Чего ожидать от 2009 года?

30 грудня 2008
Александр Шитиков, "ДеньгиUA"

  Наступает 2009 год -- год неопределенности, быстрых решений и внезапных изменений. На что обращать внимание? Как реагировать на риски? Чего ожидать? "Деньги" спроецировали опыт прежних кризисов на новую реальность.
  "… наш самолет входит в зону турбулентности" - так примерно объявляют стюардессы перед тем, как лайнер ощутимо тряхнет. Всех нас уже третий месяц трясет изрядно. Завершающийся 2008 год лишил нас самого ценного, что нужно для принятия правильных решений -- определенности. И, как минимум, первые 2-3 месяца 2009 года нам придется эту самую определенность как-то добывать. Кстати, один из наших героев номера, о котором мы планировали написать в очередной "Личный бюджет", даже упросил редакцию "Денег" передвинуть публикацию на январь -- авось, что-то станет яснее.

  Такие загадки 

  Очень многие большие экономисты полагают (и даже получают за это Нобелевские премии), что наше поведение как участников экономического процесса определяется нашими ожиданиями и предположениями. Зачастую -- эмоциями. Справедливость этого утверждения подтвердилась 18 декабря: стоило только авторитетным людям грохнуть кулаком по столу и пообещать валютные аукционы с планомерно снижающимся курсом доллара, как перепуганные спекулянты понесли сдавать валюту.
  Собственно, скорость выхода украинской экономики из кризиса будет примерно на треть зависеть от того, какого рода сигналы она будет получать от властей. От того, какие намерения эти власти станут демонстрировать. И насколько будут аккуратны в высказываниях. Вот Алан Гринспен, который много лет удерживал американскую финансовую систему от сваливания в кризис, славился как раз виртуозным умением напустить оптимистичного туману. Его, конечно, называют сейчас "горячие головы" виновником мирового финансового кризиса, но, думается, напрасно.
Такого же умения внушать спокойствие экономике желаем главе НБУ -- кто бы им ни был. Так что -- читаем по губам.
  Но намерения -- это еще не все. Очень важно -- это на две трети, -- наличие властной, политической воли. Категорически непонятно, что именно мешало НБУ законопатить дыры, по которым валюта безо всяких на то оснований уплывала из Украины. Либеральное валютное регулирование -- штука хорошая, но вряд ли стоит им увлекаться во время глобального финансового кризиса.
  Если сможет НБУ при поддержке прочих властей вернуть обязательную продажу части экспортной выручки, сократить срок возврата валюты (или оплаченного по импорту товара) в страну и заблокировать авансовую оплату (псевдо)импортных контрактов, то на валютном рынке станет значительно спокойнее. Меры эти все -- из разряда крайних, но и ситуация нынче именно что крайняя. Как раз такие меры, а то и похлеще, действовали во время кризисов 1998 и 2004 годов.
  Так что нам придется слушать и читать внимательно -- и не только в предвкушении стабилизации гривни. Ведь все эти действия имеют побочные эффекты, о которых стоит знать.

  Последствия и причины
  Собственно, первые последствия мы уже видим: стал ощутимо беднее ассортимент импортных товаров. И гривневые цены на них порой назначаются не вполне адекватные. Ничего не поделаешь -- продавцы и импортеры закладывают свои ожидания. Причем, порой весьма панические.
  Полки супермаркетов, техномаркетов, демонстрационные площадки автосалонов становятся все менее пестрыми и все более пустынными. Ассортимент явно сжимается. Вымываются бренды, которые в Украине присутствуют относительно недавно. Процесс пока только в самом начале. Судя по опыту прежних кризисов, трясти импортеров будет еще пару-тройку месяцев, хотя после встряски 1998 года рынок пришел в норму только через год примерно.
  Сейчас же можно рассчитывать на то, что приспособятся импортеры быстрее. Потому что нынешнюю ситуацию от 1998 и 2004 года года отличают два обстоятельства. Первое: тогда (особенно, в 1998 году) украинские импортеры были молоды, слабы и малы. Второе: тогда глобального финансового кризиса не было, трясло только развивающиеся страны, а крупнейшие мировые производители не сталкивались столь остро с проблемой сбыта своей продукции. Сейчас украинские импортеры уже располагают определенным кредитом доверия со стороны своих поставщиков, а самим поставщикам приходится искать -- куда сбыть то, что производят.
Конечно, опасения у международных компаний по поводу платежеспособности украинских потребителей имеются, но… Не то сейчас время, чтобы харчами (покупателями) перебирать.
Хотя, конечно, до марта-апреля примерно нам всем придется смириться с дефицитом или неприличной дороговизной всего того, к чему мы так быстро привыкли. И если прощание с любимым сортом пармской ветчины или французского сыра можно перенести без особого ущерба для самочувствия, то перебои с поставками лекарств, запчастей для автомобилей, компьютерной и оргтехники, тому подобного будут "кусать" нас очень болезненно.
  Адаптироваться к ожидаемым проблемам придется не только покупателям -- пышным цветом начнет цвести интернет-торговля, предлагающая весь перечисленный дефицит. А покупатели, в свою очередь, все чаще будут искать в Сети того, у кого на складе завалялась искомая редкость. Просто потому, что десяток раз кликнуть "мышкой" легче, чем оббегать десяток аптек или магазинов.

  И где на это взять денег
  Обидное сокращение валютного эквивалента личных доходов коснулось уже почти каждого. Так же, как и в 1998 году, постепенное "отыгрывание" заработков к докризисному уровню растянется на полгода-год. И тут уж каждый решает сам -- то ли вместе со всеми ждать, когда ситуация на рынке труда "вырулит", то ли поступать по-своему(искать сторонние приработки, к примеру).
  Процесс "выруливания" очевидно, будет идти тем быстрее, чем спокойнее будет вести себя гривня -- по крайней мере, уроки-1998 именно таковы. И курсовая стабильность -- верный предвестник оживления экономики. Причем, в отличие от событий десятилетней давности, в Украине уже сложился довольно солидный внутренний рынок, а нынешний валютный кризис только подтолкнет его развитие -- надо же чем-то заполнять дефицит импортных товаров? Так что есть надежда не только на довольно бодрые темпы восстановления прежних рабочих мест, но и на появление новых -- только бы нам всем не слишком помешали очередные президентские выборы (осень-2009).

Автор: Александр Шитиков

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 24.11.24
Кількість КУА278на 24.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 24.11.24
Кількість ІСІ1819на 24.11.24
Кількість НПФ*53на 24.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24