Инфраструктурный подход

15 жовтня 2013
Николай Максимчук, "Коммерсантъ-Украина", №165, 2013

http://www.kommersant.ua/doc/2320203

Фондовый рынок пережил самую масштабную реформу инфраструктуры с момента ее создания в 1990-е годы. Государство монополизировало учет ценных бумаг и расчет операций по ним, передав Национальному банку контроль над ключевыми игроками. Год понадобился чиновникам для построения инфраструктуры по европейскому образцу, чтобы сделать ее понятной для глобальных инвесторов. В то же время монополизация расчетов и клиринга по ценным бумагам лишает других игроков желания инвестировать в запуск новых производных инструментов.


С такими изменениями, которые последовали за принятием 6 июля 2012 года закона "О депозитарной системе", локальный рынок еще не сталкивался. Их масштаб можно сравнить только с принятием закона "Об акционерных обществах". "Для фондового рынка это два равнозначных документа. Более того, закон о депозитарной системе является в какой-то степени логическим продолжением работы в рамках закона об акционерных обществах",— утверждает глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Дмитрий Тевелев.

До окончательного вступления в силу документа право собственности на корпоративные и муниципальные ценные бумаги (ЦБ) фиксировалось в двух учреждениях: Национальном депозитарии (НДУ) или Всеукраинском депозитарии ценных бумаг (ВДЦБ). Однако после 12 октября НДУ получил статус Центрального депозитария, что автоматически увеличило его долю на рынке обслуживания выпущенных бумаг с порядка 10% в минувшем году до почти 100% общей стоимости всех эмиссий ценных бумаг, обсуживаемых этими депозитариями (за вычетом эмиссий муниципальных выпусков).

ВДЦБ перерегистрировался в банк "Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках" (РЦ) и получил монопольное право на расчеты по ЦБ по принципу "поставка против платежа" (Т+0). С понедельника этот принцип стал единственно возможным на биржах. Может быть, участие РЦ не понадобится при адресных сделках с исполнением через несколько дней, но пока их регламент не утвержден. Услуги РЦ можно будет обойти только на внебиржевом рынке, но в этом случае придется уплатить налог за операции по отчуждению ЦБ в размере от 0,1% до 1,5% от сделки.

Изменения полномочий на верхних уровнях депозитарной системы затронули хранителей, которые были связующим звеном между собственниками ценных бумаг и учреждениями, ведущими реестры всех владельцев акций. Чтобы продолжать работу, им пришлось получить лицензию "на депозитарную деятельность", но на 14 октября это успели сделать более 300 из 356 хранителей. 45 хранителей не подали документы на переоформление лицензий. При этом смена названия обязывает перезаключить договоры со всеми клиентами, иначе они не смогут торговать по принципу Т+0 — единственному возможному на биржевом рынке со вчерашнего дня.

И поскольку требования к договорам вступили в силу лишь в пятницу, рынок не успел подготовиться к новым правилам. "Количество хранителей на рынке сократится: получившие новую лицензию получат и дополнительных клиентов, но их доход будет больше зависеть от активности рынка и бизнес-климата в стране",— считает директор "Арт Капитал Кастоди" Ирина Некрасова. Еще одно звено — регистраторы — оказалось вне закона. К 12 октября 127 регистраторов в обязательном порядке должны были сдать лицензии, которые формально истекают в период 2014-2017 годов. Их функции перешли к Центральному депозитарию — НДУ.

В ходе реформы государство усилило влияние на ключевые учреждения. Во-первых, депозитарий Нацбанка не только сохранил монопольный учет прав собственности на облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ), но и получил право вести учет муниципальных облигаций. Во-вторых, доля НБУ в капитале Расчетного центра была увеличена с 22,86% до 75%, на что потрачено около 80 млн грн. В-третьих, в ходе эмиссии акций НДУ на 73 млн грн НБУ стал собственником 25% капитала (цена вхождения — 25,7 млн грн). Опосредованно — через Укрэксимбанк (9,98%), Ощадбанк (25%-1 акция) и корпоративный НПФ НБУ (10,979%) — центральный банк получил влияние еще над 46% акций. Государственным пакетом в 25% все еще управляет НКЦБФР.

Разрушители монополий


Основные нарекания учреждений связаны с монополизацией учета и расчетов по ЦБ. "Монополия — это всегда ограничение развития рынка, а в нашей стране тем более",— считает вице-президент департамента корпоративных финансов VISUM Capital Марина Фомина. "Творцы учетной системы НДУ очень любят свой продукт, и это нормально, но они не слышат своих клиентов, тех же хранителей, у которых есть опыт работы с другим депозитарием, а им все положительные моменты взаимоотношений "депозитарий—хранитель" хотелось бы сохранить",— отмечает Ирина Некрасова.

Против передачи расчетной функции в РЦ ранее выступала "Украинская биржа" (УБ), которая в знак протеста 20 сентября 2012 года задержала начало торгов на 45 минут. "Я по-прежнему остаюсь критиком закона и считаю, что ничего хорошего рынку он не даст. А в длительной перспективе он будет создавать только дополнительные риски",— заявил глава биржевого совета УБ Игорь Мазепа.

Вопросы вызывает и завышенная стоимость услуг. По оценке директора "Финэкс-Капитал" Игоря Когута, тарифы монополистов повысят расходы торговцев в 2-3 раза. "Деньги и все корпоративные бумаги для расчетов по сделкам ранее учитывались в ВДЦБ, теперь они разделены между РЦ и НДУ. Это ощутимое увеличение косвенных расходов и новые операционные риски",— утверждает партнер ИГ "Универ" Алексей Сухоруков. Игорь Когут уверен, что из-за такой нагрузки небольшие торговцы ликвидируются либо начнут обслуживать клиентов через субсчета других брокеров. "Упадут даже объемы сделок с ОВГЗ, так как многим невыгодно платить такие тарифы. И эти объемы перейдут на внебиржевой рынок (сделки с ОВГЗ не подпадают под налог). Оставшиеся торговцы повысят комиссии",— полагает он. Пока на рынке 587 торговцев. Опасаются участники и сбоев в торгах, поскольку новые структуры тестировали новый регламент работы только в последние недели. "На качественное тестирование требуется несколько месяцев с привлечением будущих пользователей. А у нас будет тестирование на "живых" пользователях",— предупреждает Алексей Сухоруков.

Нотки оптимизма


Несмотря на эти опасения, эксперты положительно оценивают создание Центрального депозитария. В консалтинговой компании Thomas Murray сообщили, что "перевод активов из Расчетного центра в НДУ увеличит уровень доходов Центрального депозитария от тарифицируемых депозитарных услуг, а это наряду с господдержкой снизит уровень финансового риска Центрального депозитария". Изменения, впрочем, не вызовут главного — повышения спроса на ценные бумаги. "Реформа не повлияет на параметры рынков госбумаг, векселей, депозитных сертификатов. Если Центральный депозитарий обеспечит нормальное взаимодействие с зарубежными депозитариями и будет изменено национальное законодательство, появятся предпосылки для торговли ценными бумагами иностранных эмитентов",— говорит президент ассоциации "Фондовое партнерство" Ирина Заря.

РЦ также монопольно начал осуществлять клиринг по ЦБ, но эту лицензию смогут получить и другие компании. По словам Алексея Сухорукова, после отмены монополии РЦ на клиринг в перспективе трех лет можно ожидать развития рынка корпоративных облигаций. "На развитие рынка акций можно рассчитывать лишь в долгосрочной перспективе после признания НДУ международными депозитариями. А для этого потребуется как минимум увеличить уставный капитал НДУ до 50 млн евро",— добавил он. При этом РЦ стал центральным контрагентом для всех бирж, которые ранее для анонимных торгов создавали отдельные юрлица. "Если замысел инициаторов реформы оправдается, то именно централизация депозитарной системы должна сделать наш фондовый рынок более привлекательным и понятным для инвесторов",— уверена начальник депозитарного отдела ИК "Альтана Капитал" Зоя Грехова. Стимулы получит и рынок производных. "Для развития рынка деривативов более подробное законодательное оформление центрального контрагента является очень актуальным",— считает глава совета ассоциации "Украинские фондовые торговцы" Сергей Антонов.

Рынок без развития


По мнению Марины Фоминой, монополия РЦ на расчеты и клиринг заберет значительную долю дохода у бирж, вследствие чего может начаться стагнация рынка. "Монополизация клиринга по бумагам практически убивает конкуренцию между биржами. Все они теперь будут вынуждены работать по одинаковой технологии расчетов. Мотивация бирж по привлечению новых инвесторов существенно уменьшится. Они скорее будут пытаться сохранить свои ниши",— соглашается Алексей Сухоруков. В таких условиях говорить о развитии биржевой инфраструктуры не приходится. На Московской бирже, которая на 43% контролирует "Украинскую биржу" и на 50%+1 акция — биржу ПФТС, сообщили, что сожалеют об изменении правил игры, которые могут привести к замедлению развития фондового рынка. "Создание Центрального депозитария — правильный шаг, а вынесение клиринга за периметр биржи и создание РЦ — неоднозначный. Расчетного центра не существует ни в одной стране. Биржи должны иметь право самостоятельно выстраивать системы клиринга, управления рисками или влиять на них. Каждая биржа должна уметь проводить расчеты по сделкам. Централизованные расчеты отбросят украинский рынок на несколько лет назад",— полагают на Московской бирже.
 
*****
 
"Ни один акционер не лишится своей собственности"
заместитель председателя наблюдательного совета Национального депозитария Андрей Болтян
 
— Торговцы нарекают на то, что реформа проводится в спешке, и у Национального депозитария (НДУ) было мало времени, чтобы протестировать все системы. Они опасаются, что это может привести к сбоям в работе Центрального депозитария (ЦД). Насколько вы подготовлены технически?

— Реформа была проведена с целью создать привычные условия для международных инвесторов и далеко не в спешке. В новый закон были имплементированы практически все мировые стандарты. Перед первым чтением был обозначен переходный период в полтора года. В окончательной редакции его сократили до года. Первоначально полгода отводилось на инвентаризацию активов, эмитентов, хранителей, на отделение "хорошего" от "плохого". Но мы не могли позволить затягивать сроки проведения депозитарной реформы: в мире идет конкурентная борьба за финансовые ресурсы и рынки, а у нас элементарно не готова инфраструктура. Поэтому некоторые процессы шли параллельно.

— Что касается опасений участников рынка...

— При любой масштабной инфраструктурной реформе могут возникать неурядицы. Прежде чем начать доработку программного обеспечения, НДУ проводил переговоры с Расчетным центром (РЦ), брокерами, депозитарными учреждениями. Мы выясняли все интересующие участников рынка вопросы и постарались учесть все замечания. НДУ не может отвечать за тестирование всех систем, потому что затрагиваются системы и других участников рынка. Полноценный процесс тестирования взаимодействия Центрального депозитария и РЦ уже состоялся. Результат положительный. Чтобы всех успокоить, могу сказать, что НДУ создал аккредитованную комплексную систему защиты информации: техническими и программными средствами.

— Какова вероятность, что система даст сбой и сделки с ценными бумагами прекратятся?

— Вероятность есть всегда. Но какой уровень вероятности — 0,1% или 10% — сказать трудно, ведь в этом процессе задействованы биржи, брокеры, ЦД, РЦ, депозитарные учреждения. Участников много. И никто не дает гарантий. Со своей стороны могу сказать, что у нас предусмотрены разноуровневые бэкапы.

— Что будет с эмитентами, чьи выпуски по тем или иным причинам не были переведены в НДУ?

— После 11 октября РЦ не будет заниматься учетной функцией. Все будет в НДУ. Есть более 300 проблемных выпусков. Например, у одних нет кода ISIN, у других дематериализация была проблемной — бумаг больше, чем 100% выпуска, или меньше. Мы их не принимаем в систему учета, а принимаем как уполномоченный — на хранение. Если эмитент и НКЦБФР достигнут консенсуса по устранению нарушений, мы примем их ценные бумаги в систему учета. Ни один акционер не лишится своей собственности.

— В РЦ заявили, что готовы и дальше работать с транзитными счетами. Будут ли они функционировать в НДУ?

— Транзитные счета в том виде, в каком они были раньше во Всеукраинском депозитарии ценных бумаг, в ЦД существовать не будут. Физического перевода ценных бумаг клиентов депозитарного учреждения на так называемый 'котловой счет' не будет. В ходе последнего нашего визита в августе в депозитарий Clearstream люди, работающие там десятки лет, сказали, что такая схема сомнительна и хороша только для каких-то мошеннических финансовых операций, и ни один нормальный инвестор не придет на рынок, где она существует. Многие депозитарные учреждения из-за нее не могли собрать реестры, потому что непонятно, где же бумаги. Идя навстречу пожеланиям бирж, мы с РЦ согласовали схему взаимодействия.

— Как она будет выглядеть?

— Клиенты ЦД смогут производить блокировку ценных бумаг и расчеты по ним в разрезе учетного регистра брокера. Информация по этому регистру будет отражаться на клиринговом счете в РЦ. Таким образом, брокеры смогут осуществлять операции в рамках учетного регистра. В этом случае сохраняется целостность системы, ведь передается не бумага, а информация.

— Летом 2012 года капитал НДУ был увеличен на 73,2 млн грн. На что тратятся и еще будут потрачены эти средства: на покупку офиса, создание дата-центра, изучение зарубежного опыта?

— И первое, и второе, и третье. Это те направления, на которые будут тратиться деньги. Приобретение оборудования, создание комплекса защиты информации и все остальное мы профинансировали из текущих доходов. Средства дополнительной эмиссии в полном объеме сохранились и даже немного увеличились.

— Уже есть варианты, где будет находиться офис НДУ?

— Рассматривается около десятка вариантов. У нас нет времени на поиск земли, согласование всех процедур, разработку проекта и строительство, которое в свое время было у ВДЦБ. Это был бы самый правильный вариант, так как он позволяет построить здание с учетом требуемого нам функционала. Нам нужна площадь около 3 тыс. кв. м, потому что НДУ выполняет функцию "уполномоченного на хранение". И нам нужно хранилище, которое по нормам соответствует банковскому.

— Есть ли у вас предложения по усовершенствованию закона "О депозитарной системе"?

— Да, но они не касаются сути документа. Потребуется гармонизация закона с другими нормативными актами, а также внутренняя гармонизация. В частности, это касается голосования на собрании акционеров НДУ, владеющих свыше 5%. Мы подадим наши предложения в НКЦБФР.

— Участвуете ли вы в подготовке пилотного проекта по запуску в Украине двойного листинга? Как продвигается проект?

— Мы принимаем самое активное участие в этом процессе, регулярно консультируя эмитента по вопросам взаимодействия с НКЦБФР, хранителями и другими заинтересованными участниками процесса. Со своей стороны мы подготовили концептуальные предложения по разрешению проблемы законодательных ограничений, мешающих полноценной реализации этого проекта. Мы довели их до сведения руководства НБУ, встретили понимание, и следующий раунд переговоров состоится на этой неделе.

*****

"Цель изменений — повышение уровня привлекательности фондового рынка"
главный исполнительный директор Национального депозитария Польши Ивона Срока

 
— Национальный депозитарий Польши (НДП) при создании был наделен функциями учета, расчетов и клиринга. К чему привело сосредоточение операционных рисков в одной структуре, которая ведет учет ценных бумаг?

— Принимая во внимание то, что риски, связанные с предоставлением услуг расчетной палаты, и риски, связанные с деятельностью центрального депозитария ценных бумаг, имеют различный характер, мы пришли к необходимости создания двух суверенных субъектов. Была создана клиринговая палата, которая продолжает оставаться дочерней компанией Национального депозитария. Таким образом, были разделены две разные группы функций, которые до этого момента находились под одной крышей и были сосредоточены в руках НДП. Из его структуры была выделена сфера деятельности, связанная с расчетами по сделкам в ценных бумагах, и система их гарантирования. Депозитарий с того момента стал отвечать исключительно за учет ценных бумаг.

— Почему произошло это разделение функций?

— Выделение из структуры Национального депозитария клиринговой палаты имело своей целью повышение уровня привлекательности польского фондового рынка, его восприятия иностранными финансовыми институтами. Стандартным и общепринятым решением на всех развитых финансовых рынках является наличие расчетной палаты типа CCP (центральный контрагент), располагающей необходимым собственным капиталом и системой управления рисками. Собственный капитал нашей клиринговой палаты составляет 218 млн польских злотых (52 млн евро), система управления рисками построена на базе известной методологии SPAN. Все эти факторы положительным образом влияют на привлекательность и безопасность в глазах участников рынка. Без создания отдельной структуры, которая бы занималась расчетами сделок и гарантированием их осуществления, польский фондовый рынок не смог бы предложить новые услуги.

— Каковы положительные и отрицательные стороны разделения функций учета и расчетов на разные структуры?

— Разделение расчетной и депозитарной функции принесло ряд положительных изменений: гарантирование совершения сделок собственным капиталом, расширение каталога компаний, имеющих право выступать в качестве субъектов, проводящих расчеты. Это также улучшило восприятие инфраструктуры польского фондового рынка как польскими, так и иностранными финансовыми институтами. Одним из непростых моментов можно назвать длительность процесса разделения. Около двух лет работы как со стороны НДП, так и со стороны рынка потребовало проведение формального отделения депозитарных функций от клиринговых.

— Как до разделения функций НДП была выстроена система гарантий выполнения сделок?

— До момента отделения клиринговой палаты на польском рынке акций существовала одноуровневая система безопасности, которая базировалась на фонде взаимного гарантирования и на собственной, менее стандартизированной, методологии определения рисковости. Не было индивидуальных гарантирующих депозитов, только общий расчетный фонд. В случае банкротства одной из сторон сделки финансовые обязательства несли все участники фонда. Одновременно с выделением палаты мы внедрили многоуровневую систему гарантирования расчетов. Кроме того, мы начали использовать гарантирующие депозиты для рынка акций, которые участники рынка вносят за себя и своих клиентов. Функционирует расчетный фонд, общий для рынка акций и рынка производных инструментов. Новая система повышает уровень защиты и тем самым безопасности расчетов по операциям, а также уменьшает риск дополнительных финансовых потерь для участников в случае, если одна из сторон не сможет провести расчеты по заключенным сделкам или обанкротится. Мы уходим от принципа солидарности и движемся в сторону более индивидуализированной модели гарантирования и ответственности.

— Что мешало в осуществлении изменений?

— До момента отделения клиринговой палаты нам не хватало нескольких элементов, снижающих уровень рисков, сопряженных с расчетами по сделкам. Во-первых, в рамках системы гарантирования расчетов нельзя было использовать собственный капитал депозитария, поскольку его вообще не было. Теперь мы располагаем финансовыми возможностями в размере более 50 млн евро, которые мы можем использовать в случае неплатежеспособности одного из участников сделки. Одновременно с выделением клиринговой палаты из структуры депозитария была внедрена новая модель гарантирования. Ранее на рынке акций не существовало гарантирующих депозитов, а только расчетный фонд. Не было также лимитированных вкладов участников в данный фонд на случай неплатежеспособности одного из них. Это усложняло определение уровня рисковости для банков и брокерских компаний. Поэтому было изменено польское законодательство в части запуска новой формы системы расчетов. Благодаря этому палата смогла взять на себя обязательства сторон по сделкам, подлежащим клирингу. Так мы стали полноценной клиринговой палатой, тогда как ранее инвесторы, особенно иностранные, считали нас квази-CCP.
Основні цифри
Всього компаній-членів283на 01.10.24
Кількість КУА278на 01.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 01.10.24
Кількість ІСІ1815на 01.10.24
Кількість НПФ*53на 01.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24