“Инвесторы не будут искать компанию, информация о которой размещена на доске объявлений в селе”

08 листопада 2010
Анна Уляницкая, "Бизнес", №45, 2010

http://www.business.ua/articles/business_people/6537/

“Инвесторы не будут искать компанию, информация о которой размещена на доске объявлений в селе”, — считает Штефан Хёфер, вице-президент Франкфуртской фондовой биржи.

Франкфуртская фондовая биржа (ФФБ; официальное название — Deutsche Boerse AG) — крупнейшая фондовая площадка Германии и одна из крупнейших бирж в мире. По состоянию на конец первого полугодия 2010 г. ее капитал составил EUR10,2 млрд. На ФФБ торгуются ценные бумаги (ЦБ) более чем 10 тыс. компаний из 70 стран.

В том числе и депозитарные расписки (одна депозитарная расписка дает право на определенное количество акций) 52 украинских эмитентов. Среди них такие “голубые фишки” украинского фондового рынка, как “Укртелеком”, “Укрнафта”, “Мотор Січ”, “Галнафтогаз”, “Стирол”, “Интерпайп”, Нижнеднепровский трубный завод, “Азовсталь”, “Західенерго”.

Однако, несмотря на то, что Deutsche Boerse считается одной из самых ликвидных бирж в мире, сделки с этими бумагами на данной площадке проходят крайне редко. На украинских биржах ликвидность ЦБ наших эмитентов в разы выше.

Дело в том, что все депозитарные расписки отечественных предприятий торгуются на ФФБ на так называемом неофициальном рынке, на котором крупнейшие институциональные инвесторы, такие как пенсионные фонды, согласно законодательству Европейского Союза, практически не имеют права приобретать ЦБ.

Данное требование законодательства частично вызвано тем, что эмитенты, акции которых котируются в нижнем сегменте листинга, практически не раскрывают о себе никакой информации. Интересно, что руководство некоторых украинских предприятий часто даже не подозревает о том, что ЦБ их компании можно приобрести в Германии, так как не принимало никакого участия в выводе своих акций за рубеж.

Дело в том, что сделать это может любой брокер, купив акции на свое имя или по желанию клиента-акционера. Ставить эмитента в известность о совершении этой процедуры вовсе не обязательно. Естественно, ничего не подозревающее руководство предприятий не подает о себе никакой информации в Германию.

О перспективах украинских эмитентов на ФФБ в эксклюзивном интервью БИЗНЕСу рассказал Штефан Хёфер, вице-президент Deutsche Boerse.

О ликвидности

— С чем связан ваш визит в Украину?

— В Украине очень много интересных для нас компаний, которые могли бы разместить свои ЦБ на нашей бирже. Мы хотим сделать Deutsche Boerse более заметной для украинских эмитентов.

Дать им больше информации о нас, о том, как проводить размещение. Также мы поддерживаем общение с украинскими компаниями, акции или депозитарные расписки которых сейчас котируются на Deutsche Boerse и которые планируют продвижение в более высокий сегмент рынка.

— В последние годы Лондонская и Варшавская фондовые биржи с привлечением украинских эмитентов справлялись лучше. Так, на основной площадке Лондонской фондовой биржи (ЛФБ) сейчас котируются акции четырех украинских эмитентов, на Варшавской фондовой бирже (ВФБ) — двух. В то время как на Франкфуртской фондовой бирже акции украинских компаний не торгуются на основной площадке. Чем вы можете объяснить это?

— Мы опоздали с началом продвижения нашей биржи в Украине. Конкуренты опередили нас. Это основная причина. Кроме того, Варшавская фондовая биржа ближе к Украине. Между Украиной и Польшей практически нет языкового барьера. Это тоже может быть одним из факторов их успеха.

— Чем проведение IPO на Deutsche Boerse отличается от размещений на других фондовых биржах?

— Deutsche Boerse — наиболее ликвидная фондовая площадка в мире, что подтверждает такой объективный источник, как Мировая федерация фондовых бирж (World Federation of Stock Exchanges). Так, в сентябре этого года скорость оборота ЦБ (коэффициент, который показывает, как быстро обращаются акции компании на фондовой бирже — Ред.) на Deutsche Boerse составила 115%, в то время как на ЛФБ и ВФБ — 57% и 45% соответственно.

— Как известно, на неофициальном рынке Deutsche Boerse котируются бумаги нескольких украинских эмитентов. При этом покупатели почти не проявляют интереса к ним. Чем это обусловлено?

— Все украинские компании, торгующиеся на Deutsche Boerse, находятся в нижнем сегменте листинга. Дело в том, что на ФФБ представлены два основных рынка: регулируемый, ликвидность которого очень высока, и так называемый неофициальный рынок (Open Market), где к компаниям предъявляется меньше требований и, соответственно, ликвидность более низкая. Чем выше сегмент, тем жестче требования к компаниям и тем выше ликвидность.

В чем суть этих требований?

— Прежде всего речь идет о раскрытии информации о компании, ее прозрачности. Таким образом, ликвидность зависит от политики самого предприятия. Менеджмент решает, в каком сегменте котироваться акциям его предприятия.

Прозрачность здесь — самая главная составляющая. И проявляется она не только в подаче регулярной отчетности, но и в том, как часто компания сообщает новости о себе инвесторам.

Почему, на ваш взгляд, наши компании не хотят становиться “прозрачными”?

— Главная причина в том, что ваши национальные стандарты бухгалтерской отчетности нельзя использовать в проспекте эмиссии согласно законодательству Европейского Союза. В то же время международные стандарты финансовой отчетности (МСФО. — Ред.) в Украине начали применять относительно недавно.

Одно из требований для компаний, желающих торговаться на регулируемом рынке, — предоставлять отчетность в формате МСФО. А многие украинские предприятия на протяжении долгих лет подавали ее исключительно в соответствии с национальными стандартами.

Еще одна причина — это низкая активность в отношениях с инвесторами или вообще отсутствие таковой. Я думаю, так происходит потому, что для многих компаний это абсолютно новое направление. Это касается не только Украины — в России аналогичные проблемы.

— Вы говорили, что у наших компаний низкая ликвидность, так как они торгуются не на основном рынке. Но, например, акции некоторых украинских компаний представлены в Лондоне на основной площадке. Между тем их ликвидность очень низкая.

— У нас разная структура фондовых бирж. В Лондоне торгуется очень много компаний не только из Украины, но и из России и Казахстана. Однако они не привлекают инвесторов, так как это компании с развивающихся рынков.

— Тем не менее это крупные предприятия с неплохими показателями…

— Да. Но если говорить, например, об институциональных инвесторах, то существуют фонды, которые специализируются на капиталовложениях в развивающиеся рынки. Отмечу, что в целом на рынке таких фондов не очень много. И инвесторов, покупающих акции компаний с развивающихся рынков, также мало.

Большая часть подобных фондов при принятии инвестиционного решения обращает внимание в первую очередь не на регион, а на отрасль экономики в целом, к которой относится компания. И выбирает самые лучшие компании из этого сектора. Чаще инвесторы интересуются отдельным сектором экономики, а не определенным регионом.

На нашей площадке представлены компании из всех экономических отраслей. По каждой из них рассчитывается свой индекс (всего более 3000 индексов). Поэтому эмитентам легко сравнить свою компанию с другими предприятиями и оценить свои возможности. А инвестору удобно отслеживать изменение цен на рынке по конкретным сегментам.

— Каким образом можно увеличить ликвидность украинских компаний?

— Прежде всего нужно правильно выстраивать работу по связям с инвесторами. Эмитент должен понимать, как найти их. Инвесторы не будут искать компанию, информация о которой размещена на доске объявлений в селе.

Чтобы привлечь крупный иностранный капитал, необходимо подготовить хороший проспект эмиссии. Кроме того, нужно убедить инвесторов. Следует пойти к ним и рассказать, в чем преимущество компании перед другими, как она работает.

— Кто покупает акции украинских компаний на Deutsche Boerse?

— Инвесторы практически всех категорий. К сожалению, на регулируемом неофициальном рынке среди покупателей почти нет крупных институциональных инвесторов. Таких, например, как пенсионные фонды. Правила, которыми руководствуются данные институциональные инвесторы, очень часто запрещают им приобретать ЦБ, торгующиеся в самом низком сегменте рынка.

Или разрешают, но в очень ограниченном количестве — не более 5% портфеля. Поэтому такие инвесторы вынуждены смотреть только на компании, акции которых торгуются в высшей категории на регулируемом рынке. А на неофициальном рынке представлены в основном частные инвесторы. В то же время именно институциональные инвесторы приносят на рынок ликвидность.

О глобализации

— Известно, что Deutsche Boerse объединяет несколько фондовых бирж. Расскажите об этой структуре.. 

— Deutsche Boerse организовывает 19 фондовых бирж (к примеру, Ирландская фондовая биржа организована за счет Deutsche Boerse). Они самостоятельно осуществляют допуск компаний к торгам. Но все остальное — прерогатива Deutsche Boerse. Эти биржи используют нашу торговую систему Xetra, систему надзора и др. Это можно сказать о Венской, Люблянской, Софийской фондовых площадках, американской бирже ICE (специализируется на торговле деривативами). На Deutsche Boerse торгуют более 250 иностранных инвестиционных банков и 4,6 тыс. трейдеров из 18 стран.

Только 37% сделок заключают инвесторы из Германии. Остальные 63% приходятся на долю других стран — Великобритании (28%), США (12%), Франции (10%) и др. Очень важно, чтобы компания при проведении IPO выбрала международную площадку.

Почему?

— Торги ЦБ проходят в глобальном масштабе. Не имеет значения, где расположен инвестор. Главное, чтобы он имел доступ к необходимой ему торговой площадке. Поэтому, в принципе, неважно, где эмитент планирует проводить размещение.

Даже если вы поедете в Южную Африку, инвестор последует за вами, если вы ему интересны. Большинство вкладчиков имеют возможность получить доступ к покупке ЦБ на любой международной бирже.

— Что вы думаете об украинских фондовых биржах?

— Украинские фондовые биржи имеют ограниченные связи и доступ к международным инвесторам. Это самая большая проблема. Именно поэтому компании, особенно с развивающихся рынков, стремятся получить листинг за границей.

О развитии биржи

— В Украине 10 фондовых бирж. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) планирует уменьшить их количество. Насколько известно, в Германии тоже много фондовых бирж.

— Да, в Германии в каждом регионе есть своя фондовая площадка. Всего их семь. Каждая биржа имеет свою собственную структуру. Это отдельные институты, но они используют единую торговую систему. Акции одной и той же компании можно купить на любой фондовой бирже. При этом более 90% объемов торгов в Германии проходит на ФФБ.

Эти семь бирж будут объединяться?

— Они стремятся к этому уже 15 лет. Но пока вопрос не решен.

— Почему?

— По политическим причинам. Каждый регион преследует собственные цели в отношении своих фондовых бирж.

Варшавская фондовая биржа готовится к приватизации и планирует провести IPO 9 ноября. Проводили ли вы IPO собственной биржи?

— Deutsche Boerse стала публичной компанией еще в 2001 г. Мы провели очень успешное IPO. И теперь 100% акций компании торгуются на ФФБ. Таким образом, каждый может стать акцио­нером Deutsche Boerse AG. Более того, акции Deutsche Boerse входят в немецкий индекс “голубых фишек” — DAX30, который рассчитывается на нашей бирже. Любой инвестор может приобрести наши акции.

— Deutsche Boerse — это прибыльная организация?

— Очень прибыльная. Согласно данным информационного агентства Bloomberg, в июле этого года Deutsche Boerse вышла в мире на первое место среди фондовых бирж по прибыльности, обогнав такие площадки, как Лондонская, Нью-Йоркская и Гонконгская.

EBITDA (прибыль до осуществления процентных выплат, налогов и амортизации.Ред.) Deutsche Boerse AG в июле составила EUR274 млн. При этом только 3% от всего дохода мы получаем от платы за листинг.

Частично это можно объяснить тем, что у нас эмитент и инвестор могут получить практически весь перечень услуг, что называется, под одной крышей. Наша биржа имеет расчетно-клиринговую систему, а также оказывает услуги по хранению ЦБ.

— Планирует ли Deutsche Boerse приобретать фондовую биржу в Украине?

— Я не могу комментировать этот вопрос.

Об инвестициях

Если бы вы инвестировали в украинские ЦБ, что бы вы купили?

— Я уже приобретал акции украинских компаний, которые торгуются на Deutsche Boerse. Это была успешная инвестиция. Думаю, что сделаю это снова, если увижу интересную для себя компанию и получу о ней достаточно информации.

Где вы нашли информацию о наших компаниях, когда принимали решение о покупке?

— На сайте Deutsche Boerse.

— А почему вы не купили акции, которые торгуются на украинских фондовых биржах?

— Банк, в котором я обслуживаюсь, не имеет прямого доступа к украинским торговым площадкам. Это основная проблема. А искать банк, который будет иметь такой доступ, и переводить потом туда деньги немного затратно для меня. 

Досье БИЗНЕСа

Штефан Хёфер, вице-президент Deutsche Boerse

Образование: Кельнский университет (1989 г.), степень MBA.

Карьера: начинал трудовой путь на ФФБ в отделе электронных торговых систем; 1997-1999 гг. — работал в отделе “новых рынков” ФФБ; 1999-2001 гг. — участвовал в нескольких проектах по развитию биржи в Центральной и Восточной Европе; 2001-2002 гг. — глава отдела маркетинга Newex Boerse AG (торговый сегмент для ЦБ из Центральной и Восточной Европы); с мая 2002 г. — вице-президент Deutsche Boerse.

Семейное положение: не женат.

Увлечения: теннис, лыжи, садоводство, чтение.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 04.10.24
Кількість КУА278на 04.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 04.10.24
Кількість ІСІ1815на 04.10.24
Кількість НПФ*53на 04.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24