жизни и другие важные аспекты благосостояния. Данные и аналитику для этих целей готовят нью-йоркский «Институт нового экономического мышления» и другие организации.

Индикаторы, способствующие инновациям, могут изменить само понимание экономического роста. Они нужны правительствам, в них нуждаются экономисты и все мировое сообщество. Макроэкономике пора идти в ногу с новаторами XXI столетия.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24