Инфраструктура рынков: время новых смыслов

09 червня 2009
Вадим Гриб, "Инвестгазета", № 22, 2009

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26541

Вадим Гриб о необходимости урегулирования ключевых вопросов для фондового рынка

С егодня весьма расхожей является сентенция о том, что кризис - время для переосмысления бизнес-процессов и приоритетов в бизнес-среде, а также самое время для реструктуризации бизнесов. При этом почему-то за кадром остается вопрос об инфраструктурных переменах.

В ситуации четырех-пяти докризисных лет, когда экономика бурно росла (в данном случае неважно, за счет чего - пусть даже и за счет внешних займов), недостатки инфраструктуры мешали работать, но эти помехи были не критичны. Сегодня же, во время рецессии, «узкие места» инфраструктуры рынков больно бьют по всем игрокам.

Это касается и рынка недвижимости, и рынка земли, и финансового рынка. Не является исключением и фондовый рынок. В силу своей молодости, он страдает больше всех. И мне кажется, именно на его примере проще увидеть, как проблемы инфраструктуры «больно бьют» по бизнесу.

На сегодняшний день на украинском рынке ценных бумаг остаются нерешенными одни из ключевых инфраструктурных вопросов - единый депозитарий и единая саморегулируемая организация (СРО). Оба вопроса лежат в плоскости консолидации усилий участников рынка и их взаимоотношений с ГКЦБФР.

Начнем со СРО - организации, призванной объединить интересы торговцев, стать, по сути, профсоюзом участников фондового рынка. На сегодняшний день ГКЦБФР приняла решение о выдаче лицензии Ассоциации украинских фондовых торговцев (АУФТ) - то есть де-факто представителям днепропетровской биржи «Перспектива», которая, якобы, объединила более 400 торговцев из 800, имеющих лицензии. Но ведь ни для кого не секрет, что из 800 торговцев работают 200-300, а постоянно торгуют и того меньше - не более 80. И вот как раз большая часть из этих 80 в АУФТ не входит. Получается, что Госкомиссия, основываясь на формальном признаке, выдает лицензию организации, собравшей «мертвых душ». Более того, организации, четко «привязанной» к одной из нескольких бирж, офис которой находится... в Днепропетровске.

Таким образом, получается, что большинство крупных участников рынка должны будут подчиняться правилам и стандартам, а также законам, к разработке которых они не имели абсолютно никакого отношения. И их интересы в госорганах, и споры между ними будут рассматривать совершенно другие люди, большинство из которых не являются реально действующими игроками! На мой взгляд, такой инфраструктурный перекос не только не будет содействовать развитию фондового рынка Украины, но и существенно затормозит его развитие.

Второй вопрос - депозитарий МФС. Мы помним, что в недалеком будущем все бумаги будут бездокументарными, и, соответственно, денежный поток для депозитария существенно увеличится; помимо этого, центральный депозитарий будет играть ключевую роль в вопросах собственности. И за этот лакомый кусок развернулась нешуточная борьба. Пресса много писала об идее создания центрального депозитария на базе вновь созданного ВДЦБ путем поглощения МФС. Это решение, на мой взгляд, достаточно цинично было принято на собрании МФС, и при этом активно использовался ресурс теперь уже в большей степени НБУ, хотя и ГКЦБФР не оставалась в стороне, а была активным участником и инициатором этого процесса. Кстати, согласно простым математическим подсчетам, блокпакет нового депозитария вполне может оказаться под контролем одной небезызвестной днепропетровской ФПГ. Получается, что Днепропетровск - это прямо какой-то центр рынка ценных бумаг.

Благодаря активной позиции участников рынка пока удается выравнивать перекосы формального и узкокорпоративного подходов и к СРО, и к МФС. Хотя точки ставить рано.

Хотелось бы, чтобы все происходящее вокруг элементов инфраструктуры стало уроком и для других рынков - финансового, страхового, недвижимости. Сейчас, на мой взгляд, как раз время новых смыслов в реформировании инфраструктуры. И ключевым акцентом этих новых смыслов должно стать ее приближение, адаптация к игрокам рынков, а не монополизация. Движущей же силой могут быть только сами участники рынков, которым следует активно включиться в реформирование инфраструктуры. Только так можно создать условия для развития бизнеса в Украине, что особенно актуально для выхода из кризиса.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24