Для чего нужны инвестиционные фонды в Украине

08 грудня 2015
Ольга Видяпина, StockWorld, 7 грудня 2015 року

https://www.stockworld.com.ua/ru/column/dlia-chiegho-nuzhny-inviestitsionnyie-fondy-v-ukrainie

Никто не будет пытаться вкладывать в эту страну денежные средства, если мы в успешность проведения инвестиционной деятельности в Украине сами не верим.

Хочу поговорить на тему инвестиционных фондов в Украине, а именно об Институтах совместного инвестирования (ИСИ).

Почему на эту тему? Потому что инвестиционный бизнес, а именно финансирование экономики, реального ее сектора через инвестиционные фонды – это то, что может спасти как промышленные предприятия, так малый и средний бизнес, так и экономику Украины в целом. Почему я так думаю? Потому что финансировать проекты через инвестиционные фонды для инвестора проще, быстрее и экономически выгоднее, чем делать это через банки, используя схему «Депозит-кредит». К тому же, инвестиционный фонд фактически является фондом инвестора. При этом инвестор, когда завел денежные средства в инвестиционный фонд под свои проекты, может также и контролировать инвестиционный фонд. Фонд же, в свою очередь, инвестирует полученные денежные средства в активы, а именно в акции предприятия, того предприятия, которому нужны денежные средств (IPO, Private Equity); финансировать через покупку облигаций, эмитируемых предприятием, которому нужно финансирование; через покупку корпоративных прав (вхождение в долю ООО); через покупку недвижимости; через выдачу займа; через покупку долгов, которые возникли у предприятия и таким образом переводить долги предприятия на инвестора, а юридически – на фонд инвестора. Вариантов много. И направлений, куда нужно и можно инвестировать денежные средства для развития экономики в нашей стране, также много.

Почему, Вы спросите, не банки для этого лучше подходят? Объясню. Я давно заметила, а точнее с конца 2008 года, что тогда, когда начался очередной кризис у нашей страны, так банки, мягко говоря, повернулись ко многим клиентам спиной и заняли выжидательную позицию. И отговорка была такая: «Мы подождем, чем кризис закончится, тогда будем кредитовать тех, кто остался». И ударились в этот момент в игры с валютой, в покупку ОВГЗ, в потребительские кредиты, поддержание ранее выданных кредитов, ну и занялись потом уже проблемными кредитами, вызванными ростом валюты. Банки превратились, по сути, в расчетно-кассовый центр.

Ну и почему, собственно, инвестиционный бизнес, а именно инвестиционные фонды? Потому что это

  • Дешевле в обслуживание для инвестора. В компаниях по управлению активами, которые управляют инвестиционными фондами, не надо содержать большой штат сотрудников, как это присутствует в банках. Расходы через фонды меньше, чем при работе через банк по схеме «Депозит-кредит».

  • Контролировать легче, можно через наблюдательный совет фонда и ревизора, можно поставить в карточке образцов подписей подписантом одного из доверенных лиц и у хранителя - распорядителя счета указать «своего» человека.

  • Инвестиционные фонды – это, по сути, тот же банк, только без РКО. Есть еще одно преимущество. Еще один интересный для инвестора момент. Это возможность реинвестирования полученного дохода в фонде в новые проекты.

Тема финансирования интересна, прежде всего тем, кто заинтересован заведении денежных средств в страну под свои проекты. Работа через инвестиционные фонды позволяет сделать хоть какую-то возможность возврата денег в страну и возможность работы на экономику страны. И это не деньги МВФ, где государство должно отдавать с процентами, а именно деньги те, которые возможно были ранее выведены / вывезены. И их можно хоть таким образом вернуть в развитие Украины. Но для этого нужно постараться вернуть, точнее, сделать так, чтоб их захотели сюда вернуть. Надо сделать так, чтоб они (деньги) работали на экономику страны, на создание новых рбочих мест, на поддержание предприятий, на их развитие и модернизацию. А для этого должно быть выгодно тем лицам, кто будет их возвращать в работу.

Это может быть реально. Но этого может не быть, если в новом Налоговом Кодексе Украины не будет преимуществ для тех лиц, которые дают деньги в ИСИ. А именно, если в Налоговом Кодексе Украины будет убран пункт 141.6.1 «Звільняються від оподаткування кошти спільного інвестування, а саме: кошти, внесені засновниками корпоративного фонду, кошти та інші активи, залучені від учасників інституту спільного інвестування, доходи від здійснення операцій з активами інституту спільного інвестування, доходи, нараховані за активами інституту спільного інвестування, та інші доходи від діяльності інституту спільного інвестування (відсотки за позиками, орендні (лізингові) платежі, роялті тощо)». Если этот пункт будет убран, то инвестиционный фонд будет платить налог на прибыль на общем основании, как платят налог на прибыль все предприятия, и еще инвестор при выходе из фонда будет платить: 20 % платит фонд, и 20 % платит инвестор. Итого 40 %. Двойное налогообложение. В данный момент налог платит только инвестор. И у фонда это не льгота, а отстроченное налогообложение.

И поверьте, как только ИСИ лишатся преимуществ тех, которые у них сейчас есть, то инвесторы постепенно выведут свои деньги из проектов. Как? Найдут как. Подсказчиков и помощников найдется много. Поверьте, смогут. Деньги из страны уйдут. Проекты начнут сворачиваться, схлопываться. Избыток денег придется чем-то восполнять. Не удастся – начнутся неплатежи, предприятия начнут работать «на склад», пойдет бартер, и кто-то из предприятий начнет закрываться. Следом пойдет рост безработицы, нагрузка на бюджет. Рост теневой экономики, рост коррупции. Будет расти иммиграция под любым соусом, людям просто надо будет как-то жить. Обычно в таких ситуациях еще и растет преступность. Мрачно. А докажите, что при дефиците денежной массы работает другой сценарий! А, ну да. Печатный станок можно включить. Ну, тогда привет инфляция. И вообще похожая картина уже была. Вам 90-е годы это не напоминает? Мне напоминает. Тогда только были разорванные отношения между республиками бывшего СССР. Сейчас разорванные отношения уже тоже есть, и есть еще то, что называется АТО, но по сути это война.

В настоящий момент деньги, работающие в инвестиционных фондах, создают рабочие места. Таким образом, решается вопрос с безработицей. Как? За счет трудоустройства людей. В свою очередь, люди получают заработную плату; платят налоги; полученную заработную плату тратят в сфере обслуживания, покупают товары, платят коммунальные платежи. Те же, кто получает от них деньги, делают свои расходы, платят налоги. Таким образом, идет оборот денежных средств не где-нибудь, а в Украине. А теперь на минуточку представьте, что денежные средства, которые вышли из инвестиционных фондов, выехали или выведены из страны. Денежной массы станет меньше. Дальше картину нужно описывать? Думаете, я тут бред пишу? Типа этого не будет. Дай Бог, чтоб не было, и я ошибалась. Дай Бог.

Скажете, инвестиционные фонды использовались для схем? А я вам отвечу: любой финансовый инструмент можно использовать для схем. Это как нож: ножом можно картошку почистить, а можно человека зарезать. Так что? Все ножи считать орудием убийства? Деньги – это как кровь в системе экономики. И если крови не достаточно, то организм начинает испытывать проблемы, в конечном счете его нужно будет подсадить на иглу для того, чтобы он жил. Сейчас иглой является внешнее финансирование, а точнее кредиты МВФ. Нам их нужно и дальше привлекать в большом количестве? Эта зависимость уже и так присутствует, зачем же ее усугублять еще больше? Куда лучше под каким-то соусом привлекать деньги те, которые ушли ранее, и деньги те, которые еще могут прийти в экономику страны. И, заметим, что проценты тут не будет платить государство за счет налогоплательщиков.

Вот потому я категорически против ликвидации из НКУ пункта 14.1.6 Надо дать возможность деньгам работать здесь, надо сделать все, чтоб эти деньги притянули другие деньги. Деньги идут к деньгам. Но для этого еще нужно понимаемый, точнее доступный для понимания налоговый кодекс с вменяемыми для бизнеса налогами; нужна защита прав и собственности инвестора, а именно нужно прекратить эти темы и обсуждения на тему реприватизации / национализации; нужна действительно честная, реально честная, судебная система. Без всего этого инвестиционный климат в стране не пойдет, точнее он пойдет, покатится не вперед, а назад. И не помогут ему ни планы стратегического развития страны, ни бурные речи с трибун, ни воззвания, ни форумы, ни конференции. Не поверят просто нам, как не верят уже много лет. Все сведется только к теме «А поговорить…». Никто не будет пытаться вкладывать в эту страну денежные средства, если мы в успешность проведения инвестиционной деятельности в Украине сами не верим.

 

     
     

 

 

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 06.10.24
Кількість КУА278на 06.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 06.10.24
Кількість ІСІ1815на 06.10.24
Кількість НПФ*53на 06.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24