Дешево и сердито

22 лютого 2011
Елена Снежко, "Инвестгазета", №7, 2011

http://www.investgazeta.net/politika-i-ekonomika/deshevo-i-serdito-160736/

Налоговый кодекс до неузнаваемости перекроил налог на прибыль. До неузнаваемости — но не к лучшему. Снижение ставки налога будет с лихвой «компенсировано» усложнением его учета

1-го апреля 2011 года топ-менеджерам многих украинских компаний может оказаться совсем не до шуток. С этой даты вступит в силу раздел Налогового кодекса, регламентирующий ключевую составляющую фискальной нагрузки на корпоративный сегмент — налог на прибыль предприятий. Помимо полутора месяцев, оставшихся до этой даты, власть дает «на раскачку» полгода, в течение которых правительство собирается откорректировать его самые спорные моменты. Простым этот процесс точно не будет. Уже 15 февраля на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики зашла речь об исправлении первого обнаруженного «ляпа» в данном разделе — положения о вступлении в силу налоговых льгот на три месяца раньше, чем самого нового налога. За первой ласточкой последуют и другие. Внести все коррективы власти намерены в июле, то есть не раньше, чем бизнес не испытает новые правила на собственной деятельности.

Таких новых правил в системе налогообложения прибыли компаний — более чем достаточно. Этому разделу разработчики налоговой библии уделили особенно много внимания. Реформа преследовала весьма благородную цель: снизить налоговое давление на бизнес, чтобы вернуть его из тени, из-за которой бюджет недополучает 50-60% доходов. В результате налог на прибыль предприятий по сравнению с другими налогами претерпел самые серьезные изменения. Но с поставленной задачей «реформаторы» не справились: на смену высоким ставам налога пришел сложный и запутанный налоговый учет.

Чужая идея

По меркам развитых стран 25%-ная ставка корпоративного налога, действующая в Украине, даже до реформы была относительно невысока. В ряде европейских государств и США она, к примеру, достигала 35%. Правда, если богатые страны могут себе позволить изымать четверть, треть и более прибыли компаний в бюджет, то для развивающихся экономик подобная ставка налога является непозволительной. Такая высокая нагрузка не позволяет предприятиям инвестировать в свое развитие в достаточной мере, что замедляет приближение жизненного уровня развивающихся стран к уровню развитых. Поэтому государства Центральной и Восточной Европы, как другие развивающиеся экономики, предпочитают устанавливать налоговую ставку в размере 15-20%. На их фоне украинские 25% налога выглядели неоправданно высокими. Потому с принятием кодекса правительство решило последовать примеру таких же, как и наша страна, развивающихся экономик.

Воплотить в жизнь давно назревшее решение и снизить препятствующую экономическому развитию ставку украинские власти, как и руководство других государств, подтолкнул финансовый кризис. Как известно, где сильное налоговое давление на бизнес — там и теневая экономика. По оценкам немецкого Institute for the study of Labor, снижение корпоративного налога на 1% приводит к уменьшению объема теневой экономики на 0,018-0,052%. Поэтому когда в мире начался кризис, именно сокращение корпоративного налога стало одной из первых мер, которой правительства ряда стран решили поддержать экономический рост, выводя на свет «серую» часть ВВП.

Впрочем, в случае с Украиной катализатором для проведения реформы стал не столько сам кризис, сколько МВФ, помогавший нашей стране бороться с последствиями рецессии. Выступая кредитором государств с раздутыми бюджетным дефицитом и внешним долгом, Фонд от многих из них требовал проведения налоговой реформы и снижения налога на прибыль. Украина не стала исключением. Под строгим взглядом своего главного кредитора правительство не смогло не внести пункт о снижении корпоративного налога в Налоговый кодекс (принятие которого также было одним из требований МВФ).

Как бы там ни было, но шаг в сторону снижения налога на прибыль предприятий в Украине был сделан решительный. В расчете на то, что после уменьшения налогового пресса бизнес будет активнее выходить из тени, ставка этого налога в течение четырех лет будет снижена с нынешних 25 до 16%, что очень существенно для государства, в чьем бюджете данный налог обеспечивает пятую часть всех доходов бюджета и является самым «прибыльным» после НДС. Снижать налоги постепенно (по 2% в год до 2013-го, затем еще на 3% в 2014-ом) правительству подсказал МВФ.

Как объяснила замминистра финансов Татьяна Ефименко во время первого украинского налогового форума в конце октября, это позволит сохранить определенный финансовый ресурс в бюджете Украины и поддержать государственную систему финансов в более стабильном состоянии. «Уменьшение ставки налога на прибыль, если считать прямым счетом, приведет к потерям бюджета в размере 4 млрд. грн.», — дал в сентябре оценку последствиям принятия кодекса премьер-министр Николай Азаров. Пошаговое снижение ставки сможет смягчить этот удар.

