Девять пунктов
http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=26317
Эрик Найман предлагает программу того, как при тотальном недоверии граждан к банковской системе реанимировать украинскую экономику
Эрик Найман о том, что нужно сделать, чтобы реанимировать украинскую экономику.
Американцы в панике снимают депозиты и встают в очереди, чтобы обменять в банках стремительно дешевеющие доллары на украинскую гривню. НБУ с трудом удовлетворяет повышенный спрос и отправляет в Нью-Йорк самолет за самолетом, доверху забитые наличными гривнями. Вы скажете бред? Не спешите.
Дефицит бюджета США в 2009 году превысит 12,3% ВВП, а в Украине вряд ли достигнет 5%. Дефицит платежного баланса США достиг 5% ВВП, а в Украине только 3%. Долги американского нефинансового сектора (государства, населения, корпораций и т. п.) превышают 230% ВВП, в Украине же только 170%, а если считать к ВВП по ППС, то и вовсе 50%. И все равно не верите?
Многое из того, что сегодня плохого происходит с украинской экономикой, является следствием кризиса веры. Люди не верят власти, не верят банкам и выносят деньги из экономики «в чулки». Как результат - банки не только не кредитуют, но и всеми способами забирают ранее выданные кредиты. Предприятия всех секторов экономики - от металлургии до продуктовых магазинов, - лишенные кредитных ресурсов, вынуждены увольнять сотрудников. Уволенные люди не имеют возможности потреблять и оплачивать кредиты. И все вместе - и предприятия, и люди уменьшают выплаты в бюджеты всех уровней. Так неверие превращается в деньги. Вернее, в отсутствие таковых. Недаром Украина переживает самый масштабный кризис среди всех стран мира.
Украина - богатейшая страна. Как ни странно, это еще раз подтверждают текущие события. Так, всего за октябрь-январь из банковской системы «убежало» $10 млрд. (юрлиц почти $4 млрд. и физлиц более $6 млрд. Надо заметить, что эти деньги бесплатно работают на американскую экономику и никак на украинскую). Это 15% средств физлиц и юрлиц от исторически пикового уровня 1 октября 2008 года! И это та сумма, которую обещает МВФ в качестве кредита помощи на весь год. Подобного исхода не выдержала бы ни одна финансовая система, но Украина устояла. Пока? Может быть, если по-прежнему не будет системного подхода и самого главного - возврата доверия.
Банковская система подобна сердцу, перегоняющему деньги-кровь по экономике от тех, у кого эти деньги есть, тем, кто нуждается в кредитах. Однако из-за поразившего страну всеобщего недоверия, и в первую очередь потерянной веры во власть, украинские банки получили открытую рану, из которой хлещет кровь - десять миллиардов уже утекло. И пока это не остановить, сколько ни вливай деньги-кровь в банковскую систему, тело-экономика все равно останется обескровленной. Простыми запретами проблема не решится, а только углубится. Именно поэтому НБУ не в состоянии самостоятельно решить проблему банковского сектора.
Итак, что можно сделать. Самое главное - крайне необходимо остановить отток денег из банковской системы и вернуть хотя бы часть из 50 млрд. наличных долларов, находящихся сегодня на руках украинцев, в украинские банки. Сделать это можно будет, например, если государство возьмет на себя стопроцентную гарантию возврата всех банковских депозитов, размещенных с 1 марта 2009 года сроком не менее чем на один год. Причем возврата в течение до полугода с учетом инфляционного обесценивания депозита с момента банкротства банка. Полученные под такие гарантии средства банки обязаны будут направлять на кредитование целевых программ и предприятий.
Во-вторых, заемщики должны знать, что в любом случае обязаны будут погасить кредит - сейчас или через 10 лет. Срока давности по кредиту не должно быть. Так же, как и по задолженности по налогам. Сегодня важно исключить любые попытки мошенничества со стороны заемщиков, которые пытаются в мутной водичке кризиса «съехать» и таким образом обворовать депозитных вкладчиков. Да, если человек или предприятие не прячется и просто временно не в состоянии обслуживать кредит, то все должны иметь возможность на реструктуризацию и отсрочку. Но все должны знать, что взятые кредиты даже в банках-банкротах придется вернуть. Вернуть как минимум с учетом инфляции.
Третьим элементом может стать выпуск специальных внутренних облигаций, обеспеченных либо долларами США, либо золотом под рыночные процентные ставки. Это даст возможность украинцам прекратить скупку с целью сбережения наличных долларов. А прекращение спекулятивного давления на наличном валютообменном рынке остановит ухудшение банковских балансов и позволит банкам и заемщикам найти компромисс по погашению кредитов. Вполне возможно, для привлечения действительно значительных сумм необходимо будет провести налоговую амнистию с уплатой до 3% от суммы.
