Cтраховой и пенсионный рынки как потенциальный источник «длинных» денег

20 березня 2013
Сергей Лукин, РЦБ.РФ, `03, 2013

http://www.rcb.ru/rcb/2013-02/202387/

Так уж устроен финансовый мир, что за все нужно платить, в том числе и за время. Хорошей иллюстрацией «временной» стоимости денег служат процентные ставки по депозитам. Согласитесь, стоимость денег на горизонте в 1 год и 10 лет совершенно разная и было бы глупо отказываться от дополнительного заработка, если предоставляется такая возможность. «Длинные» деньги позволяют развиваться экономике страны в целом и отдельным ее отраслям. В чем особенность «длинных» денег пенсионных фондов и страховых компаний и как при их инвестировании извлечь максимальную пользу для бизнеса?


РЫНОК НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

При обсуждении проблем инвестирования средств негосударственных пенсионных фондов нередко приходилось слышать о том, что де-факто «длинные» деньги являются де-юре «короткими» вследствие дополнительных ограничений на состав и структуру инвестиционного портфеля и обязательного разнесения неотрицательного финансового результата по счетам клиентов по итогам каждого календарного года.

Действительно, во всем мире пенсионные средства используются как источник «длинных» денег. Дело в том, что в мировой практике обязательства пенсионного фонда перед клиентом отнесены на момент выхода гражданина на пенсию. Пока иностранный гражданин занимается накопительством — а этот период занимает примерно 30 лет, — его деньги можно использовать в проектах с длительным сроком реализации. Путешествуя по Европе, мы встречали сервантесовские ветряные мельницы, которые вырабатывают электроэнергию практически из воздуха. Малоизвестно, но владельцами этих ветряков являются европейские пенсионные фонды, вложившие «длинные» деньги в данные предприятия.


РЫНОК КЛАССИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Портфель страховых контрактов компании, занимающейся классическим страхованием, как правило, включает в себя страховки на год или полгода. Общие страховые случаи, в отличие от страхования пенсионного капитала при выходе на пенсию, у страховой компании возникают гораздо чаще. Выплаты по классическим страховым продуктам происходят в течение года, и вопрос, который встает перед страховщиками наиболее остро, — это управление ликвидностью. Возможность размещения средств страховых резервов в долгие проекты в большом объеме в настоящее время отсутствует.

Однако практика показывает, что страховые компании, осуществляющие классические виды страхования, формируют из состава страховых резервов так называемый «длинный» портфель. Исходя из оценки клиентской базы, ее динамики и прогнозов на будущее, рассчитать, какой объем можно отпустить в длину, в принципе возможно. Также необходимо принимать во внимание дополнительные возможности страховой компании, привлекающей для выплаты средств, например, из банка или другого источника, без продажи активов инвестиционного портфеля. Овчинка выделки стоит, только если ваш портфель генерирует больший доход, чем вы платите за заемные средства.


РЫНОК СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ

Совсем другая ситуация сложилась на рынке страхования жизни. Накопительные программы страхования жизни сродни пенсионным продуктам, горизонт которых в среднем составляет 5—7 лет. Недалеко то время, когда в Россию придет инвестиционное страхование жизни, так называемые Unit-linked-продукты. Сейчас развитие этого, бесспорно привлекательного, рынка сдерживает несовершенство российского законодательства, но спрос на продукты явно существует, что доказывают продажи первопроходцами суррогатных синонимов. Средства страхования жизни по праву можно считать «длинными». В принципе, любой продукт, обеспечивающий положительный денежный поток на горизонте более 1 года, можно считать источником «длинных» денег. В Европе клиента часто обязывают не­укоснительно платить за страховку первые 2-3 года под страхом изымания всей суммы платежей в пользу страховой компании. Это своего рода гарантия, которую обеспечивает себе страховая компания, размещая средства в проекты с инвестиционным горизонтом более 1 года. Более того, если клиент по каким-либо причинам выходит из страховой программы жизни, т. е. расторгает договор, превращая страховой капитал из долговременного ресурса в кратковременный, то страховая компания накладывает на него штраф и выплачивает ему лишь часть переданных средств — выкупную сумму. В этом вовсе нет подвоха — компания таким образом старается обезопасить свои инвестиции.


ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ «ДЛИННЫХ» ДЕНЕГ

В привязке к «длинным» деньгам обычно вспоминают об инфраструктурных проектах. У этой идеи есть как противники, так и сторонники. Первые утверждают, что такие проекты нуждаются в «дешевых» деньгах, так как генерировать двузначную доходность и даже доходность на уровне инфляции очень трудно. В то же самое время основная задача «длинных» денег любого вида — сохранение прибыли от инфляции. Если инфляция будет на длительном сроке «проедать» доход, то вряд ли нам удастся объяснить конечному потребителю привлекательность того или иного страхового продукта. Не станет управляющий направлять все активы компании в инфраструктурные проекты даже под хорошую доходность, так как в случае чего извлечь деньги из таких проектов будет невозможно. В свою очередь сторонники идеи утверждают, что участие в подобного рода проектах позволит получать хотя и невысокий, но гарантированный (подчеркнуто автором. — Примеч ред.) доход, что полностью соотносится с идеей инвестирования «длинных» денег. Истина, как всегда, находится посредине: частично размещать средства в такие проекты нужно и полезно. Гарантированная подушка позволяет увеличить долю высокорискованных инструментов в совокупном портфеле, что в итоге приведет к росту ожидаемой доходности на большом сроке инвестирования.

Одним из потенциальных потребителей «длинных» денег всегда были проекты в области строительства, и прежде всего жилой недвижимости эконом-класса, как самого распространенного и ходового товара. Длительный цикл производства, финансовые потребности, разнесенные во времени, большие объемы и привлекательная доходность — все это наглядно иллюстрирует схожесть целей инвесторов и возможностей инструмента. Принимая во внимание высокорискованную составляющую проектов, связанных со строительством в России, объем инвестируемых средств может быть дополнительно ограничен. Вместе с тем страховые компании жизни могут получить дополнительный «бантик», как мы говорим, на коробку со своим продуктом. Наши соотечественники скорее поверят в стабильный рост цен на недвижимость, чем в позитивную динамику рынка акций, так как акции держали в руках немногие, а с покупкой собственного жилья сталкивались все.

Однако вопреки устоявшемуся мнению, использование акций для увеличения дохода при инвестировании «длинных» денег выглядит вполне логично. Если, например, через год мне понадобятся деньги в полном объеме, то о включении рискованных финансовых инструментов (акций) в инвестиционный портфель не может идти и речи. Если деньги понадобятся мне через 5 лет, при этом не важно, что с ними произойдет внутри этого периода, и я готов терпеть снижение стоимости моего портфеля акций, значит, я прав в своих ожиданиях более высокого дохода. По оценке аналитиков, на горизонте в 5 лет вероятность получения отрицательного результата на рынке акций практически равна нулю, что позволяет значительно увеличить долю долгосрочных инструментов с рыночной доходностью в портфеле и, как следствие, повысить ожидаемую доходность от инвестиций.

Также не стоит забывать, что портфель, сформированный из бумаг с большой дюрацией, более эластичен и болезненно реагирует на изменение процентных ставок внутри периода инвестирования. Вопрос приобретает критическое значение, если нет возможности держать ценные бумаги до погашения, а промежуточные результаты необходимо показывать ежегодно. «Длина» денег снимает эти ограничения.

Коль скоро речь зашла об инструментарии, то стоит посмотреть на ипотечные ценные бумаги. Потребность в долгосрочном привлечении средств заложена в этом инструменте самой природой кредитования под залог недвижимости. Привлекательность ипотечных бумаг состоит еще и в том, что «нарезать» транши можно под потребности самого широкого круга инвесторов, в том числе и страховых компаний. Задача эмитента ипотечных ценных бумаг заключается в исследовании спроса со стороны инвесторов и в предложении продукта с привлекательными параметрами. «Длинные» деньги хороши в любом случае, и, как мы понимаем, их «длина» обусловлена обязательствами источника этих денег перед клиентами. Обратите внимание: говоря о будущем, управляющая компания оперирует такими понятиями, как «прогноз», «ожидание», «вероятность». Гарантий получения какого-нибудь результата все равно никто не даст.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так или иначе, но со временем правила игры на рынке коллективных инвестиций меняются, приходят новые участники, появляются современные продукты, возможности, потребности, накапливаются средства, которые необходимо где-то размещать. Так, в прошлом году широко обсуждался проект Федерального закона «О деятельности финансовых институтов по привлечению средств для финансирования пенсионных выплат в Российской Федерации». Отрадно, что законопроект предусматривает участие в привлечении средств для формирования выплат не только негосударственных пенсионных фондов, но и страховых компаний. Большое внимание уделяется законопроектом стандартизации продуктов, предусматривающих, в том числе, гарантии для конечных потребителей. В этом плане объединение «в одном флаконе» негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний не совсем логично. По сути, это разные организации, и требовать от них единого подхода к инвестированию средств можно только при условии равных для них условий работы. Возможно, уравнивание в правах будет произведено в рамках «новой» лицензии, получать которую обяжут поименованные законом финансовые институты. При правильном подходе мы получим еще один источник «длинных» денег для страховых компаний, рынка ценных бумаг и прочих проектов.

Хотелось бы выразить надежду на то, что российские законотворцы смогут поспеть за новыми потребностями страхового рынка и действовать на опережение. «Длинные» деньги на страховом рынке уже есть, их объем будет только расти. Необходимы новые инициативы, которые позволят дополнительно заработать на таком прекрасном их свойстве, как «длина».

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24