Кроме того, чем постепеннее происходит уменьшение ставки, тем легче правительству внести коррективы в свою политику. «При планировании изменений можно учесть не все. Если снижение ставки будет единоразовым, могут произойти какие-то неучтенные нежелательные последствия, и эффект от реформы будет «смазан», — говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE-Украина. — А при постепенном снижении есть возможность учитывать реакцию среды и реагировать на нее соответственно».

Прибыль по-новому

Бой с экономической тенью за счет кодекса его авторы планируют вести не только постепенным сокращением корпоративного налога, но и выведением «на чистую воду» тех, кто сумел найти способы оптимизировать свою базу налогообложения. Чтобы помочь ГНАУ отслеживать нарушения, кодекс требует, чтобы компании фиксировали в своей отчетности каждый шаг. И устраняет часть схем ухода от налогообложения.

Так, большой популярностью у зарубежных компаний, которые работают в Украине и стремятся минимизировать свои налоговые выплаты, до сих пор пользовалась схема с выплатой роялти. «Ноу-хау представительств этих компаний состоит в том, что завозятся, допустим, кроссовки ценой в один доллар. А таможенная цена — пять долларов. Но облагается только один доллар, так как четыре доллара — это роялти компании, производящей этот продукт», — описал схему Борис Колесников, вице-премьер-министр инфраструктуры Украины и один из главных создателей Налогового кодекса, в прошлогоднем интервью «Зеркалу недели». По его словам, в результате использования только одной этой схемы в 2008-2009 годах бюджет Украины потерял минимум 8 млрд. грн.

Еще одна знаменитая махинация — с использованием мелких предприятий, так называемых фирм-однодневок. Тут все просто: компания, желающая минимизировать налогообложение, заключает фиктивный договор с такой фирмой на приобретение товаров, работ или услуг (зачастую консультационных или маркетинговых, которые нельзя «пощупать») и перечисляет ей денежные средства. Указанную операцию она отражает у себя в налоговом и бухгалтерском учете. Средства, перечисленные фирме-однодневке, обналичиваются через банк и возвращаются организации. В результате компания завышает свои расходы и, соответственно, занижает базу по налогу на прибыль.

Кодекс призван перекрыть эти лазейки. К примеру, теперь максимально допустимая выплата роялти в пользу нерезидентов будет составлять 4%. Все платежи свыше этой отметки будут рассматриваться налоговиками как доходы и облагаться соответствующим налогом на прибыль. На этом авторы кодекса не остановились: в состав расходов не будут включаться и роялти в пределах 4%, если они уплачены компаниям, которые находятся в оффшорных зонах, не подлежат налогообложению по роялти в своих странах или не являются бенефициарным собственником такой оплаты.

«Вычеркнули» налоговики и возможность для работы с фирмами-однодневками. Теперь компании не смогут относить к валовым расходам приобретение товаров, работ и услуг у плательщиков единого налога, кроме услуг ІТ-сектора. Не будут считаться расходами и купленные у нерезидентов услуги по консалтингу, маркетингу и рекламе (исключение — если они приобретены у постоянных представительств нерезидентов), если стоимость этих услуг превышает 4% от размера дохода от реализации за предыдущий отчетный год.

Правда, мера, задумывавшаяся как шаг для устранения теневых схем при участии единоналожников, рикошетом зацепила и компании, сотрудничающие с мелкими предпринимателями вполне легально. Например, крупные сети супермаркетов, которые раньше закупали продукты у мелких производителей, теперь вынуждены искать новые пути сотрудничества с поставщиками. А тем, в свою очередь, придется или переходить на общую систему налогообложения, или самоликвидироваться.

Да и в целом, по уже сложившейся плохой традиции, побочным эффектом тех новшеств, которые должны закрыть ряд схем по оптимизации налогообложения, стало ухудшение условий работы для честных компаний.

Так, идея сближения норм налогового и бухгалтерского учета вылилась для бизнеса в совершенно новую базу для обложения корпоративным налогом. В теории частичный переход налогового учета на правило бухгалтерского должен был бы сократить объем документации и тем самым облегчить жизнь как налогоплательщикам, так и налоговым органам. Но благая цель на практике стала «блином», который грозит застрять «комом» в горле у бизнеса. Гармонизация учетов обернется очередными нестыковками, которые создадут дополнительную бумажную волокиту и усложнят принятие управленческих решений.

