Физическая перезарядка
http://www.business.ua/i859/a25044/
Банкиры смогли переоформить около 30% кредитной задолженности населения. Тем не менее уже осенью ожидается вторая волна реструктуризации долгов физлиц
Прошло уже около полугода с начала массовой кампании по реструктуризации задолженности по кредитам частных заемщиков, проводимой банками. Напомним: осенью прошлого года из-за падения доходов населения и девальвации гривни многие должники оказались не в состоянии обслуживать банковские кредиты (см. БИЗНЕС №8 от 23.02.09 г., стр.33-35). В рамках реструктуризации банки применяли комплекс инструментов, таких как продление сроков кредитов, кредитные каникулы (в течение определенного срока заемщик гасит только проценты по кредиту), смена графика платежей и т.д. Эти меры позволили уменьшить сумму ежемесячных платежей, а следовательно, и снизить кредитную нагрузку на бюджет заемщиков. Если верить банкирам, то доля частных заемщиков, которые столкнулись с трудностями, не превышает 30%. “Если честно, то наши ожидания были намного хуже того, что мы увидели по факту”, — признается Алексей Руднев, начальник управления розничного бизнеса “ОТП Банка” (г.Киев; с 1998 г.; около 5 тыс.чел.). Такой обнадеживающий результат банкиры, как правило, объясняют проведением очень консервативной политики, что позволило набрать хороших заемщиков с солидным “запасом прочности” по доходам. Впрочем, данные утверждения вызывают сомнения, так как у многих банков проблемы возникли именно в связи с активным кредитованием физлиц без надлежащего отбора.
Аргументы…
Так или иначе, но, по словам опрошенных БИЗНЕСом участников рынка, сейчас можно говорить о завершении первой волны реструктуризации, в ходе которой было переоформлено 20-30% кредитной задолженности населения. “Мы реструктуризировали 18 тыс. кредитов на сумму 4 млрд грн., что составляет 25% кредитного портфеля населению. Я считаю, что это очень хороший результат”, — говорит Евгений Демянов, заместитель директора департамента продуктов и маркетинга для частных клиентов “Райффайзен Банк Аваль” (г.Киев; с 1992 г.; около 17 тыс.чел.). Подобные цифры приводит и Алексей Руднев: “Реструктуризированы кредиты более 11 тыс. клиентов, что составляет около 30% портфеля. Сейчас количество заявок на реструктуризацию резко сократилось, т.е. можно говорить об окончании первой волны этого процесса. Этому способствовала стабилизация валютного курса. Если бы Нацбанк опоздал на полтора месяца с внедрением специальных валютных аукционов, статистика была бы намного хуже”. Напомним: в конце февраля НБУ начал проводить специальные аукционы, в рамках которых продавал населению валюту для погашения кредитов по льготному курсу (см. БИЗНЕС №13 от 30.03.09 г., стр.29-31). Тогда Нацбанк за раз продавал по $30-50 млн. В условиях стабилизации валютного курса население почти перестало пользоваться такой возможностью. Например, в ходе аукциона 1 июля было продано всего $2,6 млн.
Банкиры признают, что реструктуризация задолженности не всегда давала ожидаемые результаты. “Как раз недавно разбирали такую ситуацию по Киевской дирекции. Заемщик не слишком хорошо оценил свои возможности, и оказалось, что даже после реструктуризации выплачивать кредит ему не по силам”, — рассказывает Евгений Демянов. При этом банкиры в один голос рапортуют, что в целом реструктуризация позволила значительно улучшить качество обслуживания кредитов со стороны заемщиков. “Реструктуризация помогает тем клиентам, которые в значительной степени сохранили свою платежеспособность. Часть кредитов после реструктуризации может иметь какие-то просрочки, но по большей части качество портфеля значительно улучшается”, — отмечает Тарас Кириченко, директор департамента розничного бизнеса “ВТБ Банка” (г.Киев; с 2005 г.; около 4 тыс.чел.). С коллегой соглашается Евгений Демянов: “Мы наблюдаем положительную динамику: кредиты стали обслуживаться лучше, проблемная задолженность уменьшается”.
Следует отметить, что масштабную реструктуризацию проводили не все банки. “У нас не так много реструктуризированных кредитов, чтобы исчислять их долями в портфеле. С каждым заемщиком ведется индивидуальная работа”, — подчеркивает Тарас Кириченко. Некоторые банки вообще не проводили реструктуризацию задолженности физлиц. “У нас нет такого понятия, как “реструктуризация”. Мы работаем с заемщиками — они погашают кредиты. Новых ссуд не выдаем, поэтому портфель достаточно быстро сокращается. К тому же в структуре портфеля было много “коротких” кредитов: карточных или же выданных в торговых сетях”, — поясняет Роман Негинский, руководитель бизнеса по работе с торговыми предприятиями ПриватБанка (г.Днепропетровск; с 1992 г.; около 30 тыс.чел.). Отметим, что ПриватБанк смог вернуть наибольшую на рынке сумму задолженности физлиц. За пять месяцев банк вернул 3 млрд грн. кредитов, выданных населению. Самые высокие темпы возврата кредитов в относительном выражении демонстрирует “Альфа-Банк (Украина)” (см. “Сокращение…”). В то же время многие банкиры либо крайне неохотно озвучивают количество заемщиков, не способных платить по кредитам даже после реструктуризации долга, либо вовсе отказываются комментировать данный вопрос.
…и факты
Выказываемый банкирами оптимизм относительно эффективности мер по реструктуризации задолженности населения пока не подтверждается фактами. Так, по данным официальной статистики НБУ, за неполное первое полугодие текущего года проблемная задолженность по кредитам возросла вдвое — до 40 млрд грн., или около 6% совокупного кредитного портфеля (см. “Проблемная...”). Аналогичными темпами прирастают также объемы неуплаченного заемщиками процентного дохода банков по кредитам. При этом у населения проблемы с обслуживанием кредитов возникают не реже, чем у компаний. Например, в “ВТБ Банке” по состоянию на 1 мая 2009 г. проблемная задолженность юридических лиц составляла 5,14%, тогда как физических лиц — 5,18% (на начало года показатели составляли 1,46% и 2,79% соответственно). Неудивительно, что банки продолжают максимальными темпами формировать резервы под кредитные операции. По состоянию на 1 июня объем таких резервов по банковской системе в целом превысил 65 млрд грн., что на 20 млрд грн. больше, чем на начало года.
Отметим: около 50% проблемных кредитов приходится на 10-15 крупнейших банков. При этом их проблемная задолженность прирастает темпами, характерными для всей системы. В абсолютных цифрах наибольший рост показала проблемная задолженность заемщиков УкрСиббанка (см. “Просроченные…” на стр.30). В то же время по доле “плохих” кредитов в портфеле лидерство принадлежит “Альфа-Банку (Украина)”. В неофициальных беседах банкиры признают, что с проблемной задолженностью по кредитам физлицам дела обстоят не так хорошо, как это стараются преподнести участники рынка. “А что же вы хотели? Чтобы банкиры честно рассказывали вам, как ужасно на самом деле обстоят дела с качеством кредитных портфелей, подталкивая тем самым не платить даже пока добросовестных заемщиков?” — говорит председатель правления крупного банка, пожелавший остаться неназванным.
Впрочем, надо признать, что банки прилагают все усилия для борьбы с увеличением проблемной задолженности. Порой это приводит к непредсказуемым результатам. Недавно в СМИ появилась информация, что ПриватБанк якобы рассылает своим клиентам, не платящим по кредитам, фальшивые решения суда об отчуждении залогового имущества. В самом банке эту информацию категорически опровергают. “Это бред. Наши клиенты действительно получают письма с информацией, что банк подал иск в суд. Там также указывается, о чем мы просим суд, не более того”, — уверяет Роман Негинский. Все же банкиры признают, что иногда с заемщиками приходится работать достаточно жестко. “Есть заемщики, которые действительно, в силу объективных причин, не могут обслуживать задолженность по кредиту, а есть такие, которые просто не хотят этого делать. Если у заемщика есть деньги на отдых во Франции или США, он платит взятки и пытается уйти от своих обязательств, то мы не можем мириться с этим”, — предупреждает Тарас Кириченко.
Вторая волна
Участники рынка прогнозируют начало второй волны реструктуризации задолженности по кредитам физлицам уже нынешней осенью. “Сейчас критическую массу клиентов мы уже охватили, и главный вопрос — что делать дальше. Ведь тот инструментарий, который мы использовали в ходе реструктуризации, в частности, кредитные каникулы, дает отсрочку только на год”, — говорит Евгений Демянов. Некоторые банкиры полагают, что многие клиенты согласятся на дальнейшую реструктуризацию задолженности. Впрочем, участники рынка также уверяют, что среди клиентов есть и такие заемщики, которые благодаря реструктуризации долга уже смогли вернуться к первоначальному графику обслуживания кредита.
Интересно, что Нацбанк нормативно урегулировал процесс реструктуризации кредитной задолженности. Напомним: 3 июня этого года НБУ утвердил постановление №328 “О мероприятиях по обеспечению погашения кредитов”. В частности, регулятор установил четкие пределы изменения некоторых параметров кредитных договоров. Например, банкам запрещено предоставлять кредитные каникулы на срок более одного года. При этом продлевать первоначальный срок кредита можно не более чем на два года. Регулятор также установил, что претендент на реструктуризацию должен документально доказать, что он действительно не в состоянии обслуживать кредит на первоначальных условиях. Постановлением установлена и приоритетность осуществления реструктуризации для разных категорий заемщиков. Так, согласно документу, первоочередное право на реструктуризацию имеют семьи, взявшие кредит на покупку квартиры площадью не более 110 кв.м, не владеющие прочей недвижимостью, и вынужденные ежемесячно платить по кредиту более 30% подтвержденных месячных доходов. Во вторую очередь на реструктуризацию могут претендовать лица, занявшие у банка не более 200 тыс.грн. на образование, лечение или завершение строительства. Кроме того, Нацбанк позаботился о защите прав и интересов самих заемщиков. Теперь банки не могут требовать уплаты сумм, начисленных по кредитной ставке, а также штрафов в период, пока принимается решение о реструктуризации долга. Кроме того, банкиры обязаны в письменном виде, в доступной форме доводить до заемщиков преимущества и недостатки того или иного варианта предлагаемой реструктуризации.
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |