Ярослав Исаков: «Внутренних кредиторов госгарантии интересуют меньше»

10 серпня 2009
Регина Дацюк, "Экономические Известия", №138, 2009

http://www.eizvestia.com/state/full/4181443

Кабмин предоставил Государственному инновационно-финансовому учреждению (ГИФКУ) государственную гарантию на 8 млрд. грн.

О том, почему государство в условиях кризиса решило поддерживать инновации и будут ли возвращены долги Госинвестфонда, в интервью «i» рассказал глава ГИФКУ Ярослав Исаков.

Вопрос: Почему было принято решение отказаться от УГИК и создать ГИФКУ?

Ответ: Это вопрос не ко мне. Я отвечаю за Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение (ГИФКУ) с момента моего назначения, 5 марта 2009 г. Изначально был создан Государственный инновационный фонд (Иннофонд), потом — Украинская государственная инновационная компания (УГИК). Причины, по всей видимости, были политические. В условиях кризиса государство становится главным инвестором. ГИФКУ является действенным инвестиционным инструментом государства, способным концентрировать ресурсы и направлять их на поддержку стратегически важных проектов, где применение госресурсов будет иметь наилучший результат.

В: УГИК ликвидирована, а ГИФКУ является ее правопреемником. Что это значит?

О: Был Государственный инновационный фонд, все его обязательства, активы и пассивы перешли на УГИК, а с УГИК — на ГИФКУ.

В: Перед УГИК было много долгов. Вы занимаетесь их возвратом или они списаны?

О: Занимаемся. У нас есть пакет дебиторских обязательств на сумму более 1 млрд. грн. Большинство из этих проектов успешные, заемщики своевременно погашают проценты и выплачивают основную сумму долга. Есть проекты, которые не состоялись, а предприятия-заемщики уже пять-шесть лет являются банкротами, но мы и по ним ведем работу. За четыре месяца работы добились определенных успехов. По некоторым компаниям нашли собственность, вернули активы.

В: Сколько средств удалось вернуть?

О: Более 25 млн. грн. Но мы только начали работу. Есть ряд предложений, вплоть до создания компании, которая будет профильно заниматься этим направлением, но это обсуждается.

В: Предусмотрены ли в госбюджете средства для финансирования инновационных проектов в этом году и планируются ли на следующий год?

О: Последняя бюджетная программа была в 2007 г., по ней профинансировано 32 проекта в объеме почти 800 млн. грн. Некоторые проекты закончены, какие-то нуждаются в реструктуризации, как и любой бизнес в кризисное время. В 2008 г. и 2009 г. никакого финансирования из государственного бюджета не было. Придя в компанию и изучив ее ситуацию, мы поняли, что собственных активов недостаточно, потому необходимо привлекать ресурсы. Законодательство позволяет нам привлекать заемные средства. И мы обратились к правительству с предложением предоставить нам госгарантии в размере 8 млрд. грн. на реализацию инвестиционных проектов в 2009 г. Мы также подали свои предложения, чтобы предусмотреть финансирование в госбюджете в будущем году.

Вопрос: Таких госгарантий не было предусмотрено ни для инновационного фонда, ни для УГИК. Почему во время кризиса правительство пошло на предоставление госгарантий в размере 8 млрд. грн.?

Ответ: Есть портфель проектов, которые находятся на высокой стадии готовности, и можно приступить к их реализации уже до конца года. Это экономически эффективные проекты, которые относятся к стратегически важным для государства секторам экономики. И главное, мы видим, что эти предприятия готовы получить, освоить ресурсы и эффективно реализовать эти проекты.

В: Что это за проекты?

О: Есть шесть направлений: Энергетика (энергоэффективность и производство альтернативных источников энергии), агропромышленный комплекс, авиация и космос, здравоохранение, машиностроение и инфраструктура (транспорт и телекоммуникации).

В: Кто определяет приоритетность и инновационность проектов?

О: Главный принцип отбора проектов — окупаемость и эффективность проекта, реализация социальных задач, создание рабочих мест. Кроме этого, любой инновационный проект, который реализуется в условиях кризиса, является мощнейшим антикризисным средством.

В: Как происходит отбор предложений? Вы ищете проекты или к вам приходят?

О: Существует три этапа. Первый — финансово-экономический анализ. Мы ищем проекты, которые окупаются, имеют достаточный объем обеспечения, необходимые собственные средства, успешный опыт реализации подобных проектов. На втором этапе оценивается научно-техническая составляющая проекта. Третий этап, это оценка проекта технологами. Ведь когда есть идея и деньги, важно, как это сделать.

В: Как вы привлекаете средства?

О: Первопричиной является проект и возможная структура его финансирования. В зависимости от этого мы решаем, будут ли это долговое финансирование или участие в капитале, или кредит, который может трансформироваться в долю собственности. Есть принципы, определяющие стоимость ресурсов для Украины, и есть стоимость гарантий. Мы среди этого находим наиболее привлекательное предложение. Например, есть проект, в котором заинтересован зарубежный инвестор, и он хочет стать собственником, тогда речь может идти о прямой инвестиции. Кроме того, может идти речь о создании отдельного совместного предприятия с участием нескольких сторон. Государственная гарантия в проектном финансировании является инструментом обеспечения и снижения политических рисков и позволяет снизить стоимость средств для заемщика.

В: Какая сегодня стоимость ресурсов?

О: Сложный вопрос. Для того, чтобы минимизировать валютные риски по гривне, бланковая (необеспеченная.— «i») гарантия будет стоить от 50% годовых. Это не та ставка, под которую можно реализовать инвестиционный проект. Государственная гарантия по информации от международных инвестиционных банков стоит 15-20% годовых в валюте, что также не является возможной ставкой для реализации инвестиционного проекта в Украине. Ставки для Украины в Эксимбанке США составляют 8-10%. Развивающиеся экономики предлагают ставку в 5-6%. Если речь идет о прямом товарном финансировании под госгарантии, мы можем рассчитывать на ставку Libor + 4-5%. Для развивающихся экономик, более заинтересованных в продвижении своего оборудования,— Libor +3%. Если предполагается поставка зарубежного сырья, то ставка может быть вообще нулевой. Ставка также зависит от качества подготовки инвестиционного проекта, насколько инвестор заинтересован в нем, а также условий поставки оборудования. Наша задача — найти правильную комбинацию стоимости ресурса, качества и условий поставки оборудования, при которых проект даст наибольший экономический и социальный эффект.

В: Какова стоимость кредита для конечного заемщика?

О: Если говорить о больших проектах, в которых участвуют экспортные агентства, мы предлагаем, чтобы заемщик был прямым получателем госгарантий, и постановление КМУ дает нам такое право. В данном случае мы выступаем в роли финансового агента как компания, которая реализует инвестиционную политику. Стоимость кредита для заемщика изменится на величину стоимости госгарантии, и комиссия обычно не выше 1,5%. Если, например, есть проект по повышению энергетической эффективности производства, когда предприятия получают стандартное оборудование и за счет экономии энергии обслуживают кредит, ГИФКУ может самостоятельно реализовывать проект. При оценке рисков по каждому предприятию будет приниматься отдельное решение, но ставка не будет подниматься больше, чем на 1%. В первую очередь примут во внимание то, как можно захеджировать валютные риски.

В: В постановлении Кабинета министров есть оговорка: при привлечении кредитов вы можете не придерживаться законодательства о тендерных закупках, что предполагает возможность коррупции. Как вы можете это прокомментировать?

О: В данном случае речь идет о том, что предоставление кредита рассматривается как услуга и предполагает конкуренцию. Когда стоит вопрос найти одного инвестора, не совсем целесообразно искать еще двоих, чтобы соблюсти тендерную процедуру. Мы исходим из условий проекта. Во время кризиса, когда инвестор очень консервативен и осторожен, надо хорошо постараться, чтобы хотя бы один кредитор нашелся. Коррупция возможна тогда, когда есть много желающих инвестировать в Украину, а этого пока нет.

В: Не мешает ли негативная репутация УГИК и ГИФ при привлечении средств у иностранных кредиторов?

О: Я не знаю, хорошо это или плохо, но об УГИК и ГИФ никто не слышал. Если негатив и есть, то он внутри Украины.

В: А в Украине вы привлекаете ресурсы?

О: Если будет проект, который допускает привлечение средств в Украине, то это возможно. Большинство проектов предполагают иностранные кредиты. Внутренних кредиторов государственные гарантии интересуют меньше.

В: Расскажите подробнее о некоторых проектах?

О: Существует конфиденциальность информации, потому названия компаний привести не могу. Например, есть проект по модернизации существующей тепловой станции. Тепловая станция имеет КПД 24% и потребляет дорогой российский газ. С привлечением японских технологий КПД можно поднять до 62%, то есть более чем вдвое сократить потребление газа. Инициатор проекта имеет ряд бизнесов, которые находятся рядом с этой территорией, и готов предоставить контракты о покупке этой энергетики, привязанные к официальному курсу доллара, что позволит нивелировать курсовую разницу. Стоимость проекта — $150 млн., которые готов предоставить иностранный экспортно-импортный банк.

Есть проект по разработке нефтяных месторождений. Объемы нефти разведанные и доказанные. Разработка этих месторождений позволит существенно снизить объемы нефти, которые Украина покупает за валюту.

В: Предусмотренные в бюджете гарантии на 8 млрд. грн. должны быть реализованы до конца года?

О: Да, гарантии должны быть оформлены и подписаны до конца года. Сейчас у нас проектов больше, чем этих гарантий. Но конкурсная комиссия будет создана только после официальной публикации постановления Кабинета министров. Отбор проектов уже начат.

В: Каким образом выглядит процедура отбора?

О: Мы намерены свести процедуру к «единому окну». Сначала заемщик дает нам сокращенный бизнес-план, так называемое резюме проекта. В течение недели кредитный совет рассматривает и принимает решение. В случае утверждения идеи проекта, формируется группа по управлению проектом, привлекаются научные консультанты. На протяжении месяца после подачи всех документов ГИФКУ обязана дать ответ, готовы мы ли мы рекомендовать Кабинету министров предоставить гарантии по этому проекту. После этого мы создаем конкурсную комиссию, в которую входят представители профильных министерств и ведомств. В случае её положительного решения заемщик подписывает кредитный договор, а Министерство финансов, по решению Кабмина, предоставляет гарантии.

В: Какой срок окупаемости проектов?

О: Мы ведем переговоры с потенциальными кредиторами о сроках порядка 7-10 лет. При этом льготный период погашения тела кредита составляет 2-3 года. Это сегодня лучшие условия.

В: Какую роль в этом проекте занимает Украинский банк реконструкции и развития (УБРР)?

О: Мы намерены трансформировать его в полноценный банк развития. Соответствующее поручения правительства уже есть. Мы согласовываем оптимальный источник для увеличения капитала, ведем работу по очистке плохих долгов, минимизируем работу с физическими лицами и концентрируемся на работе с юридическими лицами по инвестиционным проектам.

В: Как вы защищены от политических рисков в преддверии выборов?

О: Инструмент, который мы предложили, является универсальным. Какая бы сила ни пришла к власти, инвестиционный проект будет реализован, поскольку он является антикризисным и направлен на реализацию социальных задач.

С другой стороны, гарантии являются обязательствами государства, они как раз и обеспечивают снижение политических рисков для кредиторов посредством преемственности.



Ярослав Викторович Исаков родился 5 октября 1967 г. в Киеве.

1985-1989 гг. — Киевское высшее военно-морское политическое училище

1989-1992 гг. — военная служба, Северный флот

1992-1996 гг. — Киевский государственный университет (юриспруденция)

1992-1993 гг. — Министерство экономики, ведущий специалист отдела внешнеэкономических отношений и свободных экономических зон

1993-1994 гг. — Министерство внешнеэкономических отношений и торговли, замначальника отдела науки, образования и выставок

1994-1996 гг. — Министерство финансов, помощник замминистра, затем замначальника департамента внешнего долга, затем директор управления внешних заимствований

1992-2002 гг. — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, Лондон), помощник исполнительного директора от Украины, Румынии, Молдовы, Грузии и Армении

2000-2002 гг. — City Univervity, London (MBA)

2002-2005 гг. — «Укртранснефть», начальник департамента финансового анализа и бизнес-развития, затем советник гендиректора

2005-2009 гг. — группа компаний «Гемафонд», основатель и управляющий

С марта 2009 г. — Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение (ГИФКУ), гендиректор

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24