Скажем, во многих случаях эта гармонизация обернется формированием налоговой разницы (разницы в оценке активов и обязательств в отчетном периоде). Например, при сравнении данных бухгалтерского и налогового учета по состоянию на 1 апреля 2011 года не будет учитываться дооценка основных средств, проведенная после 1 января 2010-го. То есть если на 1 апреля 2011 года общая балансовая стоимость основных средств предприятия окажется меньше, чем общая стоимость основных средств согласно налоговому учету, разница будет признана отдельным активом. Этот актив будет считаться как временная налоговая разница, которая будет амортизироваться по прямолинейному методу в течение трех лет.

Устранение этих и других подобных расхождений будет для компаний достаточно затратным и трудоемким. А тех трех месяцев, которые правительство дало бизнесу для подготовки к вступлению в силу новых правил по корпоративному налогу, может оказаться недостаточно.

Фавориты кодекса

Если для одних компаний следующая пятилетка будет периодом адаптации к новым налоговым правилам игры, то в отношении других авторы кодекса неожиданно расщедрились. Уже с 1 января  2011 года часть отраслей получила подарок в виде нулевой ставки корпоративного налога до 2020 года, другая часть — крупные льготы по этому налогу до 2016-го.

Раздавать льготы правительство решило щедрой рукой. Во-первых, с помощью нулевой ставки правительство попыталось простимулировать создание новых предприятий в стране. Все фирмы, которые откроются в ближайшие пять лет и общая сумма дохода которых за отчетный год не превысит 3 млн. грн., будут иметь возможность полностью реинвестировать нераспределенную прибыль в свое развитие.

Во-вторых, Кабмин решил использовать льготы по налогу на прибыль для стимулирования инноваций в экономике. Кодекс освобождает от налогообложения 80% прибыли предприятий, полученной от продажи в Украине энергосберегающего оборудования и материалов собственного производства, подробный перечень которых устанавливается Кабмином. 50%-ная скидка по налогу предусматривается и для прибыли, полученной от проведения энергосберегающих мероприятий и реализации энергоэффективных проектов на предприятиях. 

Но по-настоящему щедрость правительства проявилась по отношению к ряду других отраслей. Так, в течение ближайших десяти лет налог с прибыли не придется платить отелям категории от трех до пяти звезд, которые будут введены в эксплуатацию до 1 сентября 2012 года. Также по нулевой ставке будет проходить прибыль предприятий легпрома. Не будут платить налог с прибыли и производители электроэнергии из возобновляемых источников энергии, предприятия судостроительной и самолетостроительной промышленности, производители агротехники. Каникулы — хоть и не на десять, а на пять лет — получили и «культурные» отрасли: полиграфические предприятия, издательства и производители книжной продукции. Украинские производители фильмов и мультипликации получили право не включать в доход средства или стоимость имущества, необходимого для производства. Не нулевой, но льготный режим смогли получить и аграрии.

Задача такого аттракциона невиданной щедрости — «запустить» развитие этих отраслей, в том числе накануне Евро-2012 (как в случае с отельным бизнесом), и помочь им «отбить» свои инвестиции, как в случае с аграриями и легпромом. Последняя, к примеру, еще в 90-е давала пятую часть всех поступлений в бюджет от налога на прибыль, но теперь не выдерживает конкуренции из-за рубежа. «Легкая промышленность должна стать одним из приоритетных направлений украинской экономики. Ведь ее развитие принесет бюджету миллиарды гривен, а миллиону украинцев — работу», — говорит Борис Колесников.

Правда, всем, кто частично или полностью освобожден от налога на прибыль, правительство выдвинуло одно условие: все суммы, освобожденные от налогообложения, должны быть направлены на увеличение объемов производства или внедрение новых технологий. Если компания нарушит эти условия, она будет обязана увеличить налоговые обязательства и оплатить рассчитанную в соответствии с кодексом пеню.

И все же вопрос льгот у экономистов вызывает здоровый скептицизм. Ведь, во-первых, никто не сможет гарантировать, что, несмотря на штрафы, «льготные» средства будут использованы «по назначению». А во-вторых, введение льгот для отдельных отраслей создает неравноценные условия для работы бизнеса в Украине. «От льгот нужно вообще отказаться, — утверждает Дмитрий Боярчук. — Подобный механизм поддержки искажает систему сигналов и стимулов в экономике. Предлагаемая система льгот просто дает возможность неэффективному бизнесу держаться на плаву за счет других граждан».

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 03.10.24
Кількість КУА278на 03.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 03.10.24
Кількість ІСІ1815на 03.10.24
Кількість НПФ*53на 03.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24