Чего ждут инвесторы от Украины

12 червня 2014
Елена Шкарпова, Фокус, 10.06.2014

http://focus.ua/economy/307821/

Кредиты международных финансовых организаций, президентские выборы и окончание войны на востоке. Из трёх условий прихода в страну спекулятивного капитала Украина уже выполнила два. Чтобы заинтересовать стратегов, нужны структурные реформы

В начале апреля по Михайловской площади в Киеве разгуливал скромного вида мужчина в очках и неприметной куртке. Вряд ли его узнал кто-то из прохожих. А стоило бы: это был Майкл Хейзенстэб, исполнительный вице-президент одного из крупнейших американских инвестфондов Franklin Templeton Investments (управляет $895 млрд). В числе прочего фонду принадлежит 40% украинских евробондов на сумму $7 млрд — это самый крупный держатель еврооблигаций украинского правительства.


Украина спекулятивная

Хейзенстэб отвечает как раз за инвестиции в облигации. В Украину он наведывается нечасто. Но он один из самых известных антитрендовых инвесторов в мире: умудряется зарабатывать там, где другие терпят убытки. В 2012-м, в разгар финансового кризиса в Ирландии, инвестменеджер скупил 10% гособлигаций страны за половину их стоимости. На следующий год инвестиция принесла ему 70% прибыли: бонды резко выросли в цене, поскольку ирландскому правительству удалось избежать дефолта и улучшить экономическую ситуацию в стране.

Хейзенстэб активно наращивает инвестиции в украинские евробонды: с декабря 2013-го вложил в бумаги $2,5 млрд. «Правительство Украины делает исключительную работу не только по решению краткосрочных проблем, но и по созданию условий для того, чтобы страна процветала в течение ближайших 5–10 лет», — написал инвестор в своём блоге после посещения Киева.

Инвестиции в Украину он аргументирует невероятно просто: «В долгосрочном периоде мы верим в выдающееся будущее Украины. У страны богатый человеческий капитал и плодородные земли. Украина занимает стратегически важное геополитическое и географическое место между Европой и Востоком». Слова, которые украинские журналисты регулярно слышат от иностранных бизнесменов и инвесторов уже лет десять. Но Хейзенстэб действительно так думает.

Так по-прежнему считают и многие другие западные инвесторы. За пару недель до президентских выборов репортёр Фокуса встретилась с двумя британскими менеджерами крупного американского фонда, инвестирующего в акции украинских компаний. Сумма вложений невелика — до $100 млн (против нескольких триллионов общего портфеля). Фонд вкладывает исключительно в компании, которые котируются на западных биржах.

Несмотря на то, что по сравнению с вложениями Franklin Templeton инвестиция невелика, при встрече с журналистом Фокуса инвестменеджеры засыпали его вопросами: в чём причины конфликта на востоке Украины, кто станет президентом и мэром Киева, что произошло в Крыму, в каком состоянии находится украинский бизнес, какие позиции у Партии регионов и возможен ли откат в прошлое.

«В последнее время мы охотнее покупаем украинские акции, — делится менеджер по имени Гордон, попросивший не называть его фамилию.— В связи с событиями в Крыму и на востоке Украины бумаги сильно подешевели». Добавила инвесторам оптимизма и девальвация: большинство публичных украинских компаний — экспортёры. «На вложениях в экспортные компании мы совершенно точно хорошо заработаем. Вне зависимости от происходящего в Украине», — уверен Гордон.

По словам специалиста по продаже долговых инструментов ИК Dragon Capital Сергея Фурсы, за неделю до президентских выборов Киев буквально наводнили западные инвесторы. «Они общались с украинскими инвестбанкирами, промышленниками, министрами», — говорит Фурса. Правда, покупать украинские акции или облигации никто из них не спешил. Все ждали результатов президентских выборов и инаугурации. «Появление в Украине легитимной власти — одно из главных требований иностранных инвесторов», — сообщила Фокусу накануне выборов менеджер по продажам ИК SP Advisors Татьяна Чуб.

Другое негласное требование иностранных инвесторов наша страна уже выполнила: получила кредиты от МВФ и других международных финансовых организаций. «Кредит МВФ для инвесторов значит очень многое, — говорит глава киевского офиса норвежской компании Egersund Fisk Ойвинд Саетрен. — Без него Украина гарантированно стала бы банкротом».

 


Чудес не будет

Интерес иностранных инвесторов к Украине отдалённо напоминает ситуацию 2005-го, когда после «оранжевой революции» в страну хлынул горячий капитал с Запада. Всего за год сумма прямых инвестиций в нашу страну выросла в 4,4 раза, а индекс ПФТС (основной индикатор украинского фондового рынка на тот момент) поднялся на 35% и в последующие два года продолжал уверенно расти.

Спустя 10 лет после «оранжевой революции» новости об Украине снова не сходят с первых полос американских и европейских газет. С той разницей, что теперь Украина — регулярный поставщик сообщений для военных хроник. Тем не менее 26 мая, на следующий день после президентских выборов, индекс Украинской биржи поднялся почти на 5% — после длительной стагнации, чередовавшейся с падением. Другой инвестиционный позитив последних дней — рост котировок еврооблигаций. Незадолго до выборов их цена впервые с начала апреля превысила 90% от номинала (чем ближе цена к номиналу, тем дороже облигации и ниже риск их покупать). 

Но позитив на украинском инвестиционном рынке оказался недолговечен. 27 мая сразу после роста индекс Украинской биржи упал на 1% и в следующие дни колебался в пределах +/- 1–3% к прежним значениям. «Причина — обострение ситуации в восточной Украине и отсутствие признаков того, что газовые проблемы между Украиной и Россией близки к разрешению», — объясняет Вячеслав Орлюк, руководитель направления по работе с VIP-клиентами ИК Dragon Capital. И если в газовом вопросе РФ, кажется, готова идти на уступки, то с проведением антитеррористической операции на востоке всё не так гладко.

Но даже без военного конфликта и газового вопроса Украина образца 2004–2005 гг. и 2014–2015 гг. — это два совершенно разных государства в глазах иностранных инвесторов. «Учитывая опыт инвесторов после «оранжевой революции» (когда заявленные реформы в Украине так и не были проведены. — Фокус), в ближайшие два года стратегические инвесторы будут лишь пассивно наблюдать за происходящим в Украине», — считает старший экономист ИК Dragon Capital Елена Билан. Два года — это срок действия кредитной программы МВФ, подписанной с Украиной, а также срок проведения важнейших реформ — например, реструктуризации НАК «Нафтогаз» и снижения дефицита бюджета.

В ближайшие два года Билан не ожидает существенного притока частного иностранного капитала в Украину. Исключением станут разве что немногие смельчаки вроде Хейзенстэба. «Пока не улучшится бизнес-климат, не стабилизируется экономическая и политическая ситуация и не изменятся принципы управления экономикой (с ручного на рыночный. — Фокус), нам не стоит ждать притока инвестиций», — убеждена Елена Билан.

Для Украины эти истины уже 20 лет не теряют актуальности. Но в 2014-м у новой власти, в которой больше чем когда-либо экономистов, бизнесменов и инвестбанкиров, появился реальный шанс. Достаточно серьёзный, если судить по инвестициям таких, как Майкл Хейзенстэб.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 02.10.24
Кількість КУА278на 02.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 02.10.24
Кількість ІСІ1815на 02.10.24
Кількість НПФ*53на 02.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24