Финансовый оптимизм, производственный пессимизм
http://expert.ua/articles/9/0/6957/
Сводный прогноз экономического спада в этом году ухудшился сразу на полтора процентных пункта — с 11,3 до 12,8%
Ежемесячный консенсус-прогноз занял свое важное место в экономической жизни страны — констатировали представители организаций, собравшихся 22 июня для обсуждения итогов четвертой волны консенсус-прогноза. «Мы сейчас все вместе живем в ситуации информационного вакуума со стороны нашего правительства, поэтому экспертная оценка имеет большое значение», — заявил управляющий партнер компании Ernst & Young Алексей Кредисов. До сих пор не появились данные по валовому внутреннему продукту в I квартале, минимизирована статистика по доходам домашних хозяйств, с большой задержкой появляются цифры по задолженности субъектов хозяйствования. На прошлой неделе Министерство экономики заявило, что среди приоритетных заданий — снижение инфляции. При этом министерство допускает рост потребительских цен в 2010-м на уровне 12,4%, тогда как на этот год в бюджет заложен прогноз 9,5%. Это говорит о том, что государство стремительно теряет макроэкономические ориентиры и без альтернативного источника информации не обойтись.
Участники консенсус-прогноза вновь ухудшили свои ожидания экономического спада в Украине в 2009 году. Если по итогам марта падение реального ВВП прогнозировалось на уровне девяти процентов, в апреле — 10,2%, мае — 11,3%, то в июне медиана прогноза составила сразу 12,8%.
Почти по всем секторам экономики зафиксировано ухудшение прогнозных значений. В частности, с 17,5 до 18% снизился прогноз спада в промышленности; с 35 до 35,5% — в строительстве. В наибольшей степени — с 21% до 23,8% — снизились ожидания падения реальных инвестиций. Еще на половину процентного пункта (до 13,9%) ухудшился консенсус-прогноз по реальному потреблению.
При этом участники консенсус-прогноза ожидают улучшения многих макрофинансовых показателей. Еще на 20 копеек (до 8,20 грн/долл.) улучшен прогноз среднегодового обменного курса; на один миллиард (до 25 млрд долл.) увеличена ожидаемая величина золотовалютных резервов Национального банка Украины. Почти на пять процентных пунктов (до 12,5%) снизился ожидаемый рост цен производителей, по инфляции аналогичный показатель улучшился на 1,2 п.п. (до 16,5%, декабрь к декабрю). Но продолжает расти консенсус-прогноз дефицита бюджета (уже 5,1% ВВП).
«Сегодня основная проблема для украинских компаний — снижение объемов продаж», — говорит о результатах совместного исследования Ernst & Young и Европейской бизнес ассоциации Алексей Кредисов. Из исследования следует, что если в феврале 84% опрошенных топ-менеджеров украинских компаний беспокоила проблема девальвации гривни и инфляции, то сейчас таких только 63%. А вот о снижении объемов продаж и падении спроса заявили 65 и 57% компаний соответственно (в феврале было 51 и 41% соответственно). По данным Кредисова, 77% отечественных компаний указали, что их доходы упали в I квартале 2009-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В III и IV квартале прошлого года эти значения составляли 44 и 58% соответственно. Именно такими данными Алексей Кредисов объясняет природу всё ухудшающихся прогнозов аналитиков в отношении промышленного производства и ВВП.
В свою очередь экономист компании GfK Ukraine Дмитрий Яблоновский рассказал, что несмотря на пессимистические оценки экспертов, население продолжает верить в улучшения. Об этом свидетельствует линейка индексов потребительских настроений. В мае индекс достиг почти 79 пунктов, тогда как в апреле составлял 65,6 пункта, а в январе (на минимуме настроений) — 41,8 пункта. При такой тенденции уже скоро людей, ожидающих улучшения экономической ситуации в стране, будет больше, чем людей, ожидающих дальнейшего ухудшения. (Это произойдет в том случае, если индекс достигнет 100 пунктов. Последний раз такое значение фиксировалось в декабре 2007 года.) «Немного улучшился индекс инфляционных ожиданий, значительно улучшились ожидания динамики безработицы», — сообщил Яблоновский. Примечательно, что консенсус-прогноз по уровню безработици также перестал ухудшаться. Эксперты ожидают, что этот показатель по итогам года составит 11% (по методологии Международной организации труда, среди жителей в возрасте 15–70 лет).
Противоречие между данными опроса предприятий и населения пояснил эксперт Института эволюционной экономики, сотрудник аппарата Совета национальной безопасности и обороны Валерий Кузьменко: «Мы видим, что бизнес реально оценивает ситуацию, а на ожидания потребителей влияет пропаганда, работа СМИ. К тому же есть небольшое улучшение в финансово-банковском секторе: размораживаются депозиты, инфляция замедляется. Налицо противоречие тех, кто работает в реальной экономике, и потребителей. Думаю, когда начнется сближение этих оценок, тогда мы и приблизимся к нижней точке, к началу подъема. Вестниками восстановления мировой экономики могут стать такие страны, как Южная Корея в Азии и Финляндия в Европе, в которых развивается мощный инновационный сектор».
Дискуссия об алфавите
Дальнейшая дискуссия была посвящена тому, какой видят динамику выхода из кризиса мировой и украинской экономик отечественные аналитики. Было предложено пять вариантов. Первый — выход из кризиса в виде латинской «L», предполагающий обвал производства и длительное робкое восстановление экономики. Второй — в виде буквы «U», предполагающий обвал производства, затяжное прохождение нижней фазы, а затем — резкий подъем. Третья группа участников круглого стола предложила графическое отображение кризиса в виде буквы «V»: всё, как и во втором варианте, только «ползанье по дну» будет минимально коротким. Четвертое отображение кризиса — в виде «W»: обвал —недлительный подъем — снова спад — устойчивое и быстрое восстановление экономики. Наконец, еще одна группа участников консенсус-прогноза склоняется к тому, что экономическая траектория схожа с греческой буквой «сигма»: резкий спад, затяжное прохождение нижней фазы, недлительный подъем, стабилизация на невысоком уровне.
Руководитель информационно-аналитического центра FOREX Club Николай Ивченко рассказал: «В форме ”W” была только одна рецессия — в 1948 году в США, которая длилась только полгода. Из десяти рецессий в форме ”U” было только две рецессии — 1973 и 1981 годов. Так называемая рецессия в форме ”L” была лишь в 1929-м, но продолжалась до 1933-го. Нынешняя рецессия — самая большая после Второй мировой войны: она длится уже 19 месяцев. Если анализировать американский фондовый ранок и рассматривать предыдущих пять рецессий 1963 года, то обычно за три месяца до окончания рецессии американский фондовый рынок начинал расти. Мы эту тенденцию видели еще в марте, а значит, стоит сделать предположение, что мировая экономика уже подходит к концу рецессии». А вот украинская экономика, по мнению Ивченко, будет запаздывать с выходом из кризиса. «Сейчас у нас идет первая половинка загогулинки — падающая кривая. Некоторые эксперты прогнозируют, что осенью у нас будет вторая волна и новый виток падения промышленного производства, и только в 2010-м мы будем выходить на вторую волну роста. Я считаю, что Украина имеет два варианта — либо ”U”, либо ”W”».
Михайло Сальников из инвестиционной группы «Сократ» полагает, что в нашей стране кризис больше отразится в виде «L» или в форме загогулины, напоминающей ”сигму”. Он объясняет это тем, что сейчас в Украину никто не заходит с инвестициями, тенденция сохранится и в период президентской гонки.
Экономист ОТП Банка Евгений Зиновьев уверен, что мировая экономика будет выходить из кризиса по букве «W», потому что весной начался весной подъем рынка, рост товарных рынков, а теперь пошли негативные показатели, особенно по Европейскому союзу. «Вдобавок началось падение цен на нефть, которые еще полторы недели назад превышали 70 долларов за баррель. Пусть траектория ”W” редко встречалась в истории мировых кризисов, наш кризис может оказаться совершенно уникальным», — считает Зиновьев.
В свою очередь Борис Бордюг из БТА Банка полагает, что кризис будет иметь гибридную форму и состоять из букв «W» и «сигма». «”Сигма” — это как базис. И совокупность внешних и внутренних факторов не свидетельствует о том, что может быть быстрый восстановительный рост. Инвестиций в ближайшем будущем мы не увидим. На товарных рынках ситуация также не очень оптимистичная, и в короткой перспективе, скорее всего, не будет каких-то хороших конъюнктурных улучшений. Есть ощущение, что тот оптимизм, который нас охватывает, преждевременный и впереди ожидаются потрясения — потому о букве ”W” всегда стоит помнить», — сказал Бордюг.
Мария Соколик, представляющая Институт экономики и прогнозирования Национальной академии наук, полагает, что заранее невозможно определить, каков будет механизм выхода из кризиса. «Перед кризисами у нас был активный рост потребительского роста, а выход из кризиса начинался за счет внутреннего спроса — активизации кредитования, предоставления населению субсидий и других мер, что дало возможность расширить внутренний спрос. Сейчас выход из кризиса у нас в первую очередь связан со спасением банковской системы, а значит, будет сопровождаться снижением оплаты труда. Мне кажется, что наша траектория — это ”сигма”».
В подготовке материала принимала участие Екатерина Сыченко
Консенсус-прогноз организован журналом «Эксперт Украина» при организационной поддержке инвестиционной компании Astrum Investment Management
Всього компаній-членів | 284 | на 26.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 26.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 26.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 26.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 26.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |