“К экономическому росту надо готовиться уже сейчас”

29 липня 2009
"Бизнес", №30, 2009

http://business.ua/i861/a25064/

Пьер Дефрень, исполнительный директор неправительственной организации при Евросоюзе “Мадариага”, член Международного консультативного совета Фонда “Эффективное управление”, уверен, что местные власти должны активизировать деятельность по привлечению инвесторов в регионы

Хотелось бы напомнить, что последние 50 лет мы наблюдали в основном лишь положительные тенденции в мировой экономике — она непрерывно развивалась. Да, в экономике отдельных стран, регионов были периоды кризиса, но мировая экономика в целом переживала беспрецедентный рост. Характерной особенностью этого периода стало то, что чрезвычайно высокими темпами развивалась международная торговля, и в значительной степени за счет этого поднимались экономики Японии, Южной Кореи, Китая.
    В 2009 г. наблюдается экономический спад в масштабах мировой экономики. Впервые за последние полвека мы сталкиваемся с сокращением объемов мировой торговли и инвестиционных потоков.
    Но я уверен, что спад не может продолжаться вечно, и именно сейчас каждой стране, каждому региону следует определить приоритеты экономического развития. Конечно, вряд ли стоит ожидать быстрого восстановления экономики до докризисного уровня, но меры, которые предпринимают и США, и Китай, и Европа для преодоления кризиса, позволяют ожидать восстановления экономики в ближайшем будущем (об антикризисном стимулировании см. БИЗНЕС №8 от 23.02.09 г., стр.14, 15; №10 от 09.03.09 г., стр.38-40; №11 от 16.03.09 г., стр.12, 13. — Ред.). Начнут повышаться потребительский спрос и увеличиваться инвестиционные потоки. Если говорить об Украине, то большую роль в повышении конкурентоспособности страны и ее отдельных регионов может сыграть приток прямых инвестиций. Но следует отметить, что регионы должны конкурировать между собой за право получения инвестиций: они должны поступать в те регионы, города, где будет налажена инфраструктура, созданы хорошие налоговые условия для ведения бизнеса. То есть инвестиции извне, конечно, важны, однако еще более важно их сочетание с внутренними ресурсами и законодательной базой (об инвестклимате см. БИЗНЕС №26 от 29.06.09 г., стр.17-20. — Ред.).

Особенность момента
    Задача любой экономики — суметь оседлать будущую волну инвестиций. Воспользоваться плодами восстановления экономического роста мировой экономики смогут те регионы, которые во времена кризиса смогли подготовить необходимое основание для привлечения инвестиций, создали условия для развития предпринимательства и производства.
    На мой взгляд, регионам и странам необходимо разработать разумную политику государственных инвестиций в ключевые инфраструктурные направления. Речь идет не только о материальной инфраструктуре, но и о человеческом капитале, институциональных изменениях в стране. Если говорить, в частности, об Украине, то главное для нее — изменить стиль ведения бизнеса и решения проблем. Это, конечно, непросто. Но чрезвычайно важно устранить коррупцию, ибо она является одной из основных причин оттока инвестиций из страны.
    Для привлечения средств Украине необходимо снять ограничения на перемещение капитала, а также предпринять дальнейшие шаги по развитию фондового рынка, законодательно защитить права акционеров. Правительства многих стран предпринимают активные действия для смягчения последствий кризиса. Внедряются масштабные антикризисные меры для стабилизации ситуации на финансовых рынках и поддержки реального сектора экономики. В таких стрессовых условиях понимание политиками, бизнес-лидерами и обществом в целом фундаментальных факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост в той или иной стране, обретает принципиальное значение.
    Людям, определяющим экономическую политику страны, надо сознавать, что при столь высоком уровне фискального давления на экономику сложно ожидать бурной инвестиционной активности от предпринимателей. Если ситуация будет законсервирована, это приведет к увеличению тенизации экономики и подавлению предпринимательской инициативы (об увеличении доли теневой экономики см. БИЗНЕС №8 от 23.02.09 г., стр.25-27. — Ред.).
    На протяжении многих лет высокие налоги были одним из основных барьеров для ведения бизнеса, повышения конкурентоспособности и экономического роста. При этом, как показывает практика, при снижении налогового давления увеличивается база налогообложения, так как часть бизнеса выходит из тени. Кроме того, такая мера способствует ужесточению конкуренции и, как следствие, экономическому росту.

Лидеры на местах
    Украинская экономика и украинское общество все больше интегрируются в мировую: получили доступ к крупнейшим рынкам, соответственно, необходимо конкурировать с крупнейшими игроками как на Западе, так и на Востоке. Это означает, что придется использовать конкурентные преимущества страны.
    Стоит отметить, что Украина очень богата сырьевыми ресурсами, полезными ископаемыми, кроме того, обладает значительным человеческим потенциалом. Необходимо сделать все возможное, чтобы уже сейчас он использовался на всех уровнях — национальном, областном, местном.
    Ключевой вопрос обеспечения устойчивого развития страны — эффективность местной власти, передача полномочий территориальным общинам. Без их активного участия в управлении, без учета их нужд и потребностей невозможно выстроить эффективную экономику ни на региональном, ни тем более на общенациональном уровне. Необходим мониторинг действий чиновников со стороны общины, общественных организаций, бизнес-ассоциаций — они должны оценивать, насколько эффективно работают власти. Чиновник должен продуктивно трудиться на пользу общества.
    В этом смысле перспективным направлением может стать изучение европейского опыта и адаптация его к украинским реалиям.
    Европейский Союз за последние годы разработал эффективную политику содействия региональному развитию. Она заключается не просто в передаче определенных ресурсов из Брюсселя в регионы, а в развитии качества местного лидерства, предоставлении региональным общинам возможности взять инициативу в свои руки и делать что-то для изменения ситуации в регионе. Руководители не должны бояться брать на себя ответственность. Именно такая политика стала ключевым фактором успеха развития регионов в ЕС.

Единые правила
    В условиях экономического кризиса довольно часто можно услышать, что весьма эффективно создание особых экономических зон с особыми режимами инвестирования и налогообложения. Я отношусь к деятельности так называемых специальных экономических зон (СЭЗ) с некоторым подозрением. Особенно когда речь идет о стране, в которой система управления налажена ненадлежащим образом. Ведь создание государством СЭЗ — это своего рода трюк, цель которого — выработать определенные стимулы, в частности, налоговые, для иностранных инвесторов. Но если существуют проблемы в системе управления, желаемых результатов от прямых иностранных инвестиций государство не получает. Поэтому я считаю, что первоочередные задачи, например, для Украины, — улучшить регуляторную среду, содействующую предпринимательской активности граждан, изменить стиль мышления людей, в частности, поощрять личную предпринимательскую инициативу.
    Отмечу, что, несмотря на сокращение в 2005 г. количества обязательных процедур, необходимых для регистрации бизнеса, Украине так и не удалось внедрить эффективную систему регистрационных центров, работающих по принципу “единого окна”. Затраты предпринимателей на открытие нового бизнеса сократились незначительно.
    Кроме того, сохраняются барьеры на пути ухода с рынка неэффективных компаний, что связано как с высокими затратами времени на закрытие бизнеса, так и со сложностями применения процедуры банкротства. Практически заблокированная с 2005 г. приватизация препятствует привлечению инвестиций, реструктуризации отраслей экономики, развитию малого и среднего бизнеса.
    Важными направлениями экономической политики должны стать возобновление полномасштабной приватизации и отмена моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Это позволит привлечь дополнительные средства, которые должны быть использованы для финансирования развития инфраструктуры, в частности, коммунальной и транспортной. В свою очередь, это улучшит условия ведения бизнеса и будет способствовать экономическому росту.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24