Геополитика и фондовый рынок: как отстоять национальные интересы Украины
http://fundmarket.ua/experts/4aee9fd3c8c79/
Мне прежде не приходилось заниматься полемикой через прессу, но поскольку Сергей Антонов, автор статьи «Нам надо приложить значительные усилия, чтобы деньги пришли на наш рынок» вступил в диалог, то хотелось бы его продолжить .Ведь наконец-то сторонники продажи биржи ПФТС проявились и вышли из тени, теперь мы имеем возможность порассуждать о дальнейшей судьбе ПФТС, поскольку судьба этой организации для нас не безразлична.
Конкуренция поневоле
Недавно в Украине стартовала «Украинская биржа» и по динамике она достаточно скоро возьмет на себя роль лидера организованного рынка ценных бумаг в Украине. Как она создавалась? В свое время к группе наиболее активных торговцев обратились представители РТС с предложением создать совместно биржу и дать рынку качественно новый продукт - рынок заявок. Мы создали инициативную группу и обратились к нескольким европейским биржам с просьбой сделать нам аналогичные предложения о создании биржи заявок, причем предлагали исключительно вариант на базе ПФТС. Мы даже провели 2 или 3 встречи с представителями европейских бирж, но, к сожалению, они очень инертны, российская же сторона настаивала на принятии решения.
Мы обратились к Заре и предложили ей участвовать в переговорах. Россияне сразу предвидели итог этих переговоров - пустая трата времени. Но мы же патриоты ПФТС и долго - около 9 месяцев - стояли на своем. В это время Заря давала весьма уклончивые ответы, а позже сказала, что технологии РТС устаревшие и такой инвестор нам не нужен. В конце-концов беспредметный разговор всем надоел и российская сторона поставила вопрос ребром украинскому рынку это нужно или нет. Ведь по сути предлагалось создать конкурента ПФТС, причем с новыми технологиями.
Подчеркну , что со стороны РТС выступали частные компании поскольку доли государства в ней нет, т.е. это наши коллеги по бизнесу. Мы также знали о жесткой конкуренции между РТС и ММВБ в России. Но, в отличии от РТС, в ММВБ контрольный пакет акций прямо и опосредованно принадлежит государству Российская федерация. А когда в страну входит другая государственная структура - это уже элементы геополитики. Бизнесу всегда более комфортно работать с теми структурами которые в первую очередь построены на правильной корпоративной культуре и учитывают прежде всего интересы своих участников. Не могу ничего ни хорошего, ни плохого сказать о ММВБ, поскольку просто я очень мало знаю о деятельности этой биржи, но мне ближе рыночные структуры чем государственные.
Мы долго советовались и взвешивали разные варианты и все-таки остановились на создании совместной биржи, хотя и не все наши коллеги поддержали это решение. Дальше практически все известно - биржа была создана, на рынке появился новый продукт, таким образом, появилась реальная альтернатива ПФТС. Мы приветствовали здоровую конкуренцию.
Геополитика и национальные интересы на фондовом рынке
С появлением УБ ситуация на ПФТС резко изменилась в худшую сторону и руководство биржи, пытаясь схватиться за соломинку, начало активно продвигать идею продажи биржи ММВБ. В среде торговцев произошло разделение мнений: одни считают что это хорошо другие нет. Я отношусь к категории противников этой идеи и готов привести некоторые аргументы.
На форуме ПФТС который состоялся в сентябре, представители ММВБ сделали презентацию, речь в которой шла исключительно о сделках РЕПО и краткосрочных инструментов денежного рынка.......????.Был виден явный уклон в сторону банковского сектора, причем торговля валютой в России также происходит на ММВБ(?).
По сути, представители ММВБ четко понимают, что для такого низко ликвидного и маленького по объему рынка одной бирже вполне достаточно и они собираются предложить рынку новые продукты. В этой идее ничего плохого нет если ликвидность рынка будет увеличиваться для нас это только плюс.
Там же на ПФТС я повстречался с Вице президентом ММВБ и мы достаточно откровенно поговорили о ситуации с ПФТС и перспективах ее развития. Представитель ММВБ подтвердил принятое решение о вхождении на Украину и если у них не получится с ПФТС будут работать по другим биржам. Дальше мы говорили о том что они планируют создание других товарных бирж используя свои программные продукты и биржевые технологии, а дальше планируется открыть шлюзы с Россией и сделать взаимный переток капитала. Для украинских торговцев на первом этапе действительно ликвидность возрастет с этим сложно спорить. Но что будет потом? Я изучал теорию государственных финансов и думаю что не для кого не секрет, что как в мире, так и в каждой стране есть свои финансовые центры, которые работают как пылесос - собирают деньги а взамен выдают обязательства в различных бумагах. И чем мощнее такой финансовый центр - тем быстрее он пылесосит слабые регионы либо страны. Мне приходилось встречаться в свое время с Премьер-министром Польши и он в частной беседе сетовал на то, что экономика страны во многом зависит от иностранного капитала, а отечественный капитал не смог серьезно стать на ноги и составить достойную конкуренцию иностранному капиталу.
Другими словами со временем иностранные компании вытесняют отечественный капитал, может все не так страшно, но такая угроза реально существует. Российский капитал уже присутствует в инфраструктуре рынка на УБ и это организованная торговля на рынке ценныхаг. А ММВБ создаст качественный продукт для банков и обеспечит ликвидность, а я в этом не сомневаюсь, поскольку российский капитал уже достаточно серьезно присутствует в банковском секторе Украины. Таким образом, еще один элемент инфраструктуры отойдет под контроль российской стороне. Да мы знаем о том, что РТС и ММВБ конкурируют между собой в России, но если вопрос будет касаться геополитике я думаю что двух мнений здесь не будет, будет одна согласованная позиция.
Еще одной угрозой может стать получение российскими структурами (еще раз подчеркну, контролируемыми государством РФ) Национального депозитария Украины (НДУ).Ведь чего не хватает биржам с российским участием - своего депозитария, так как это дает возможность контролировать и финансовые потоки и состояние собственности по многим предприятиям Украины (кстати, в России принята модель , когда при каждой бирже имеется свой депозитарий). И эта карта сейчас также разыгрывается. Очевидно, многие слышали о сложных процессах которые прошлось пройти на пути по сути слияния МФС и ВДЦБ это был сложный переговорный процесс, но в конце Украина впервые получила депозитарий в котором учтены интересы всех участников рынка таких как государство в лице КЦБ, НБУ, банков, торговцев и бирж. И сегодня можно с уверенностью сказать что эту конструкцию поломать достаточно сложно. Но у нас осталась неопределенной судьба НДУ и и я не удивлюсь если в конечном итоге этот депозитарий окажется в руках российской стороны, я знаю что такие планы есть.
Кто и как будет продавать национальную биржу
К сожалению или к счастью но потуги ММВБ разбиваются о позицию руководства ПФТС, поскольку Заря не может определиться со своей позицией - так же как это было и в случае с РТС. Тогда запускается новый игрок в лице вновь созданной ассоциации АУФТ в лице моего оппонента г.Антонова.
Цель понятна - взять власть в органах управления ПФТС и обеспечить продажу в интересах ММВБ. Каким путем?
Путь очень простой, циничный и примитивный, основанный на пассивности участников рынка. Вы помните, как создавалась данная ассоциация? Могу напомнить несколько фактов. Во-первых активно использовался админресурс в виде Алексея Петрашко, который практически «загонял» новых участников рынка в члены биржи «Перспектива» и ее ассоциации. Таким образом, формировались первые члены данной биржи. Затем, когда стал вопрос о создании единой СРО, менеджмент биржи «Перспектива» активно занялся сбором в свои ряды «мертвых» торговцев ЦБ. ( при помощи того админресурса в лице того же г. Петрашко). Не секрет, что из 815 торговцев активно работает около 100, а остальные, по сути, не являются активными участниками рынка и большинству из них устройство рынка мягко говоря безразлично. Тот же админресурс решил вопрос о том, что вновь созданная ассоциация не имеющая истории и не включающая активных участников рынка получила лицензию и стала единым СРО по этому виду деятельности. Надо сказать, что это было сделано при предыдущем составе ГКЦБФР. Затем циничный подход к созданию ассоциации проявил себя во всей красе на первом собрании участников ассоциации, когда путем сбора доверенностей у инициаторов этого мероприятия был абсолютный контроль на собрании. А участники собрания чувствовали себя униженными от того уровня корпоративной культуры, который царил на собрании.
Часть участников рынка обратилась уже к новому составу ГКЦБФР с предложением запретить в общественных организациях использование доверенностей, внеся соответствующие изменения в нормативную базу. Мы считаем, что раз уж ассоциация получила лицензию, то необходимо поднять уровень корпоративной культуры, поскольку именно задача участников рынка нести обществу высокие стандарты корпоративной культуры. Для этого необходимо понизить квоту для проведения собрания участников, понизить квоту на инициирование проведения собрания участников и убрать механизм голосования по доверенностям. Тогда, хочется верить, разум восторжествует и ассоциация действительно станет рыночной.
А сегодня тем временем идет сбор доверенностей для осуществления переворота в ПФТС. Рассылаются письма участникам рынка, которые в принципе правильные по сути, но у меня доверия не вызывают. О том, что надо менять органы управления и разделять ассоциацию и биржу я поднимал вопрос еще лет 5 назад когда был председателем совета ПФТС. Но тогда меня поддержала маленькая группа торговцев, поскольку мы не занимались подготовкой переворота а честно и открыто вышли на собрание и объявили свою позицию. И я не удивлюсь, что если проверить как голосовали подписанты недавних писем к участникам рынка на последних собраниях - практически все всегда поддерживали существующее руководство ПФТС, а сейчас «прозрели». Но лучше поздно, чем никогда. Я полностью поддержал бы идею проведения собрания при условии проведения честного собрания без манипуляций с доверенностями.
И перед тем как принимать окончательное решение я бы еще раз задумался о выборе стратегического курса для Украины - если мы ориентируемся на равноудаленную позицию по отношению к странам которые нас окружают, то может быть присутствие российского капитала в одной украинской бирже это достаточно. Почему бы нам не попробовать привлечь европейских партнеров. Думаю, что экономика Украины от этого только выиграет.
Всього компаній-членів | 284 | на 28.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 28.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 28.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 28.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 28.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |