Государство перейдет к накоплению
НПФ решили активизировать работу по введению второго уровня пенсионной реформы
В ближайшее время они направят письмо парламенту, правительству и президенту с просьбой поскорее принять законы, чтобы обеспечить полноценную работу пенсионной системы, в частности, второго уровня (накопительного государственного). Новый прогноз старта второго уровня — 2010 г.
«Все участники рабочей группы при Министерстве труда и социальной политики нашли общий язык. Накопительный уровень будет работать через НПФ. При этом делать обязательные взносы будет работник, а работодатель будет обязан повысить ему зарплату на сумму этих взносов. Некоторые нюансы работы системы еще не прописаны, но в ближайшее время мы рассмотрим и их»,— заявил Анатолий Рыбальченко, гендиректор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ).
Среди нюансов оказались вопросы возрастной группы работающих граждан, которые первыми вступят в накопительную систему. Летом в Минтруда заявляли, что целесообразно обкатать систему на работниках, не достигших 25 лет. При этом планировалось, что их отчисления в НПФ будут максимальными — 7%. Предложение вызвало критику, ведь эти работники чаще меняют работу. С другой стороны, исключая из системы тех работников, которые уже достигли 40-летнего возраста, солидарная система рискует получить через 20 лет количество пенсионеров, обеспечить пенсии которым она будет не в силах. Но исключать эту часть работников из финансирования Пенсионного фонда государство не готово, поскольку эта категория имеет наибольшую зарплату, а значит, наибольшие отчисления в ПФ.
«Необходимо в первую очередь допустить к работе системы тех, кому 40 лет. Таким образом, за 15-20 лет они успеют накопить достаточную сумму для покупки аннуитета и тем самым снизят нагрузку на солидарную систему в ближайшей перспективе»,— считает Елена Васильченко, руководитель проектов КУА «Кинто».
Еще одним камнем преткновения стал вопрос о том, кто будет выбирать НПФ. По словам господина Рыбальченко, есть три варианта — НПФ выбирает Пенсионный фонд, работник и работодатель.
Госпожа Васильченко уверена, что выбор НПФ работодателем чреват применением админресурса в системе, когда работодатель сможет влиять на инвестиционную политику НПФ и диктовать ему свои условия. «Опыт России показал, что на первоначальном этапе работник не может самостоятельно принять решение о выборе НПФ. И таких молчунов — около 90%. Поэтому было бы целесообразно, чтобы НПФ выбирался Пенсионным фондом. Работодателю не придется менять систему уплаты взносов, он будет платить в Пенсионный фонд, а ПФ будет самостоятельно распределять эти взносы по разным НПФ»,— предлагает она. В целесообразности распределения средств ПФ уверены не все. «Фонд сможет за счет этих средств покрывать свой дефицит»,— предполагает Анатолий Вязовченко, советник министра экономики.
Еще одним нерешенным вопросом являются критерии отбора НПФ, которые будут работать во втором уровне пенсионной системы. Участники рабочей группы расходятся во мнениях относительно того, как производить отбор. Скорее всего, это будут открытые фонды, вышедшие на уровень диверсификации, имеющие стабильные обслуживающие компании (КУА, администратор, банк-хранитель). «Учитывать доходность при отборе НПФ не совсем корректно. Ведь условия инвестирования по закону «О НПО» и условия инвестирования средств накопительного фонда отличаются. Последние более консервативные. Потому мы считаем, что целесообразно унифицировать требования, иначе НПФ придется рассчитывать две Единицы пенсионных взносов (ЕПВ)»,— полагает госпожа Васильченко.
Несмотря на разногласия, участники рынка надеются, что в 2010 г. второй уровень все-таки будет запущен. «Финансовый кризис актуализировал многие проблемы государственного управления и пенсионного обеспечения. Хочется верить, что это подтолкнет чиновников к реформированию»,— надеется Александр Назаренко, директор АПФ «Украина-Сервис». Введение второго уровня сейчас, когда фондовый рынок находится практически на дне, позволит купить акции очень дешево, что при грамотном управлении смогло бы принести в перспективе существенный доход пенсионерам.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |