Галина Третьякова: «Активы некоторых страховщиков переоценены в десятки тысяч раз»

02 листопада 2009
Регина Дацюк, "Экономические Известия", №196, 2009

http://eizvestia.com/fin/full/4184681

Член Госфинуслуг, директор департамента администрирования Галина Третьякова рассказала «i», как комиссия намерена поступать с проблемными небанковскими финансовыми учреждениями

Вопрос: Галина Николаевна, как финучреждения попадают в департамент временного администрирования?
Ответ: В настоящий момент в департаменте находится 33 финучреждения, из них — шесть страховых компаний, 21 кредитный союз, три финансовые компании, два НПФ и один администратор пенсионных фондов. Есть и первые успехи. После передачи в наш департамент одна финкомпания после трех месяцев надзора возобновила действие своих лицензий и переходит в нормальное состояние. Еще по четырем финучреждениям принят план финансового оздоровления. Мы надеемся, что они тоже смогут восстановиться.
Действия департамента для всех финучреждений практически одинаковые. Компании попадают к нам через департамент пруденциального надзора, и после этого направляются в один из трех отделов внутри департамента: отдел временного администрирования, отдел рекапитализации (туда попадают финучреждения, к которым мы собираемся принять план финансового оздоровления и либо внешнюю, либо внутреннюю рекапитализацию) и отдел ликвидации и санации.

В: Как вы определяете, есть ли шансы у компании быть восстановленной?
О: Компании, прошедшие точку безубыточной работы, когда содержание офиса сократить невозможно до такой степени, чтобы разница между привлеченным ресурсом и переданным составляла сумму, достаточную на финансирование финучреждения, мы будем готовить на ликвидацию. Если точка безубыточности еще не пройдена, либо компания сейчас работает в убыток, но возможно восстановление ее прибыльной работы, то в этом случае мы предлагаем компании разработать план финансового оздоровления. Временного администратора мы чаще всего вводим тогда, когда видим, что руководство не в состоянии само решить проблемы, а провести общее собрание не представляется возможным.

В: Можно ли это считать причиной, почему временные администрации массово не вводятся в компании?
О: Нет, причина лежит в другой плоскости, хотя мы понимаем, что ликвидность у страховщиков начала падать. На протяжении многих лет страховые компании подавали в комиссию отчеты, по которым даже если де-факто компания является банкротом, де-юре по отчетности она выглядит красиво. Основная причина — многократное завышение стоимости активов, находящихся на балансе у такой СК. Для того чтобы переоценить активы такой компании, нужно принимать ряд мер. А не каждый инспектор Госфинуслуг имеет сертификат АCCA (Association of Chartered Certified Accountants, Ассоциация сертифицированных бухгалтеров), чтобы оценить реальное положение дел в компании.
Дело в том, что оценка долгосрочных активов происходит не по справедливой, а по исторической стоимости. Причем сделки по покупке долгосрочных активов носят связанный характер и оцениваются по той цене, которая выгодна той или иной стороне сделки. Европейская практика показывает необходимость отказа от оценки активов в финучреждениях по исторической себестоимости. К сожалению, мы, продекларировав переход на международные стандарты, на деле не перешли к ним. Никогда в истории Госфинуслуг от страховщиков не требовалось справедливой оценки стоимости.
Посмотрев отчетность, мы видим, что компания в состоянии работать, но если эти активы переоценить по справедливой стоимости, можно констатировать, что компания уже банкрот. А для того, чтобы оценить активы компании, нужен месяц скрупулезной работы над балансами и отчетами этих учреждений. Естественно, наши сотрудники оценить активы всех компаний по справедливой стоимости одномоментно не могут.

В: Как вы оцениваете ценные бумаги?
О: Мы заходим на сайт ГКЦБФР и смотрим список учреждений, обращение бумаг которых прекращено. Этот список содержит эмитентов-банкротов и тех, кто не находится по своему юридическому адресу. Ценные бумаги таких эмитентов ничего не стоят, в то же время они оценены на балансах страховщиков в десятки миллионов гривень.

В: А как оценивается стоимость бумаг, которые находятся в обращении?
О: Мы берем максимальную стоимость этой бумаги на ПФТС за последний отчетный период. На практике оказывается, что даже по сравнению с таким показателем стоимость бумаг резко завышена. Случается, что и в несколько десятков тысяч раз.

В: И что делает комиссия в таком случае?
О: Переоценивает активы. Мы делаем коррекцию баланса на основании той стоимости, по которой эти бумаги можно продать. После переоценки баланса оказывается, что убытки компании увеличиваются, а фактический запас платежеспособности компании снижается. Если это привело к резкому ее падению, констатируем, что при справедливой оценке активов компания неплатежеспособна. Затем составляем акт о нарушении и обращаемся  к аудиторам, которые подавали отчет по этой компании.

В: Будете ли вы исключать таких аудиторов из реестра?
О: Мы уже начали это делать. Готовим также документы на исключение аудиторов, делающих отчеты для неплатежеспособных компаний. Мы пишем представление на аудиторов в комитет по качеству Аудиторской палаты (АПУ) и просим, чтобы она проверила работу сертифицированных ею аудиторов. Напомню, что с 2003 г. АПУ приняла решение, что аудиторские отчеты осуществляются по стандартам МСФО. В связи с таким требованием  аудиторы, прежде чем проводить аудит, должны предложить компании провести трансформацию баланса, чтобы база проведения аудита тоже соответствовала стандартам МСФО.

В: А сколько компаний ведет баланс по правилам МСФО?
О: Мы пока не имеем права истребовать в составе отчетности у компаний приказы об учетной политике. Без этого мы не можем понять, сколько компаний ведут учет по национальным стандартам, сколько — по МСФО. Однако в рамках выездной или безвыездной проверки мы получаем такие приказы. Но у нас в департаменте ведется индивидуальный или соло-надзор, в рамках которых такие запросы делаются. Именно поэтому количество компаний, которыми мы можем заниматься, невелико.

В: Вскоре будет утверждено положение о требованиях к размещению резервов, и многие компании окажутся не в силах им соответствовать. Что будет делать с ними Госфинуслуг?
О: Для этого мы отрабатываем амортизаторы. Мы понимаем, что усиливаем требования к качеству активов: мы заюстировали требования к нетто-активам, что практически позволяет проводить косвенный надзор за прибыльностью компаний. Если у компании чистые нетто-активы падают, то это одна из причин, что компания работает неприбыльно. Мы вводим также положение о размещении страховых резервов, которое не работало последние два с лишним года. Также мы будем инициировать изменения в 12-й национальный стандарт бухучета, где предложим оценивать долгосрочные инвестиции по справедливой стоимости. Мы понимаем, что усиливаем давление по качеству активов и по капитализации страховщиков. Не все компании смогут выполнить это сразу, и поэтому мы думаем над внесением изменений в наше 125-е распоряжение, предусмотрев там возможность утверждения плана финансового оздоровления. Компании, которые не смогут выполнить требования, могут предлагать план восстановления финансовой стабильности Госфинуслуг, чтобы иметь разрешение работать, пока компания достигнет необходимых показателей. Но мы будем осуществлять ежемесячный контроль такой компании. Это практически и есть индивидуальный план капитализации страховщика.

В: Но так будут поступать лишь добропорядочные страховщики, а что с остальными?
О: Если они недобропорядочные, нужно ли, чтобы они оставались на рынке? Амортизатор даст возможность добропорядочным компаниям, которые хотят остаться на рынке и выполнять свои обязательства, работать дальше.

В: По оценкам страховщиков, 80% компаний не смогут выполнить требования по резервам. Так ли это?
О: Я не знаю, активы скольких компаний настолько сильно переоценены, и считаю, что все оценки, звучащие на рынке, носят характер запугивания комиссии, чтобы мы не применяли это положение. Хочется напомнить, что половина страховых компаний собирает 1% премий. Поэтому когда говорят, что 80% компаний не выполняют требования, это некорректно. Если говорить о компаниях, которые работают в ритейловом сегменте, не думаю, что проблемы будут настолько большими. Более того, компании, которые хотят остаться на рынке, понимают, что нужно вести переговоры с акционерами об увеличении уставного фонда. А если компании не могут рассчитывать на помощь акционеров, значит, нужно сокращать персонал, машины, офисы. Потому что все накладные расходы страховщиков и все супердорогие автомобили руководства не дают возможность выполнять обязательства.

В: Работает ли сейчас Госфинуслуг по делу «Страховых традиций»?
О: По нашей информации, компания начала процедуру ликвидации. Как дальше будут развиваться события, посмотрим. Мы в свое время встречались с руководством компании, но это не привело к улучшению ситуации. Одним из наших предложений была капитализация компании или передача страхового портфеля, но этого не произошло.

В: Не планирует ли Госфинуслуг внести изменения в законодательство, позволяющие проводить согласование в случае купли-продажи финансового актива?
О: Для этого нужно вносить изменения в закон «О страховании». Но большое количество страховщиков в свое время были против него, хотя сейчас многие поддерживают необходимость принятия новой редакции.

В: Имеет ли комиссия возможность бороться с демпингом?
О: Мы начали применять косвенную оценку демпинга, применив требования к нетто-активам. Задача Госфинуслуг в том, чтобы компании работали платежеспособно. Согласно законодательству, контролировать цену можно только в обязательных видах страхования. Ужесточение надзора не должно происходить в один момент, мы запланировали в этом и в следующем году ряд мер по обеспечению надзора. Стоит задача постепенно капитализировать рынок. Сами страховщики не смогли предложить действенных методов борьбы с демпингом. Не нужно ожидать, что Госфинуслуг станет волшебником, который сможет предложить такой метод. В планах работы на несколько лет и введение методики оценки накладных расходов. Но сейчас мы должны перевести надзор на пруденциальные основы. Мы также  слышим желание рынка страхования жизни перейти к контролю деятельности страховых посредников, в частности, страховых агентов. Если работу брокеров мы определенным образом регламентируем, то агентов мы не сертифицируем — за них несет ответственность страховщик. Мы будем это делать, но сразу решить все проблемы нельзя, даже в Европе одна норма вводится три-пять лет, а мы затеяли реконструкцию отрасли. Это сложная задача.

В: Кабмин принял концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы, сдвинув срок ее введения на 2014-2017 гг. Какова позиция комиссии в этом вопросе?
О: Мы направили свои замечания, поскольку считаем, что концепция стала заложником политических событий в стране. Мы не политики, а экономисты, и хотим, чтобы эта концепция строилась на экономических принципах. Сейчас политические силы будут разыгрывать этот вопрос в связи с тем, что он социально напряженный. Мы предлагали перенести рассмотрение концепции на март или апрель следующего года.

В: А когда, по вашим подсчетам, нужно ее вводить?
О: Вчера. Мы для этого создавали негосударственные пенсионные фонды, которые без второго уровня не развиваются интенсивно, как показывает практика. У нас в департаменте два НПФ, которые будут ликвидироваться нестандартным образом, на прошлом заседании комиссии мы приняли еще один план ликвидации НПФ.
Нужно понимать, что и страховщики, и НПФ сегодня функционируют в третьем добровольном уровне, и ни одна страна в мире третий добровольный уровень не развила без второго обязательного накопительного. Страна должна обеспечивать то, что декларирует в Конституции, а именно: минимальный доход пенсионерам. А вот дифференциация пенсии, в зависимости от размеров зарплаты, осуществляется вторым (накопительным) уровнем, который наследуется. Еще один нюанс: в Европе и Америке в условиях кризиса люди хотят позже выходить на пенсию, потому что упала стоимость их пенсионных накоплений. Они, имея право добровольно выбирать пенсионный возраст, предпочитают работать подольше.

В: Но в Украине повышение пенсионного возраста — политически обостренная тема…
О: Мы не за повышение, а за добровольный выбор человеком пенсионного возраста. Пенсионный возраст — изобретение последних 150 лет развития человечества. В Германии в конце ХІХ в. пенсионный возраст составлял 70 лет, хотя продолжительность жизни была 45 лет. И только в начале прошлого века, после борьбы немецких профсоюзов, он упал до 65. Политики манипулируют статистикой. Например, часто говорят, что средняя продолжительность жизни человека в Украине — 62 года. Но ведь это общая продолжительность жизни с момента рождения. А вот продолжительность жизни человека, достигшего пенсионного возраста,— точно такая же, как в Европе. Демография сейчас такая, что пока мы не позволяем человеку самостоятельно выбирать пенсионный возраст, мы возлагаем больший груз на молодое поколение, и нарушается баланс поколений. Население стареет, и оно голосует за тех, кто дает им большие блага, но стоит подумать о молодежи.

В: Стоит ли вводить медицинскую реформу в условиях кризиса?
О: Нигде, кроме стран постсоветского пространства, государство не обеспечивает бесплатную медицину и, благодаря фонду защиты от временной утраты трудоспособности, заработную плату заболевшему. Если посмотреть на наши социальные программы, то мы не просто социалистическая страна, мы уже при коммунизме живем. Солидарная пенсионная система есть, бесплатная медицина есть, больничные листы оплачиваются. Мы никак не стимулируем человека быть здоровым, мы растим иждивенцев. Развиваться в таких условиях государство не может. Можем ли мы это все тянуть, или нужно все упорядочить и перераспределить госфинансы за счет некоторых фондов, создать систему обязательного медицинского страхования (ОМС) с участием страховщиков, которые могли бы выступать подрядчиками у государства? Страховщик во взаимоотношениях «больница — человек» контролирует, чтобы услуга была дешевой и качественной, чтобы не было рецидива заболевания у застрахованного. Страховщик экономически заинтересован в том, чтобы застрахованный был здоров. Не эту ли цель должно ставить перед собой государство?

_________________
Третьякова Галина Николаевна родилась 21 января 1963 г.
1986 г. — окончила Харьковский авиационный институт им. Жуковского.
2002 г. — окончила Международный центр (институт) рыночных отношений и предпринимательства.
1986-1991 гг. — инженер-технолог военной части 55484.
1991 г. — директор МП «Инженерно-внедрительная фирма», инженер предприятия «Компания Интербизнес».
1993 г. — инспектор по страхованию «Промышленно-страховой компании».
1993-1999 гг. — директор, первый заместитель генерального директора «АСКА».
1999-2006 гг. — генеральный директор, глава правления «АСКА-Жизнь».
2006-2009 гг. — глава правления «ПРОСТО-страхование. Жизнь и пенсия».
С 26.03.2009 г. — член Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг, директор департамента администрирования финансово-кредитных учреждений.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 28.11.24
Кількість КУА278на 28.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.11.24
Кількість ІСІ1819на 28.11.24
Кількість НПФ*53на 28.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24