Экономический шанс для Порошенко

27 квітня 2016
Анатолий Амелин, Новое время, 27 квітня 2016 року

http://nv.ua/opinion/amelin/ekonomicheskij-shans-dlja-poroshenko-113057.html

Что конкретно может сделать президент

На четверг анонсирована встреча президента Порошенко с украинским бизнесом. Эта встреча будет проходить на фоне падающего рейтинга президента и одновременно укрепления его влияния на исполнительную власть.

Почему для президента так важна эта встреча?

Не секрет, что рейтинг политиков, находящихся на политическом Олимпе, напрямую зависит от состояния национальной экономики. Чем хуже условия жизни граждан, тем выше недовольство политиками.

Переформатировав Кабмин и коалицию, президент получил шанс задержаться в политике или, если не справится, досрочно уйти.

На что сегодня влияет президент?

1. Решения парламента

Пропрезидентский БПП является в нынешнем парламенте крупнейшей по количеству штыков фракцией и входит вместе с Народным Фронтом в т.н. правящую коалицию.

Соответственно, для принятия нужных для развития экономики законов голосов должно хватить. Если не хватит - другие фракции заявили о поддержке законов, нужных для проведения реформ.

2. Премьер

Несмотря на сложные коммуникации при формировании Кабмина, Гройсман все-таки входит в орбиту президента. И пусть на него нет прямого влияния, у президента достаточно инструментов для построения эффективных коммуникаций. Если стоит задача провести реформы для запуска развития экономики, не думаю, что возникнут противоречия.

3. Правоохранительные органы и силовой блок.

У президента есть прямое влияние на СБУ, прокуратуру и суды. В принципе, это уже немало для того, чтобы покончить с коррупцией. В СБУ есть достаточно полная информация о том, кто, где, с кем и как замешан.

Украина болтается в хвосте рейтингов по простоте ведения бизнеса

Суды при правильной "настройке" могут принимать решения по закону, а не по договоренности. Ведь судьи тоже находятся в фокусе тех же сотрудников СБУ. Ключевой вопрос в том, найдется ли воля для этого. Ведь два года президентства почти прошли, а о борьбе с коррупцией - лишь заявления.

4. Экономический блок.

Ранее "под крылом" президента был только Нацбанк, теперь к нему добавились Минфин и Минэкономики. Это хорошая база для создания в стране комплексной и реализуемой экономической стратегии, в рамках которой и будут проводиться реформы. Наличие такой стратегии сделает бизнес-среду более предсказуемой не только для украинского бизнеса, но и для международных инвесторов.

Что конкретно может сделать президент для развития национальной экономики?

Помимо того, что президент у нас гарант Конституции, у него есть серьезное влияние, с учетом вышеприведенных факторов, на будущее экономики Украины, а именно на:

1. Создание и принятие комплексной экономической стратегии Украины, детализирующей не только стратегические цели, но и дорожную карту, ресурсы, требуемые для ее достижения;

2. Проведение в 2016 году налоговой реформы, стимулирующей предпринимательство, инвестиции, в том числе в создание инновационной и экспортоориентированной продукции и создание рабочих мест. В прошлом году стартовала дискуссия, было много хороших предложений, но не хватило воли их реализовать. Если реформа не пройдет в этом году, из Украины продолжится отток креативного класса, начавшийся несколько лет назад.

3. Изменение правил валютного регулирования, создающих комфорт для иностранных инвесторов и перетока капитала как в Украину, так и из нее. Инвесторы просто боятся войти в страну, опасаясь, что их отсюда не выпустят. Бояться же того, что сбежит отечественный капитал, глупо. Кто хотел, давно нашел пути. Высокие заборы не способствуют сотрудничеству. Нужно снимать барьеры и становиться комфортной юрисдикцией.

4. Запуск инструментов государственно-частного партнерства для развития украинской транспортной инфраструктуры, без которой тезис об экспортном и транзитном потенциале остается мифом. По этому пути шли в свое время США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция и Япония, причем это партнерство было не только в транспортной инфраструктуре, но и в медицине, образовании, строительстве дорог;

5. Проведение судебной реформы, создающей базу для справедливого правосудия и равенство всех перед законом. Без этого нам не обеспечить инвесторам и предпринимателям гарантий неприкосновенности частной собственности;

6. Завершение реформы правоохранительных органов. Заменить нужно не только патрульных на улице, но и обновить принципы работы и кадры в других подразделениях МВД и прокуратуры. Не побояться и назначить независимого Генерального прокурора. Это даст бизнесу дополнительный комфорт от ощущения, что государство становится правовым и безопасным;

7. Помощь украинскому бизнесу вполучении международных контрактов и привлечении инвестиций.

Эту задачу помогут решить воссозданные торгово-экономические миссии при украинских посольствах. Причем в новом формате, в партнерстве с ТПП и бизнес ассоциациями. Каждый международный визит первых лиц государства должен решать не только политические задачи, но и экономические, принося на родную землю новые миллиардные контракты.

Например, президент Казахстана две недели назад привез из Ирана контрактов на $2 млрд. Сколько контрактов за последние два года привезли наши политики для отечественного бизнеса?

8. Упрощение доступа украинского бизнеса к финансовым ресурсам.

Не может украинский бизнес эффективно конкурировать с европейским, производя одинаковую по качеству продукцию, когда стоимость кредитов в Украине в разы выше, а доступа к инвестиционным ресурсам нет. Нет у наших предпринимателей и доступа к ресурсам фондов поддержи предпринимательства, которые есть почти во всех европейских странах.

Снижение стоимости кредитов, создание фондов, кредитующих бизнес, может дать хороший толчок развитию экономики. При этом ряд международных фондов уже предлагают Украине сотрудничество. Но движения пока нет.

9. Дерегуляция.

Тема, набившая уже оскомину. Уже готовы десятки законопроектов и постановлений, снижающих регуляторное влияние на бизнес. Украина болтается в хвосте рейтингов по простоте ведения бизнеса.

Не нужно бояться и изобретать велосипед. Условия ведения бизнеса и регуляторная среда у нас не просто должны быть такими же, как у соседей, они должны быть лучше и комфортнее, тогда есть шанс привлечь новые бизнесы, которые находятся в поиске комфортной локации. Почему бы Украине не стать таковой? Приняв в текущем году дерегуляционные законы, эффект мы увидим уже к концу года.

В целом, 2016 год может стать годом переломным для украинской экономики и отечественного бизнеса. И в этом может быть большая роль президента.

От экономических итогов 2016 года во многом зависит и продолжение его политической карьеры. Так что будущее Порошенко зависит от будущего экономики, на которое он может повлиять.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 08.10.24
Кількість КУА278на 08.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 08.10.24
Кількість ІСІ1815на 08.10.24
Кількість НПФ*53на 08.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24