Итак, что можно сделать. Самое главное - крайне необходимо остановить отток денег из банковской системы и вернуть хотя бы часть из 50 млрд. наличных долларов, находящихся сегодня на руках украинцев, в украинские банки. Сделать это можно будет, например, если государство возьмет на себя стопроцентную гарантию возврата всех банковских депозитов, размещенных с 1 марта 2009 года сроком не менее чем на один год. Причем возврата в течение до полугода с учетом инфляционного обесценивания депозита с момента банкротства банка. Полученные под такие гарантии средства банки обязаны будут направлять на кредитование целевых программ и предприятий.
Во-вторых, заемщики должны знать, что в любом случае обязаны будут погасить кредит - сейчас или через 10 лет. Срока давности по кредиту не должно быть. Также как и по задолженности по налогам. Сегодня важно исключить любые попытки мошенничества со стороны заемщиков, которые пытаются в мутной водичке кризиса «съехать» и таким образом обворовать депозитных вкладчиков. Да, если человек или предприятие не прячется и просто временно не в состоянии обслуживать кредит, то все должны иметь возможность на реструктуризацию и отсрочку. Но все должны знать, что взятые кредиты даже в банках-банкротах придется вернуть. Вернуть как минимум с учетом инфляции.
Третьим элементом может стать выпуск специальных внутренних облигаций, обеспеченных либо долларами США, либо золотом под рыночные процентные ставки. Это даст возможность украинцам прекратить скупку с целью сбережения наличных долларов. А прекращение спекулятивного давления на наличном валютообменном рынке остановит ухудшение банковских балансов и позволит банкам и заемщикам найти компромисс по погашению кредитов. Возможно, что для привлечения действительно значительных сумм необходимо будет провести налоговую амнистию с уплатой до 3% от суммы.
В-четвертых, несмотря на инфляцию и предстоящие президентские выборы, необходимо заморозить заработные платы, пенсии и пособия на текущем уровне, в том числе чиновникам и депутатам. Не до жиру сегодня.
В-пятых, для реально неимущих людей правильнее раздавать не финансовую помощь, с которой они потом бегут в обменные пункты, чтобы обменять на доллары, а талоны на покупку социального набора продовольственных товаров. Здесь нет ничего зазорного и плохого. В США подобными талонами пользуются более 40 млн. человек. И роста инфляции от таких талонов нет, ведь это же не деньги. Да и розничную торговлю таким образом поддержим.
Шестой элемент - украинцы должны понять ориентиры в поведении валютного рынка. Например, нужно честно признать, что гривня будет падать, пока снижаются курсы сопредельных стран - России, Польши, Венгрии и т. д. Но как только этот процесс развернется вспять, гривня будет укрепляться. НБУ пытается быть понятным. Однако один в поле не воин. Действия Минфина и НБУ должны быть синхронными и понятными. Пора уже узаконить перед НБУ традиционную для всего мира задачу - стимулировать экономический рост при умеренной инфляции. Украинцы возвели в ранг ложной самоцели стабильный курс гривни любой ценой. Однако курс является средством достижения цели - богатства украинцев - и никак не может быть целью. Вы же не будете требовать от строителей не пачкать бетономешалку, если вам нужно залить фундамент дома. Конечно, можно месить бетон руками, но результат будет как минимум очень растянут во времени. Да и качество наверняка пострадает.
Седьмой элемент - наконец, президент, спикер ВР и премьер-министр обязаны зафиксировать свои обязательства - обеспечить стабильный рост благосостояния каждого жителя Украины (а не только пенсионеров, чиновников или депутатов), а также уменьшить социальный разрыв между бедными и богатыми. Зафиксировать перед вступлением в должность в реальных цифрах и деньгах, а не в особых терминах типа «углубить и расширить». Например, рост реальных (чтобы не было соблазна накачать доходы дутыми инфляцией деньгами) доходов населения на 10% по итогам 2009 года при разнице между доходами беднейших и богатейших не более чем 1 к 100. Не выполнил обязательства - освобождай кресло. Впрочем, выполнить этот элемент пока нереально.
Восьмой элемент - отмена моратория на продажу сельхозземли. Это откроет гигантский инвестиционно-привлекательный рынок и позволит привлечь крестьянам кредиты. Да, за эти кредиты нужно будет отвечать своей землей. Но ведь за любой кредит нужно отвечать, не правда ли? И не оставлять сельское хозяйство в статусе прорвы бюджетных ресурсов - сколько ни вливай - все мало и в никуда. Сельскохозяйственники должны стать равноправными партнерами экономических отношений и не оставаться в роли вечных попрошаек. Тем более что именно крестьяне кормят нас.
И последнее, девятое. Каждый чиновник обязан улыбаться при общении с прессой, клиентами и просто людьми. Плохое настроение по телеящику очень хорошо передается.
Всього компаній-членів | 284 | на 25.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 25.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 25.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 25.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 25.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |