Госфинуслуг засыпали жалобами

16 лютого 2010
Татьяна Павлюченко, "Дело", №22, 2010

http://delo.ua/vlast/zakony-gosregylirovanie/gosfinuslug-zasypali-zhalobami-137402/

В прошлом году Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг получила почти в 4 раза больше обращений граждан, чем годом ранее

Об этом «ДЕЛУ» сообщил замглавы Госфинуслуг Сергей Корень. По его словам, чтобы справиться с потоком жалоб, регулятор в январе этого года даже создал отдельное структурное подразделение — отдел по работе с обращениями граждан.

Чем больше рынок, тем больше жалоб

Работы «с письмами» у сотрудников Комиссии, как свидетельствует статистика, действительно, существенно прибавилось. Если в 2008 году к регулятору поступило 2,7 тыс. обращений, то в прошлом году цифра увеличилась почти в 4 раза — до 10,5 тыс. При этом, по утверждению Сергея Кореня, жалобы составляют только треть всех обращений. «Остальные — это просьбы что-то разъяснить или уточнить», — говорит он.

Половина всех обращений к регулятору в 2009 году касалась работы страхового рынка — 5,1 тыс. обращений против 1,3 тыс. в 2008-м. Это и неудивительно, так как этот рынок является самым крупным подконтрольным Госфинуслуг финансовым сектором. «Это вовсе не свидетельствует о плохой работе всех страховых компаний, так как не менее трети всех жалоб на страховщиков касалось работы только трех компаний, которые в прошлом году прекратили свою деятельность на рынке: «Страховых традиций», «Галактики» и «Векселя», — уточняет Сергей Корень.

Активно «сигнализировал» народ и о деятельности на рынке кредитных союзов — 4,3 тыс. обращений против 0,9 тыс. в 2008 году. Как уточнили «ДЕЛУ» в Госфинуслуг, 60-65% обращений касались работы союзов со всеукраинским статусом.

Штрафов на 1,5 млн. грн.

В Госфинуслуг пока еще нет данных, сколько и каких именно мер воздействия было предпринято ими в 2009 году к тем участникам рынка, на которых жаловались клиенты. Тем не менее сумма, на которую оштрафовали руководителей проштрафившихся финучреждений, подшефных Госфинуслуг, уже известна — 1,5 млн. грн. «Не могу сказать точно, насколько эта сумма больше, чем в предыдущем году, но приблизительно в несколько раз», — говорит Сергей Корень.

Правда, большинство опрошенных «ДЕЛОМ» экспертов считают, что штрафовать топ-менеджмент компаний бессмысленно. «Проблема невыплат и затягивания с выплатами в большинстве случаев кроется не столько в качестве работы руководства, сколько в качестве активов компании. А в том, что активы плохие или их нет, виноваты зачастую собственники», — полагает гендиректор Федерации страховых посредников Украины Сергей Иншаков. По его словам, регулятор должен не столько штрафовать подчиненных, сколько препятствовать выходу на рынок сомнительных финструктур.

Вместе с тем председатель правления страховой компании «Брокбизнес» Вадим Загребной считает, что для применения адекватных рычагов влияния и для экономии времени Госфинуслуг в будущем может делегировать часть функций по работе с обращениями граждан страховым третейским судам. Как сообщало «ДЕЛО» (№6 от 25.01.10), практика решения споров в третейских судах хорошо развита на банковском рынке. Правда, там истцами в основном выступали банки, а не их клиенты.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 29.11.24
Кількість КУА278на 29.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.11.24
Кількість ІСІ1819на 29.11.24
Кількість НПФ*53на 29.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24