Действенное бездействие: Финмониторинг за два года выявил нарушений на 350 млрд гривен
Но результатов это не приносит
Вчера в связи с совместным заседанием антикорупционного и финансового комитетов ВР глава последнего – народный депутат Сергей Рыбалка – обнародовал ответ Государственной службы финансового мониторинга Украины. Согласно документу, начиная с 2014 года по третий квартал 2016-го органами Финмониторинга выявлено почти на 350 млрд гривен операций, которые могут быть связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем. Однако несмотря на все декларации властей о борьбе с коррупцией и реформах финсектора, дальше выявления Финмониторингом, за редким исключением, эти дела не идут.
Проблеме возврата средств, полученных преступным путем, уже много лет, а последнее время она стала особо болезненной для Украины. В связи с продолжительным финансовым кризисом страна столкнулась с оттоком капитала и выводом денег из банковской системы, в результате чего государство вынуждено было компенсировать вкладчикам рухнувших банков миллиарды гривен.
Впрочем, привлекать к ответственности виновных особо не спешат. «Сегодня наш парламентский комитет получил ответ Государственной службы финансового мониторинга. Вы думаете, специалисты не видели, как выводят средства из банков? А где результаты расследований? Где судебные решения? Кроме двух-трех случаев, которые еще не доведены до суда, ничего нет. Посмотрите, сколько материалов было передано в милицию. Финмониторинг подал 40 пакетов относительно возможного хищения средств из 16 банков. Всего они отчитались об отдельных 1627 эпизодах», – констатирует Рыбалка.
Расследованием дел занимаются соответствующие правоохранительные органы, а Финмониторинг таковым в разрезе полномочий и компетенции не является и крайне ограничен в своих действиях
Евгений Огарков, партнер ЮФ U&G partners
Впрочем, основная проблема состоит в том, что права Финмониторинга ограничены выявлением подобных операций, после чего он передает собранные сведения компетентным структурам, которые должны вести расследование таких операций. «Расследованием дел занимаются соответствующие правоохранительные органы, а Финмониторинг таковым в разрезе полномочий и компетенции не является. «Финансовая полиция», как часто называют Финмониторинг обыватели, крайне ограничена в своих действиях», – поясняет партнер ЮФ U&G partners Евгений Огарков.
Дела из Финмониторинга получает не только прокуратура, но и МВД или СБУ – в зависимости от вида нарушения. Однако впоследствии уголовные дела далеко не всегда доходят до судов по причине коррумпированности силовых ведомств.
По словам управляющего партнера «АО «Безпалый и партнеры» Тараса Безпалого, сложность расследования таких преступлений заключается в том, что часто возникает необходимость отправки запросов правоохранителям иных государств. И этот обмен запросами, как показывает практика, может длиться годами. Вместе с этим одна из причин затягивания расследований такого рода преступлений – именно некомпетентность правоохранительных органов и/или коррупция, подчеркивает юрист.
Я бы сказал, что это нежелание бороться. Нормы, позволяющие привлекать к ответственности, есть. Есть положения, которые дают возможность инициировать уголовное производство, и при наличии доказательств официально привлекать к ответственности
Виктор Мороз, управляющий партнер АО Suprema Lex
Но даже в судах такие дела обычно «застревают». «Я бы сказал, что это нежелание бороться. Нормы, позволяющие привлекать к ответственности, есть. В том же Уголовном кодексе прописано положение о превышении полномочий должностными лицами, которое применимо и для частных компаний. Существует и ответственность за легализацию доходов, за фиктивное предпринимательство. Есть положения, которые дают возможность инициировать уголовное производство, и при наличии доказательств официально привлекать к ответственности», – считает управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз.
По его словам, помимо коррумпированных судов, в Украине крайне недобросовестно работает и следствие. «Выходя на обвинительное заключение и передавая его в суд для рассмотрения, очень часто оказывается, что качество доказательств очень низкое, и более-менее грамотному адвокату легко доказать, что как такового преступления не было», – резюмирует Мороз.
В целом же пассивность правоохранителей сложно списать на слабую компетенцию или несовершенное законодательное поле. Несмотря на все реформы и переаттестации, как силовые ведомства, так и суды отчасти все еще остаются «коммерческими организациями». И впоследствии такое бездействие, в свою очередь, тоже может оказаться в поле зрения Финмониторинга.
Всього компаній-членів | 283 | на 08.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 08.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 08.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 08.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 08.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |