Инвестортест

22 червня 2012
Елена Мошенец, "Инвестгазета", №23, 2012

http://investgazeta.net/finansy/investortrest-162901/

Лучший сайт для инвесторов — у компании ДТЭК. Хуже всех дела обстоят у Покровского шахтоуправления. Такие итоги первого рейтинга IR Online

Эволюция корпоративных сайтов из визиток компаний в инструмент принятия решений для инвесторов — тренд пока еще новый для украинского бизнеса. Между тем мировые исследования качества корпоративного управления включают вэб-страницу в перечень обязательных параметров анализа. Совместно с USAID инвесткомпания Concorde Capital подвела итоги исследования вэб-страниц украинских публичных компаний — IR Online. Исследование — одна из составляющих общего рейтинга компаний по уровню качества корпоративного управления. Основной акцент сделан на доступности информации о бизнесе, представленной на интернет-странице, для существующих и потенциальных инвесторов. Эксперты рейтинга проанализировали сайты 100 эмитентов, которые ведут бизнес в Украине. Практически половина этих компаний проводила размещения на иностранных фондовых биржах и выпускала еврооблигации, остальные — это наиболее ликвидные компании из торгующихся на украинских площадках. По словам предправления Украинской биржи Олега Ткаченко, раскрытие информации является наиболее простым и понятным индикатором открытости компании и ее готовности общаться с инвесторами. «Корпоративный веб-сайт — это первое, что изучают инвесторы, начиная анализ бизнеса», — добавляет руководитель IR Academy Анна Горбенко.

Четыре критерия

«Учитывая специфику формирования украинского фондового рынка, когда в середине 90-х акционерами внезапно стало большое число неподготовленных людей, вопрос защиты прав миноритариев со временем занял важное место», — объясняет руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. Поэтому если у собственников бизнеса были конфликты, при размещении акций новые инвесторы хотят понимать, что сейчас происходит в компании и как будут защищены их права.

В идеале сайт должен содержать всю информацию, в которой могут нуждаться нынешние и будущие акционеры. Это первый и наиболее важный критерий, считают авторы IR Online. Кроме специалистов Concorde Capital, сайты оценивали семь независимых экспертов по 15 номинациям, а также неподготовленные пользователи, которые на своем опыте проверяли, можно ли на сайте в течение пяти минут найти ту или иную нужную информацию. Например, сведения о выручке компании в 2010 году, количестве членов правления, фото финансового директора, дату последней презентации или контакты человека, отвечающего за связи с инвесторами. Сложнее всего оказалось это сделать на веб-страницах аэропорта «Борисполь» и Покровского шахтоуправления. Оценивались и технические особенности сайта: наличие мобильной версии, RSS-рассылки, интерактивных элементов, карты сайта и поисковой строки. Минимум этих параметров оказался на страницах компаний «Киевстар», «Житомироблэнерго», «Донбассэнерго», «Богдан Моторс». Последний аспект исследования — наличие вэб-страниц на разных языках. Около четверти компаний имеют лишь один полноценный языковой вариант страницы, как правило, русский или украинский. Шесть сайтов представлены на четырех языках. К примеру, набор из украинского, русского, английского, польского  характерен для агрокомпаний, которые торгуются на Варшавской фондовой бирже (KSG Agro, Ovostar, Milkiland). «Агротон» пошел еще дальше, заменив в этом наборе украинский язык на немецкий.

Развенчанные мифы

Исследование показало и ряд парадоксов: хороший сайт вовсе не гарантирует симпатию инвесторов. Примером тому может быть страница агрохолдинга «Авангард», который не единожды переживал конфликты с кредиторами, а отношение инвесторов и аналитиков к компании сегодня крайне негативное. Что же касается экспертов IR Online, то они оценили страницу «Авангарда» как одну из лучших: есть специальная секция для инвесторов с презентациями, аналитикой, годовыми отчетами, рейтингами, календарем и контактами IR-менеджеров. Все это дополняется легкостью поиска, наличием трехъязычной версии и крупными цифрами на первом плане, характеризующие позиции компании на рынке. Все вместе это дало возможность компании Олега Бахматюка получить 96% из 100% и занять вторую позицию в общем рейтинге, уступив только ДТЭК. Такая «подготовленность» объясняется IPO компании на основной площадке Лондонской биржи в 2010 году. Из топ-10 лучших компаний по уровню IR Online семь котируются на мировых фондовых площадках. Оставшиеся три (ДТЭК, «Метинвест» и ПУМБ) входят в СКМ — крупнейший частный холдинг страны. Неоднократно обсуждался вопрос о возможном размещении их акций на публичных рынках капитала, но пока они ограничились лишь выпуском еврооблигаций.  Одна из основных проблем публичных компаний — это ориентация сайта на конечного потребителя продукта и почти полное отсутствие информации для инвесторов. Примером таковых может быть корпорация «УкрАвто», набравшая 23% из возможных 100%. Дизайнерский креатив — еще один бич украинцев. В погоне за нестандартными решениями многие забывают о навигации, удобстве и простоте использования. К примеру, разработанный Студией Артемия Лебедева сайт Аэропорта «Борис­поль» в итоге занял лишь шестое место с конца. А еще по сайтам легко определить «флагманский» актив финансово-промышленной группы. Как правило, сайты таких компаний наиболее информативные и удобные. Взять, например, компании ТММ и Sintal, принадлежащие Николаю Толмачеву, разница в баллах которых в рейтинге IR Online составила 20%. Те же тенденции прослеживаются в группах СКМ и «Финансы и Кредит».

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 20.10.24
Кількість КУА278на 20.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 20.10.24
Кількість ІСІ1815на 20.10.24
Кількість НПФ*53на 20.10.24
Кількість СК*1на 31.08.24
Активи в управлінні КУА, млн грн659 602на 31.08.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 173на 31.08.24