Формирующиеся рынки: вызовы и награды
http://kommersant.ua/doc.html?docId=1250383
В обнародованном на прошлой неделе обзоре развития мировой экономики Международный валютный фонд отмечает, что экономический спад в Европе оказался ниже ожидаемого. О том, что это означает для таких развивающихся экономик, как Украина, специально для Ъ объясняет директор Европейского департамента МВФ МАРЕК БЕЛКА.
Развивающиеся страны Европы отошли от края пропасти. Могло быть и хуже, учитывая, что страны этого региона крайне зависимы от притока иностранного капитала, который сократился из-за мирового кризиса. Некоторые страны пострадали сильнее других – им пришлось обратиться за помощью к друзьям. Сейчас мировая экономика снова жаждет рисков, и кажется, что рецессия достигла своего дна. Но означает ли это, что за этим обязательно последует естественное возобновление высоких темпов экономического роста и конвергенции в развивающейся Европе?
Необязательно. Подобно тому, как не оправдались надежды на то, что кому-то удастся остаться в стороне от эпицентра кризиса, не оправдаются ожидания тех, кто считает, что формирующиеся экономики Европы автоматически восстановятся вместе с развитыми рынками. Несомненно, определенное улучшение произойдет по мере восстановления торговли. Но уже сейчас заметно, что спад в некоторых формирующихся экономиках будет длиться дольше, чем в других. Почему? Многие из этих стран почувствовали на себе результаты замедления притока портфельных инвестиций и сокращения объемов кредитования транснациональными банками, которые сами были вынуждены искать капитал для выравнивания своих балансов. И хотя поток капитала восстанавливается, возрастает и дифференциация стран, связанная с тем, что теперь инвесторы с большим вниманием подходят к оценке внешних и внутренних факторов.
Такая перемена в отношении инвесторов привела к серьезным изменениям при оценке рыночных рисков. По мере того как глобальные факторы, приведшие к беспрецедентному росту рисков и ухудшению настроений инвесторов, отходят на второй план, все большее значение приобретают внутренние факторы и регуляторная политика каждой конкретной страны. Как нам кажется, прежде всего инвесторов беспокоят состояние бухгалтерских балансов компаний негосударственного сектора экономики, а также финансовой системы в целом и тесно связанные с этим вопросы финансовой стабильности. В результате они требуют большей премии за риск, что замедляет процесс восстановления экономики региона.
Впрочем, такая осторожность инвесторов дает шанс на получение дополнительной прибыли за проведение взвешенной экономической политики. Уже сейчас заметно, что страны, проводившие более эффективную политику, гораздо лучше переживают кризис. Что же необходимо делать в первую очередь? С высокой долей вероятности можно говорить о том, что большую пользу могут принести действия по "залатыванию дыр" банковской системы. Во многих случаях образование таких дыр вызвано наложением факторов замедления экономического роста и уязвимостью, которая ассоциируется с долгами в иностранной валюте, довлеющими над корпорациями (страны Балтии, Венгрия, Болгария и Румыния) и населением (страны Балтии, Венгрия, Румыния и Польша).
Следующим приоритетом должно стать создание основы для экономической политики, которая обеспечивала бы фискальную стабильность и предсказуемость в долгосрочной перспективе. Такие страны, как Венгрия, Польша и Румыния, уже начали процесс формирования реалистических среднесрочных целей. Этот подход позволит уменьшить количество неприятных сюрпризов в фискальной политике и понизить волатильность циклов деловой активности. Все это приведет к снижению платы за суверенные риски и ускорит восстановление экономики.
Но даже если страны смогут быстро справиться с негативными последствиями кризиса, общий уровень платы за риск, вероятно, сохранится на более высоком уровне, чем раньше. А это будет тормозить потенциальный рост и станет для формирующихся экономик главным вызовом. В этих условиях будет необходимо проводить политику стимулирования структурных реформ, направленных на развитие услуг и производства, менее зависимых от иностранного капитала; повышать эффективность экспорта и доверие непостоянных инвесторов. Во многих странах с формирующейся экономикой, как, впрочем, и во всей континентальной Европе, адаптация к условиям посткризисного мира потребует повышения мобильности на рынке труда и дальнейшей либерализации рынков продуктов и услуг в рамках ЕС.
И потому восстановление экономики в странах с формирующимися рынками будет зависеть от действий правительства. Для преодоления неопределенности, довлеющей над финансовой системой, понадобится решительный и конструктивный подход. Необходимо будет прилагать усилия для создания благоприятного бизнес-климата и более совершенной основы для ведения экономической политики, чтобы уменьшить неопределенность, а также чтобы повысить структурную гибкость. И эти меры должны стать залогом ускорения потенциального экономического роста. А оценка этих реформ с позиций рыночной экономики определит, как быстро формирующиеся экономики Европы смогут восстановить нормальный уровень денежных потоков, что позволит продолжить столь необходимый для этих стран процесс конвергенции и экономической интеграции. Итак, выросли не только трудности для формирующихся экономик, но увеличилось и вознаграждение за проведение взвешенной экономической политики.
Всього компаній-членів | 284 | на 27.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 27.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 27.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 27.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 27.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |