Госфинуслуг примет резервы
http://www.eizvestia.com/fin/full/4177921
Вскоре Госфинуслуг получит возможность без согласования с другими ведомствами устанавливать обязательные нормативы достаточности капитала и другие требования, которые ограничивают риски по операциям с финансовыми активами. Это позволит наконец принять требования к порядку размещения активов.
Такая возможность предусмотрена принятым в первом чтении законопроектом №2323, которым внесены изменения в Закон «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Согласно изменениям, из сферы действия закона, который определяет порядок принятия всех нормативных документов (опубликование проекта документа, принятие предложений на протяжении месяца, согласование с другими ведомствами), исключается ряд полномочий Госфинуслуг.
Если законопроект будет принят в целом, это позволит Госфинуслуг наконец ввести в действие разработанные еще летом 2008 г. нормативы адекватности и достаточности капитала, предусматривающие состав инструментов, которыми могут покрываться активы ценных бумаг.
История этого документа весьма драматична. В конце 2006 г. порядок размещения резервов страховых компаний — иных, чем компании по страхованию жизни,— был оспорен в судебном порядке в части, касающейся активов, которыми могут быть покрыты резервы. По сути, судебное решение привело к тому, что на протяжении двух лет порядок размещения резервов страховых компаний не регулировался нормативными актами. Летом 2008 г. был разработан документ, определяющий нормативы достаточности и адекватности капитала, который вызвал множество споров у страхового рынка. Но даже после внесения некоторых изменений в документ по просьбам участников рынка его так и не удалось согласовать с другими ведомствами. Говорят, что страховщики, не довольные предложенным проектом распоряжения, старались повлиять на госучреждения, чтобы документ так и не был заюстирован. Теперь же, после исключения этой нормы из действия закона об основах государственной регуляторной политики Госфинуслуг сможет принять этот документ самостоятельно.
Подобные действия со стороны Госфинуслуг вполне прогнозируемы. Вадим Коломиец, директор департамента страхового надзора Госфинуслуг, ранее заявил в интервью «і»: «В период кризиса ни в коем случае нельзя смягчать требования к финансовому состоянию компании. Они должны быть только ужесточены. Поэтому введение нормативов достаточности капитала и адекватности, которые кому-то кажутся сложно реализуемыми, является объективной необходимостью. Может быть, это прозвучит неким диссонансом с тем, что привыкли слышать от регулятора, но никто не ставит задачу в первую очередь сохранить численность страховых компаний на рынке».
В то же время если летом 2008 г. большинство страховщиков с пониманием относились к необходимости введения нормативов адекватности, то в условиях кризиса и из-за проблем с получением банковских депозитов, а также по причине существенного снижения стоимости ряда других активов, у многих СК мнение изменилось. «Лига страховых организаций (ЛСОУ) считает целесообразным в условиях кризиса перенос сроков введения в действие распоряжения Госфинуслуг по достаточности капитала, диверсификации и качеству активов страховщиков»,— говорится в сообщении лиги.
В случае же принятия распоряжения будут предъявлены четкие требования к капиталу СК и размещению активов, принимаемых в покрытие страховых резервов страховщика, в частности на депозитах будет позволено размещать до 70% средств (не более 20% в одном банке), вложения в акции и облигации будут ограничены 40% средств (в акции иностранных эмитентов — 10%), в недвижимость — 20%, ипотечные бумаги — 20%, гособлигации — 40%.
При этом страховщики обязаны будут держать депозиты только в банках с рейтингом инвестиционного уровня по национальной шкале, а инвестировать средства лишь в те акции, которые прошли листинг, включены в биржевой реестр и торгуются на бирже. В условиях кризиса, когда кредитные рейтинги банков снижаются, а возможности переразместить средства в другом банке у страховщика нет (на СК распространяется мораторий на досрочное расторжение депозитов), выполнить эти требования будет весьма не просто.
Ранее комиссия предполагала, что страховщики будут обязаны привести свои активы в соответствие с требованиями по состоянию на конец первого квартала 2009 г. «Это шаг к усилению позиции Госфинуслуг на рынке. До сегодняшнего момента не все рычаги воздействия были у него в руках. Нормативы достаточности должны были быть приняты ранее. Возможно, если бы этот документ был принят несколько месяцев назад, он не вызвал бы столько эмоций, как сейчас. Теперь если посмотреть на проект этого документа, то все требования стоит пересмотреть, потому что ситуация изменилась. Но главное, что регулятору надо обеспечить контроль над этим документом, а кадрового ресурса у него мало»,— отметил Дмитрий Грицута, предправления СГ «ТАС».
С одной стороны, Госфинуслуг получит возможность оперативно реагировать на ситуацию на рынке, с другой — невыполнение требований может привести к лишению лицензий ряда компаний. «В условиях кризиса необходимо сокращать сроки принятия решений. Нужно помогать бизнесу укрупняться, лучше несколько больших компаний, чем много маленьких, если они не выполняют требования. Нужно вводить требования к резервам, возможно, часть тех проблем, которые есть сегодня, вызваны отсутствием этого документа на протяжении последних лет»,— говорит Елена Машаро, вице-президент СК «АСКА».
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |