“Фискальные органы до сих пор не понимают механизм аграрных расписок”, – считает Сергей Клюца, директор ГП “Аграрные реестры” (создано Минагрополитики Украины в 2013 г.)

08 квітня 2016
Business.ua, 4 квітня 2016 року

http://www.business.ua/companies/fiskalnye_organy_do_sikh_por_ne_ponimayut_mekhanizm_agrarnykh_raspisok/

Украинские аграрные компании сейчас не имеют больших возможностей для привлечения финансов. Банковские кредиты слишком дороги. Объемы господдержки крайне незначительны. Среди инструментов привлечения финансирования все больший интерес вызывают аграрные расписки.

Как уже писал БИЗНЕС (см. №13 от 28.03.16 г., стр.30-33
статью "Ресурс-фактор"), реализация пилотного проекта по внедрению аграрных расписок в Украине начата в 2014 г. на Полтавщине.

Сейчас предпринимаются попытки распространить проект еще на три области — Винницкую, Черкасскую и Харьковскую. Но пока этот инструмент остается ограниченно доступным для аграриев вследствие как своего пока еще географически локального статуса, так и ряда сдерживающих регуляторных факторов.

Своим видением относительно барьеров на пути внедрения столь нужного агрокомпаниям инструмента и способов их преодоления с БИЗНЕСом поделился Сергей Клюца, директор ГП “Аграрные реестры”.


— Успешно ли внедряется инструмент аграрных расписок в Украине?
— Скорее успешно, чем нет. Поэтапное внедрение этого инструмента позволяет минимизировать госзатраты на эту процедуру, не допустить негативного влияния несовершенной инфраструктуры при его обслуживании, сохранить доверие к юридической силе и достоверности данных об аграрных расписках.
Конечно же, есть и ряд трудностей, которые преодолеваются.

— Какие факторы препятствуют распространению аграрных расписок?
— Основное препятствие — отсутствие однозначного урегулирования вопроса обложения НДС операций с расписками и влияния таких операций на спецрежим фиксированного сельскохозяйственного налога. Не зная, как операции с аграрными расписками будут оценены фискальной службой при налогообложении, субъекты хозяйствования крайне неохотно применяют их для привлечения инвестиций. Отдают предпочтение уже урегулированным процедурам.

— Что по этому поводу говорят налоговики?
— Минагрополитики максимально содействует урегулированию этого вопроса, но главные игроки на этом поле — Минфин и Государственная фискальная служба. Они пока не только не готовы дать однозначное и не содержащее внутренних противоречий толкование норм действующего Налогового кодекса, но и уклоняются от предложений поддержать концепции решения проблемы путем включения соответствующих норм в законодательство Украины.

Складывается впечатление, что фискальные органы стремятся защитить систему работы с НДС от любых изменений, потому что до сих пор не понимают механизма работы аграрных расписок.

— Каковы пути решения этого вопроса?
— Фискальная служба должна официально разъяснить процедуру налогообложения операций с аграрными расписками. Следует четко пояснить, что все аграрные расписки для целей налогообложения являются долговыми расписками, т.е. валютными ценностями. Таким образом, НДС начисляется и уплачивается исключительно по хозяйственным операциям поставки товаров, будь это поставка товара в обмен на аграрные расписки или на их исполнение.

Помимо НДС препятствием для расширения географии применения аграрных расписок является затянувшаяся процедура внедрения Реестра аграрных расписок, выполняющего все требования к кибербезопасности хранящихся в нем данных.

— Почему процедура затянулась?
— Разработка такой системы — процесс весьма дорогостоящий, и государство не может его профинансировать. При этом получение для этой цели международной технической помощи упирается в бюрократические проволочки с подготовкой и подписанием соответствующих документов.

Нам известно, что IFC готова безвозмездно разработать и предоставить такую систему, однако до сих пор не удается согласовать с Минагрополитики юридическую форму гарантий ее использования по целевому назначению. Иными словами: что проект внедрения аграрных расписок не “свернут”, а безвозмездно полученное оборудование и программные продукты не будут уничтожены.

— Какие еще проблемы требуют решения для распространения аграрных расписок?
— Препятствием для применения аграрных расписок банками, желающими защитить свои права требования гарантиями, предоставляемыми кредиторам, является неурегулированность этого вопроса Национальным банком Украины.

Решить эту проблему возможно, если НБУ примет постановление, в котором будут описаны требования к осуществлению банками операций по предоставлению средств в обмен на выдачу аграрных расписок, торговле аграрными расписками и предоставлению поручительств по ним.

Соответствующий проект разработан совместно экспертами Независимой ассоциации банков Украины, IFC, ЕБРР, Института развития аграрных рынков и целой группы финучреждений, заинтересованных в кредитовании аграрного производства. Сейчас по этому проекту проходят консультации в НБУ.

Есть еще ряд задач, требующих решения, а именно внедрение процессов мониторинга залогов, выработка единой судебной практики решения связанных с аграрными расписками споров и др., но назвать их препятствиями нельзя, это, скорее, дальнейшие действия для развития системы.

— Аграрии проявляют интерес к распискам?
— В сезоне 2015-2016 гг. пока выданы лишь четыре расписки на сумму, эквивалентную
$1 млн: три финансовых и одна товарная.
Сейчас сложилась ситуация, когда ряд инвесторов, желающих отработать бизнес-процессы инвестирования с использованием аграрных расписок, не могут найти получателей таких инвестиций, хотя предлагают весьма интересные условия.

Многие компании — потенциальные “кредиторы” проявляют доверие к инструменту аграрных расписок, однако их сдерживает отсутствие предложений от агропроизводителей. Это связано с трудностями оценки налоговых рисков таких операций.

— Кто в качестве “кредиторов” проявляет интерес к аграрным распискам?
— По активности работы экспертов в рабочих группах можно сказать, что наибольший интерес к аграрным распискам проявляют IFC и ЕБРР, что дает основания ожидать вовлечения их клиентов в процессы кредитования агропроизводителей с использованием расписок. К примеру, активно работают представители компании “Сингента”.

Компания предоставляет скидку в размере 4% при использовании товарных аграрных расписок для погашения задолженности перед ее дистрибуторами. Заинтересованы компании BASF, Bayer. Из банков стоит упомянуть “Агропроспериз Банк” (бывший “Астра Банк”), “Креди Агриколь Банк”, “ЮниКредит Банк”, МетаБанк, Правэкс-Банк и банк “Кредит Днепр”.

Интерес других украинских компаний проявляется лишь время от времени, преимущественно в ходе случайных встреч на общественных мероприятиях, что не позволяет оценить серьезность их намерений.

— Каким будет, по вашим ожиданиям, количество аграрных расписок в 2016 г.?
— Не имея представления о подходе фискальных органов к налогообложению аграрных расписок и стратегии налого­обложения сельского хозяйства вообще, делать какие-либо прогнозы в этой сфере очень проблематично.

Компании, представители которых участвуют в рабочей группе по внедрению аграрных расписок, в начале 2015 г. заявляли о готовности инвестировать около 35 млн грн. в рамках пилотного проекта в Винницкой, Черкасской и Харьковской областях.

Правда, свою готовность они намерены были реализовать при условии однозначного определения подхода к налогообложению операций с аграрными расписками. Очевидно, что неясность в этом вопросе несколько ухудшит фактические показатели.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 07.10.24
Кількість КУА278на 07.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 07.10.24
Кількість ІСІ1815на 07.10.24
Кількість НПФ*53на 07.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24