Инвестиции в искусство

10 лютого 2012
Яков Шляпочник, РБК-daily, 07.02.2012

http://www.rbcdaily.ru/finance/opinion/562949982750360.shtml

Как известно, по результатам 2011 года инвестиции в искусство оказались более доходными, чем американский рынок акций: индекс Mei Moses All Art Index в очередной раз обогнал индекс S&P 500, показав среднегодовую доходность 7,8% против 2,7%. Очевидно, что это результат влияния многих факторов, однако основной причиной стал процесс, который идет уже несколько десятилетий: из традиционно альтернативного инвестиционного инструмента произведения искусства превращаются в защитный.

Продолжительная нестабильность на мировых рынках заставляет искать новые надежные инструменты инвестирования. Арт-рынок практически не зависит от рыночной ситуации и стоимости других классов активов, благодаря чему произведения искусства великолепно подходят для диверсификации портфеля. Считается, что оптимальной долей арт-объектов в портфеле является 5%. Если учесть стоимость инвестиционно привлекательных произведений искусства, становится очевидно, что данный инструмент доступен только наиболее состоятельным инвесторам. По данным аналитического портала www.artprice.com, который фиксирует и анализирует информацию о продажах произведений искусства, прошедших на аукционах по всему миру, к арт-активам инвестиционного качества может быть причислено не более 10% от всего количества произведений искусства, обращающегося на аукционном рынке. Конечно, возможен вариант приобретения произведений менее известных и популярных авторов, что существенно сократит стоимость покупки, однако такие инвестиции гораздо более рискованны.

Арт-рынок подходит только для долговременных инвестиций, в идеале срок инвестирования должен составлять не менее десяти лет. Помимо вопросов доходности и движений рынка стратегия buy and hold имеет и другое, более прагматичное объяснение. Дело в том, что покупка произведений искусства всегда влечет за собой дополнительные траты, которые, как правило, составляют значительную часть суммы, потраченной на приобретение самого объекта: затраты на экспертизу, транспортировку, хранение и страхование. Кроме того, стоит учитывать, что на стоимость конкретного произведения влияет множество факторов, в числе которых крупные публичные покупки подобных произведений на международных аукционах. Поэтому продажа произведения искусства должна быть тщательно подготовлена с учетом ситуации на арт-рынке.

Однако по мере того, как восприятие произведения искусства как объекта инвестиций становится все более популярным, появляются новые инструменты, позволяющие более эффективно инвестировать в арт-рынок. Например, инвестиционные компании все чаще создают для клиентов смешанные портфели, состоящие как из произведений искусства, так и из инструментов фондового рынка. Таким образом не только решается задача диверсификации портфеля, но и становится возможна секьюритизация арт-активов. В то же время стоит отметить, что не все инвестиционные инструменты доступны при работе с арт-рынком. В частности, невозможно инвестировать в арт-индексы.

Посчитать доходность портфелей, целиком или полностью составленных из произведений искусства, можно, используя индексы, самые известные из которых уже упомянутый Mei Moses All Art Index и Art Price Index. Они также показывают нам, как ведет себя такой портфель в условиях волатильности: чем неспокойнее на рынках, тем выше стоимость портфеля. Согласно исследованиям, цены на предметы искусства в большинстве случаев отрицательно коррелируют с различными видами активов, что делает их одним из наиболее популярных защитных активов.

Для тех, кто готов вкладывать средства в арт-рынок без непосредственной покупки произведений искусства, существуют еще два альтернативных инструмента, позволяющих инвестировать и менее состоятельным инвесторам. Один из них — вложения в арт-акции. Здесь под арт-акциями понимаются не ценные бумаги, созданные в процессе секьюритизации, а акции компаний, прибыль которых сгенерирована предоставлением продуктов и услуг, связанных с арт-рынком. Размер этого сегмента акций является небольшим. На 31 марта 2010 года этот сегмент показал объединенную рыночную капитализацию в размере 2,75 млрд долл. Большую часть от общей капитализации занимают аукционные дома Sotheby’s и Christie’s.

Второй инструмент — ПИФы искусства. В России они появились только в 2008 году, поэтому пока предложение очень ограниченно. На данный момент ПИФы художественных ценностей могут быть только закрытого типа, а начальная стоимость пая в них составляет 500 тыс. руб. Благодаря высокому порогу входа даже в инструментах коллективных инвестиций арт-рынок остается элитным объектом инвестирования. Однако стоит оговориться, что с ростом популярности искусства среди инвесторов стоимость пая будет снижаться.

Несмотря на то что на данный момент выбор инвестиционных инструментов на арт-рынке сильно ограничен, есть все основания ожидать, что в краткосрочной перспективе их список значительно увеличится, в том числе и за счет использования новых технологий. Рынок активно растет, как растет и число инвесторов, стремящихся инвестировать в него. Однако, несмотря на постепенное проникновение классических инвестиционных инструментов на арт-рынок, не следует забывать, что он сохраняет свою специфику. В частности, рынок произведений искусства все еще открыт только для очень состоятельных людей, и его значительная «демократизация» в ближайшем будущем невозможна. Также следует помнить, что вне зависимости от того, используются произведения искусства для тактических или стратегических инвестиций, даже для менее состоятельных инвесторов стратегия buy and hold остается важнейшим условием успешных инвестиций на арт-рынке.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 28.09.24
Кількість КУА278на 28.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.09.24
Кількість ІСІ1815на 28.09.24
Кількість НПФ*53на 28.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24