Кабмин начнет копить нескоро

22 грудня 2010
Олег Сорочан, "Экономические известия", №225, 2010

http://state.eizvestia.com/full/kabmin-nachnet-kopit-neskoro

В Верховной Раде зарегистрирован проект о внедрении второго уровня пенсионной системы. Но участники рынка оказались ему не рады

Законопроект №7455, разработанный Кабинетом министров, среди многочисленных нововведений, в частности, предусматривает и введение накопительного уровня (второго уровня) системы пенсионного страхования. Разговоры о внедрении накопительного уровня идут еще с 2004 г., однако до сих пор так и не получили практической реализации. Нынешний документ предполагает, что перечислять взносы в накопительный уровень будут лица, которым на момент введения второго уровня будет не более 35 лет. В момент внедрения второго уровня размер взноса составит 2% уплачиваемого гражданами единого соцвзноса, а затем ежегодно будет повышаться вплоть до 7%. При этом изначально граждане будут лишены права выбора, и все средства будут поступать исключительно в Государственный накопительный фонд и администрироваться Пенсионным фондом. И лишь после двух лет существования накопительного уровня к нему будут допущены негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а граждане получат выбор: перечислять взнос либо в частную, либо в государственную структуру.

Эксперты финансовых рынков указывают на ряд непонятных либо же необоснованных положений проекта. Так, например, возможность участия страховых компаний в накопительном уровне пенсионной системы прописывается в проекте. В то же время в тексте мало внимания уделено специфическим требованиям к СК, предлагающим накопительное пенсионное страхование. Сами страховщики жалуются, что их предложения в проекте не были учтены. «Нас не привлекли к обсуждению проекта, поэтому мы не смогли внести важные для страхового рынка предложения. Мы считаем, что проект должен предусматривать возможность компаний по страхованию жизни создавать открытые НПФ и администрировать их»,— сетует гендиректор Украинской федерации страхования Галина Третьякова. Также она считает дискриминационным то, что законопроект не предусматривает возможности людей, которым на момент введения будет более 35 лет, участвовать во втором уровне пенсионной системы. Кроме того, согласно проекту, у граждан не будет возможности добровольного выбора своего пенсионного возраста для получения пенсии из накопительных фондов.

Есть претензии к проекту и у участников фондового рынка. Так, компании по управлению активами смогут подключиться ко второму уровню сразу, однако только если будут соответствовать определенным требованиям. Для того чтобы получить возможность участия в накопительном уровне, им потребуются: опыт управления активами не менее трех лет, собственный капитал не менее 11 млн. грн. и резервный фонд, сформированный за счет прибыли, в объеме не менее 25% от уставного фонда. Кроме того, в ходе конкурса по выбору КУА к ним могут быть установлены требования по размеру активов. «Думаю, что целесообразно исключить норму о наличии у КУА резервного фонда, сформированного за счет прибыли. Особенно с учетом того, что в кризисные годы большинство КУА вообще работали в убыток»,— считает Александр Панченко, директор КУА-АПФ «Тройка Диалог Украина». По его мнению, также логично было бы уточнить норму об опыте управления активами в части конкретно управлением пенсионными активами. Начальник управления активами КУА «Национальный резерв» Игорь Хмилевский добавляет, что нет оснований и для требований по размеру активов в управлении. «Ведь у КУА есть те же венчурные фонды с огромными активами, которые сформированы каким-то одним частным инвестором. А есть открытые фонды, у которых множество участников, но активы могут быть многократно меньше»,— объясняет он.

Также проект предусматривает предельное значение вознаграждения КУА за работу с пенсионными активами второго уровня в размере 0,9% от чистой стоимости пенсионных активов в их управлении за год. Сегодня КУА обычно берут 2-3% за управление активами НПФ. Хотя наверстать упущенное в этом вопросе они смогут за счет больших объемов накопительного уровня. Не слишком радует финансистов и тот факт, что НПФ будут допущены ко второму уровню пенсионной системы лишь спустя два года после его введения.

Впрочем, исходя из текста законопроекта, накопительный уровень будет введен лишь с того года, в котором будет ликвидирован дефицит бюджета Пенсионного фонда (на данный момент оценивается в 60 млрд. грн.). Участники финансовых рынков переживают, что такая норма отложит введение накопительного уровня на неопределенный срок.

«Норма о том, что второй уровень будет введен после достижения бездефицитности ПФ, не имеет никакого смысла. Потому что накопительный уровень как раз и должен быть введен, в том числе, для ликвидации этого дефицита в будущем»,— комментирует Игорь Хмилевский. На данный момент проект дорабатывается правительством, и эксперты надеются, что это положение будет исключено из него.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 04.10.24
Кількість КУА278на 04.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 04.10.24
Кількість ІСІ1815на 04.10.24
Кількість НПФ*53на 04.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24