Фотоактивы для ПИФа: с чего начинается стоимость

18 травня 2011
РЦБ.РФ, 04, 2011

http://www.rcb.ru/rcb/2011-04/80688/

Интервью с экспертом ЗПИФа художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» Анатолием Злобовским

В начале марта 2011 г. в России был сформирован крупнейший в мире арт-фонд на 14,5 млрд руб. — ЗПИФ художественных ценностей под управлением ООО «Управляющая компания «АГАНА». Однако уникальность этого фонда не только в его объеме, но и в активах — обширном собрании коллекций мировой фотографии. Каким образом уникальные артефакты становятся инвестиционными активами? Откуда вдруг берутся заоблачные цены на отдельные работы на мировых аукционах? Как вообще оценить фотографию, если она никогда не выставлялась на аукционах? На эти и многие другие вопросы по оценке фотоактивов журнал «Рынок ценных бумаг» попросил ответить одного из авторитетных экспертов в области изучения фотографического наследия, куратора многочисленных выставок, автора статей по искусству фотографии, одного из экспертов ЗПИФа художественных ценностей «Соб­ра­ние. ФотоЭффект» Анатолия Злобовского.

РЦБ:Для начала самый общий вопрос об арт-рынке. Традиционно считается, что инвестиции в художественные ценности сопряжены с характерным риском — непрозрачностью ценообразования. Здесь ничего нельзя спрогнозировать, взлеты и падения тех или иных авторов практически всегда случаются вдруг, у аналитиков мало объективных критериев. То есть к рискам любого рынка у вас добавляются плохо регулируемые специфические риски. В конечном счете именно это мешает арт-активам трансформироваться в активы инвестиционные. Как эта проблема представляется Вам?

А. З. Такой подход к оценке арт-рынка действительно распространен. Но справедлив он только отчасти, поскольку отражает классический взгляд специалиста финансового рынка на рынок немассовых, а потому и не всем понятных активов. Согласитесь, любому непосвященному человеку рынок деривативов тоже покажется джунглями, и ему будет трудно понять всю эту цепочку построения активов на базе других активов, которые тоже, в свою очередь, являются не товаром, а ценной бумагой, т. е. записью на счете... Так ли уж прозрачна вся эта цепочка? Так ли уж предсказуемы цены в ее звеньях?

А в отношении прогнозов, думаю, все рынки примерно в одном положении. Несмотря на то что на финансовом рынке много всякой статистики, аналитики и прочей «матчасти», глобальный финансовый кризис в четких формулировках не предсказал никто. Аналитики с большой охотой раскроют вам причины возникновения той или иной ситуации на рынке, но только постфактум. И любому, даже самому абсурдному, поведению рынка найдется «научное» объяснение.

Поймите меня правильно, я ни в коем случае не пытаюсь подменить проблему. Я лишь хочу сказать, что спонтанность, непредсказуемость, алогичность — естественные составляющие любого рынка, и чем меньше специалист знаком с тем или иным его сегментом, тем рискованнее он ему кажется. И это, замечу, правильно! Кстати, попутно: в период кризиса «непрозрачный» арт-рынок не падал резко и не упал так катастрофически, как это произошло с рынком финансовым. Кроме того, «непрозрачный» арт-рынок как термин больше относится к отечественным реалиям, а в Европе и Америке ситуация прямо противоположная — информация для анализа и прогнозов открыта и ее объем весьма значителен.

Процессы институциализации инвестиций в искусство идут во всем мире не так уж и быстро, в России они вообще делают первые шаги. Так что меня не удивляет, что многим, даже маститым, финансовым аналитикам потребуется время, чтобы адаптироваться к новой ситуации, научиться не закрываться тезисами о субъективизме ценообразования на арт-рынке, а включить этот сегмент в режим постоянного исследования и профессионального анализа.

РЦБ:Оценка активов — ключевая опция любого рынка, особенно если речь идет об активах, не имеющих публичной котировки, в вашем случае — оценка известного аукционного дома. Из чего складывается пусть не цена, но оценочная стоимость фотографий, которые много лет ходили от коллекционера к коллекционеру, а потом вдруг попали в паевой инвестиционный фонд? Что служит объективными точками опоры при оценке неизвестных работ?

А. З. Согласен, что оценка активов — ключевая, а в случае с фотографиями — еще и инновационная область профессиональной деятельности. Согласен и с важностью и влиянием результатов аукционных торгов на стоимостные показатели на арт-рынке. Но это не означает, что регулярную перепродажу или переход фотографии от одного коллекционера к другому можно оценивать как негативную составляющую. Напротив, именно это постоянное движение фотографий из коллекции в коллекцию, от знатока к знатоку, от корифея к коллекционеру-новичку, именно это неспешное броуновское движение, если, конечно, оно происходит в четких юридических рамках, создает рынку основу, добавляет работе или автору популярности. И если такие проверенные фотографии становятся активами паевого фонда, то это все-таки не «вдруг», а во многом «благодаря».

Теперь о том, из чего складывается оценочная стоимость фотографии, если у нее нет аукционной оценки. Кстати, на арт-рынке помимо аукционов существует и форма публичных неаукционных продаж — есть ведь еще галереи, выставки-продажи, индивидуальные сделки с публичной зафиксированной ценой. Все это вместе добавляет рынку точек опоры.

В целом же при оценке больших коллекций фотографий базовым документом является экспертное заключение — это тоже своеобразная оценка, но не в рублях или долларах, а в баллах. То есть эксперт оценивает коллекции фотографий и выставляет баллы, оценщик с учетом результатов экспертизы оценивает активы — и появляется оценочная стоимость, выраженная в той или иной валюте. В случае с ЗПИФом художественных ценностей «Собрание. ФотоЭффект» оценку активов осуществлял ряд оценочных компаний — как российских, так и зарубежных, в частности «Арт Консалтинг», обладающий собственной технологической лабораторией для исследований и верификации объектов оценки, SARL CEROS Librairie и Master Piece Fine Art App­raisals — ведущие международные оценщики в сегменте искусства.

По отдельным коллекциям и типам художественных активов оценка производилась с учетом требований, результатов и исследований ведущих оценщиков и экспертов, специализирующихся на конкретных сегментах фотографии или авторах и аттестованных наиболее авторитетными союзами и ассоциациями экспертов и оценщиков, такими как Appraisers Association of America, Senior Certified and Executive Board Members, An Appraisal Alliance NYC, Getty Research Institute for the History of Arts and the Humanities, Национальная организация экспертов в области искусства (НОЭКСИ, Россия).

Хочу подчеркнуть: процесс экспертизы и оценки активов фонда — это не разовая процедура, а комплексная система мер, которые реализуются и совершенствуются постоянно в соответствии с ситуацией на рынке и потребностями управления активами.

РЦБ:То есть стоимость коллекции начинается с мнения эксперта, которое, по сути, оказывает постоянное влияние на оценку активов. Где гарантии, что это мнение будет беспристрастным?

А. З. А эксперту и не надо быть беспристрастным, он со своими суждениями и оценками является частью этого рынка, он, как антенна, улавливает его сигналы и «месседжы» к смене настроения, тренда и спроса. Кроме того, важно опираться на мнение не одного, а ряда специалистов-экспертов. Было бы ошибочным только на этом строить оценку фотоколлекций, не развивая постоянно инструментарий и критерии оценки.

Эксперт в первую очередь рассматривает коллекцию по группе объективных критериев. Давайте начнем с самого простого — с размера.

В силу особенностей рынка фотографии во многих случаях большое значение имеют размеры отпечатков при определении их значимости. Если эксперты считают целесообразным провести оценку коллекции по этому критерию, то они разделяют фотографии, представленные в коллекции, на три размерные группы: «большие», «средние» и «малые». Произведения распределяются по размерным группам в процентах от общего количества произведений в коллекции, исходя из площади каждого произведения, выраженной в квадратных сантиметрах. При этом, конечно же, делается поправка на время создания отпечатка. Так коллекция получает свой первый балл в будущей оценке.

Следующий критерий — сохранность произведений. Здесь также эксперты ранжируют фотографии: в первой группе они объединяют отпечатки хорошей сохранности, во второй — средней, в третьей — плохой. Хорошая, например, сохранность включает в себя не только идеальное состояние, но и незначительные отклонения от этого — небольшие микротрещины и загибы по краю фотоотпечатка. Однако крупных трещин, царапин и загрязнений на отпечатках группы хорошего качества быть не должно. Не буду сейчас останавливаться на средней группе — перейду к худшему диапазону.

«Плохое» состояние фотоотпечатка означает его сохранность от неудовлетворительной до удовлетворительной. Удовлетворительная сохранность: поверхность снимка местами повреждена, возможны крупные трещины, царапины, загибы и загрязнения. Неудовлетворительная сохранность: изображение не поддается целостному прочтению, частичная утрата изображения; на значительной части поверхности фотоотпечатка следы повреждений — крупные царапины, трещины, загрязнения, потертости. Фотоотпечаток нуждается в срочных реставрационных работах.

При отнесении произведений по критерию сохранности, безусловно, учитывается время создания фотографий. То есть фотоотпечатки одной и той же степени сохранности, но созданные с разницей в 100 лет, будут находиться в разных группах — такие вот своеобразные весовые категории. Таким образом, у коллекции появляется второй балл — за сохранность.

А потом добавляется балл по времени создания отпечатков. Прошу обратить внимание: речь идет не о времени съемки — оно тут не имеет значения. Для определения значимости фотографии с художественной, исторической, коллекционной и, как следствие, коммерческой точек зрения, в соответствии со сложившимися традициями рынка фотографии, важнейшим является именно определение времени создания отпечатка фотографии: непосредственно после фотосъемки — vintage (винтаж) или в более позднее время. Эксперты всегда проводят оценку коллекции по этому критерию.

Винтажи — это фотоотпечатки, сделанные самим автором либо под его непосредственным руководством с авторских негативов, как правило, в течение не более 2-3 лет со дня фотографирования. К винтажам также относят избранные фотоотпечатки, выполненные автором в более позднее время, но особым способом (например, большие, так называемые «выставочные принты», фотомонтажи и пр.).

РЦБ:Тогда выходит, что все полароидные снимки винтажные, но это вряд ли поднимает их цену...

А. З. Пример с полароидными снимками слишком уж буквальный. Хотя широко известны большие фотографы, использовавшие в своем творчестве продукцию Polaroid, и цены на эти отпечатки весьма значительны — советую посмотреть результаты аукциона продаж коллекции вышеназванной фирмы. Если же по существу, то цена никогда не является реакцией на один лишь критерий. К тому же я уже говорил, что эксперты в своих заключениях не оперируют суммами денег, это потом сделают оценщики. Экспертам нужно создать для этой работы точки опоры, важнейшей из которых является, например, провенанс коллекции — история ее происхождения и владения. Если эта история прозрачна и безупречна, коллекция получит от экспертов наивысшую оценку в 100 баллов, что впоследствии, по понятным причинам, может серьезно повлиять на оценку собрания.

Вообще, для коллекций фотографий история важна в любых проявлениях, в том числе и выставочная история, а также история публикаций. Что здесь является наивысшим уровнем? Максимальное количество баллов присваивается коллекциям и архивам, имеющим большую, авторитетную выставочную историю. То есть значительная часть фотографий оцениваемой группы экспонировалась, в группе представлен ряд широко известных, «знаковых» фотографий; ряд оригиналов фотографий (фотоотпечатков) непосредственно экспонировались на важных выставках; изображения (фотоснимки) коллекции многократно экспонировались и публиковались и/или входят в авторские серии (варианты и т. п.) с фотоснимками, которые многократно экспонировались и публиковались.

Минимальное количество баллов получают от экспертов коллекции и архивы, в которых нет произведений, имеющих выставочную историю и/или входящих в авторские серии (варианты и т.п.) с фотоснимками, имеющими выставочную историю.

Вот так, шаг за шагом, те или иные качества фотособрания трансформируются в количественные критерии. Кстати, в экспертном заключении количественными критериями будут оценены даже уровень экспертной поддержки коллекции и степень ее признания широким кругом специалистов, в первую очередь мировым профессиональным фотографическим сообществом.

РЦБ:Известно, что инвесторы — довольно специфичная категория покупателей художественных ценностей или финансовых инструментов, связанных с искусством. Их взгляд, если можно так выразиться, более коммерческий. Им всегда нужны гарантии подлинности произведений.

А. З. А вы думаете, коллекционеру, который собирает коллекцию из-за любви к произведениям определенного автора или опеределенного стиля, эпохи, этому человеку подлинность не важна? Согласитесь, никому не хочется покупать подделку по цене оригинала… Кроме того, в отличие от живописи технологическая экспертиза фотографии несколько иная.

Эксперты всегда тщательно исследуют этот вопрос. Для атрибуции фотографического отпечатка и определения его места в культурно-историческом наследии принципиальное значение имеет наличие на отпечатке (как правило, на его обороте), на конверте, если фотография наклеена на него, на странице фотоальбома и т. п. авторской подписи, штампа, а также любой другой исторической индивидуализирующей информации. Наличие надписей и информации, как правило, существенно увеличивает ценность фотопроизведения.

По результатам исследования, например, фотоактивов фонда «Собрание. ФотоЭффект» эксперты определили, что значительное число произведений коллекции имеют авторские подписи, штампы и другую индивидуализирующую фотографический отпечаток информацию.

Однако качество и коммерческая стоимость коллекции определяется не только подлинностью произведений, но и их значимостью. Допустим, у нас в коллекции есть 10 отпечатков очень «дорогого» мастера. Но отпечатки эти сделаны им на заре творческого пути, когда он подражал какому-нибудь мэтру, не найдя еще к тому времени своего оригинального стиля. С большой долей вероятности могу утверждать, что такие работы вряд ли будут сегодня стоить дорого, но пройдет время и окажется, что, например, «ранний» или «поздний» Родченко не менее важен для музейной или выставочной программы или истории искусств, и цены на его будут переосмыслены как на работы раннего большого художника в живописи. На пике оценки и цены всегда будут коллекции и архивы, в которых в значительном количестве представлены работы «ключевого», т. е. наиболее важного, как правило, новаторского периода творчества авторов, выполненные в характерных стилях, важные с точки зрения тематики и сюжетов. То есть подлинность отпечатков без их художественной значимости не может быть гарантией коммерческой привлекательности коллекции. И в экспертном заключении этот критерий присутствует в обязательном порядке.

РЦБ:А какие критерии экспертной оценки считаются наиболее важными? Возможно, среди них существует какое-то ранжирование? Что-то больше влияет на оценку, что-то меньше, как в индексах…

А. З. Определенная иерархия показателей, безусловно, присутствует. Однако на результат общей оценки влияет в первую очередь сочетание факторов. И все-таки ваша постановка вопроса имеет под собой основание, поскольку существует критерий, который смело можно назвать самым главным. В силу особенностей как рынка фотографии в целом, так и самого произведения фотографии, являющегося потенциально тиражируемым объектом, для определения значимости фотоотпечатка важнейшим является фактор уникальности, т. е. единственности и неповторимости. Поэтому эксперты анализируют в первую очередь коллекции на предмет наполненности «уникатами», т. е. редчайшими произведениями, выполненными или оставшимися в единственном экземпляре, представляющими чрезвычайно высокую культурно-историческую ценность или уникальными по качеству, характеристикам и судьбе (истории бытования).

Наивысшее количество баллов присваивается уникальным коллекциям и архивам — как отдельным, так и объединенным в группы, в которых представлены фотоотпечатки, известные в единственном экземпляре, а также авторские оригинальные фотоотпечатки, выполненные или сохранившиеся в ограниченном количестве (обычно до 5 экземпляров с одного негатива). Сюда же мы относим фотоотпечатки, другие известные экземпляры которых (включая разноразмерные варианты печати с тех же негативов) находятся только в музейных коллекциях, винтажные, а при их отсутствии на рынке — самые ранние отпечатки из известных. Уникальными считаются фотоотпечатки, о которых известно, что их негативы утрачены, а также фотомонтажи, фотоколлажи, фотограммы, фотоотпечатки, ретушированные авторами.

РЦБ:При анализе фондовых ценностей специалисты финансового рынка применяют разные методы — и фундаметальные, и технические, т. е. стремятся посмотреть на актив с разных сторон. Какие существуют подходы при анализе художественных ценностей кроме экспертной оценки?

А. З.: Об этом лучше меня, и в подробностях, могут рассказать специалисты в области оценки художественных ценностей. Со своей стороны могу лишь коротко обозначить еще два метода — сравнительный анализ и многофакторные модели. При сравнительном методе производится отбор групп произведений с подтвержденными результатами аукционных продаж, сопоставимых по разным признакам. Анализируется набор факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, и сравниваются коэффициенты, показывающие отношение подтвержденной рыночной стоимости к значениям соответствующих индексов — к индексу популярности автора, индексу провенанса, индексу качества произведений. Перечисленные индексы существуют на арт-рынке не первый год и уже признаны сообществом.

По методу многофакторных моделей анализируется репрезентативная выборка сделок по продаже фотографических произведений, на основе чего составляются таблицы средних значений стоимости фотопроизведений по различным критериям: размеру фотоснимков, их винтажности, стране происхождения и т. д.

В общем, экспертиза и оценка коллекций фотографий — это синтез всех известных методов анализа применительно к художественным ценностям, и современный арт-рынок постепенно движется в сторону более прозрачного ценообразования, в существовании которого заинтересованы все его участники.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24