Если в 2009 году не провести пенсионную реформу, страну вскоре ждут новые серьезные финансовые и социальные потрясения

18 грудня 2008
Татьяна Павлюченко, «Дело»

  На вопросы "Дела" о пенсионной реформе отвечает Председатель правления страховой компании «Просто Жизнь и Пенсия» Галина Третьякова
  Галина Николаевна, насколько срочно нужно проводить пенсионную реформу?
  Уже в следующем году. Потому что уже не за горами кризис солидарной пенсионной системы. А это значит, что в ближайшем будущем в Государственном пенсионном фонде не окажется достаточных средств для обеспечения пожилых людей.
  Уже сегодня мы находимся на критической стадии, когда число работающих жителей страны почти уравнялось с числом пенсионеров. В Украине 13 миллионов пенсионеров и 14,4 миллиона работающих. Еще два года — и их станет поровну, а через пять лет каждый работающий должен будет обеспечивать пенсией двух пожилых людей. И что тогда? Ведь уже сегодня пенсионные начисления на заработную плату достигают 32% (платит работодатель в Пенсионный фонд из фонда оплаты труда), плюс 2-3% от зарплаты сотрудника. Мы платим самую высокую ставку пенсионных отчислений во всей Европе.
  На каком уровне пенсионной системы мы сегодня находимся?
  У нас работает первый и третий пенсионные уровни, а нужно, чтобы заработал и второй. Напомню: реформированная пенсионная система, по идее, должна состоять из трех уровней. Первый из них — это существующая сегодня у нас солидарная система обязательного государственного пенсионного страхования, которая предусматривает назначение пенсий в зависимости от страхового стажа и размера зарплаты.
  На втором уровне планируется создание системы обязательных пенсионных накоплений для каждого работающего, которые дадут ему возможность в старости получать инвестдоход. Третий уровень — это дополнительное добровольное негосударственное пенсионное обеспечение, которое уже сегодня предоставляют как страховщики жизни, так и негосударственные пенсионные фонды, банки и институты совместного инвестирования. Но без второго уровня система не может быть действенной и эффективной.
  А какие меры в первую очередь нужно принять, чтобы предотвратить надвигающийся «пенсионный» кризис?
  В следующем году нужно срочно принимать закон о реформе системы пенсионного обеспечения. Пора переходить с первого на второй уровень пенсионной реформы с привлечением в пенсионную систему частных предпринимателей.
  Вот смотрите: сегодня в Украине 4-5 миллионов людей, которые занимаются частным бизнесом и не платят налоги в Пенсионный фонд. Но когда они станут пенсионерами, государство обязано будет обеспечить их минимальной пенсией. А откуда возьмутся деньги? Поэтому, внедрив второй уровень пенсионной реформы и позволив людям накапливать средства, которые в случае их смерти перейдут наследникам, мы тем самым вызовем желание у частных предпринимателей участвовать в пенсионном процессе. Ведь их отчисления будут персонифицированы, они будут накапливаться и прирастать инвестиционным доходом.
  При таком подходе не проиграет и государство, так как получит внутренний финансовый ресурс и экономию. Например, когда в рамках реформы неизбежно начнут повышать планку выхода на пенсию, то каждый год экономика сэкономит дополнительно более 3 миллиардов гривен, а это улучшит платежный баланс страны и поможет нам отдать внешние долги, в том числе и МВФ.
  А обязательно нужно удлинять пенсионный возраст?
  Это неизбежный шаг. Сегодня наши люди становятся пенсионерами раньше всех в Европе: женщины — в 55 лет, а мужчины — в 60. За рубежом же пенсионный возраст 65 лет, а в некоторых странах — 67. А ведь люди, которые такими молодыми выходят на пенсию, испытывают огромный стресс. Правда, речь идет только о городском населении, так как жители сельской местности нуждаются в определенных пенсионных преференциях, так как, увы, стареют быстрее, чем их ровесники из городов.
  Мне кажется, многие люди испытают не менее сильный стресс и в том случае, если им вдруг сообщат, что пенсионерами они станут в 65 вместо 55 лет…
  А кто сказал, что нужно сразу так сильно повышать планку? Это нужно делать постепенно. Например, для женщин на полгода-год каждый год увеличивать пенсионный возраст, а для мужчин, соответственно, на 3-6 месяцев. Для того чтобы сравнять их пенсионный возраст в итоге до 65 лет и не делать «крайними» мужчин, которые и так живут меньше. Мы посчитали: если ежегодно удлинять на год пенсионный возраст для женщин, то пенсионная реформа займет в Украине 10 лет.
  А законопроект, который нужно принять в следующем году, уже готов?
  Самого документа еще нет, но у нас есть концепция пенсионного реформирования. А законопроект мы не готовили по одной простой причине: в стенах Верховной Рады подобных документов пылится около 50. Их написать не проблема. Но нужно сначала обсудить с парламентом и правительством, какой будет пенсионная реформа, четко просчитать будущие этапы ее развития.
  Потому что сегодня ни у кого из руководства страны нет понимания ее сути и четких ответов на вопросы: как и когда должны уходить на пенсию люди, родившиеся в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах. Какими должны быть налоги с зарплаты в Пенсионный фонд в 2010-м, 2015-м, 2020 году и кто их должен платить — человек или работодатель? Сколько из пенсионных денег человека должно идти  в солидарную, а сколько — в накопительную системы? Когда мы достигнем уровня, при котором  вместо 33% отчислений в Пенсионный фонд будем платить всего 16%?

http://delo.ua/news/96965/

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 03.07.24
Кількість КУА279на 03.07.24
Кількість адміністраторів НПФ17на 03.07.24
Кількість ІСІ1791на 03.07.24
Кількість НПФ*53на 03.07.24
Кількість СК*1на 30.04.24
Активи в управлінні КУА, млн грн626 224на 30.04.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн2 948на 30.04.24