Чего хочет Додд

17 листопада 2009
Наталья Терехова, "Инвестгазета", №45, 2009

http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=27032

Американский сенатор Кристофер Додд посягнул на полномочия Федеральной резервной системы

Последний год принес немало бессонных ночей сенатору от штата Коннектикут Кристоферу Додду. Потомственный политик и глава банковского комитета в Сенате оказался в числе тех, на кого были направлены вопросительные взгляды американских налогоплательщиков. Спасение американских банков стоило им немалых денег, поэтому и за деятельностью Додда жители Коннектикута стали следить более внимательно. Тем более что Крис Додд - рекордсмен своего штата по сроку пребывания в кресле сенатора. Он был переизбран пять раз подряд и, по всей видимости, рассчитывает на шестой срок. Наиболее эффективным механизмом для реализации этого являются инициативы, связанные со спасением американской финансовой системы от последствий кризиса и предотвращение его рецидива в будущем. Первый серьезный шаг к тому уже сделан.

Радикально

На прошлой неделе Крис Додд внес в Конгресс законопроект, предлагающий создать единый регулятор финансового сектора США. Если предложение будет одобрено, это приведет к самому значительному реформированию американской регуляторной системы за последние десятилетия.

Подготовленный законопроект предлагает объединить Управление по надзору за сберегательными учреждениями, Управление контролера денежного обращения, полномочия в сфере банковского регулирования Федеральной резервной системы (ФРС) и Федеральную корпорацию страхования депозитов в новое агентство с более масштабными полномочиями - Администрацию регулирования финансовых учреждений.

Значительное снижение роли ФРС в системе контроля за банковскими рисками является основным концептуально новым предложением сенатора. И вместе с тем - наиболее спорным моментом. По мнению Додда, лишение ФРС функций финрегулятора позволит этому органу сосредоточиться на своей основной функции - определении монетарной политики США. Сенатор считает, что главе американского центробанка Бену Бернанке не стоит отвлекаться и тратить силы на надзор за банковской деятельностью и защитой потребителей. Между тем сам Бернанке считает иначе. По его словам, надзор за крупнейшими банками жизненно необходим для обеспечения финансовой стабильности страны.

Предложенные Доддом нововведения могут поставить под угрозу независимость ФРС. Документ предлагает изменить способ назначения региональных членов правления центробанка, тем самым усиливая роль президента и Сената. Также с целью обуздать деятельность по предоставлению огромных сумм в рамках чрезвычайного кредитования ФРС будет сотрудничать с новым агентством по оценке системных рисков и отчитываться в Конгрессе по вопросам предоставления финансирования отдельным учреждениям.

«Мы ликвидируем пробелы в регуляторной деятельности, которые позволяют рискованным операциям летать вне зоны действия радара, включая субпроизводные финансовые инструменты, хеджевые фонды, обеспеченные активами ценные бумаги», - фактически задекларировал Крис Додд на презентации проекта.

Предложение Додда напоминают действия Гордона Брауна, который в 1997 году предложил лишить Банк Англии роли надсмотрщика за банковским сектором и консолидировать регулирование в руках Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании. Тогда глава Банка Англии Эдди Джордж угрожал подать в отставку в случае вступления решения в силу. Но был успокоен обещанием, что Банк Англии получит единоличную власть над монетарной политикой страны.

По мнению сенатора Додда, финансовый кризис обнажил проблемы структуры регуляторной системы финансового сектора, которая является продуктом исторических случайностей. Различные регуляторы были созданы фрагментарно на разных временных этапах, и никто не ставил перед собой задачу согласовать их работу. «Если бы мне пришлось использовать только одно слово, чтобы охарактеризовать нынешнюю структуру системы финансового регулирования, это было бы слово «аварии», - заявил Додд.

Однако новый законопроект сенатора-реформатора может стать причиной других аварий. Многие экономисты, регуляторы, банкиры и политики считают, что на 1100 страницах документа находится много подводных камней. Председатель Федеральной корпорации страхования депозитов Шейла Бэйр назвала такое объединение в равной степени неэффективным и рискованным. «В целом кто-то может считать это хорошей идеей, - заявила она. - Но я думаю, присутствуют риски, связанные с намерением положить все яйца в одну корзину. А что касается устранения коренных причин кризиса, то сложно сказать, как связаны между собой эти вещи».

Спор за власть

Перспективы законопроекта кажутся туманными и другим участникам рынка. Несмотря на то что Департамент юстиции и Федеральная торговая комиссия находятся в состоянии холодной войны с Уолл-Стрит и всячески пытаются ужесточить надзор за банкирами, нынешняя форма документа ставит под угрозу реализацию собственного плана американского президента Барака Обамы по решению кризисов в будущем. Этим летом Обама обнародовал план масштабной реформы системы финансового регулирования, где одним из центральных пунктов является наделение ФРС полномочиями в отношении системных рисков в экономике. Тогда президент обещал, что не будет перераспределять роли двух главных финансовых регуляторов: Комиссии по ценным бумагам и биржам и Федеральной резервной системы. Таким образом, Додд сделал своим законопроектом вызов не только одному из главных героев американского кризиса Бену Бернанке, но и самому президенту США. Пока это вызвало лишь бурные обсуждение и ожесточенные споры.

Положительная оценка электоратом нового законопроекта Додда может помочь ему на выборах в следующем году. Именно этим объясняется и столь радикальный настрой сенатора. Ведь согласно одному из последних опросов, проведенному университетом Квиннипиак, на выборах в 2010 году большинство избирателей штата Коннектикут будут голосовать за смену Криса Додда. Последний год вокруг имени сенатора не раз всплывали скандалы. Его обвиняли в лоббировании программы, которая помогла бы ипотечным кредиторам, таким как Countrywide Financial, решить их финансовые проблемы. При этом Countrywide Financial ранее предоставляла сенатору рефинансирование ипотеки его домов на льготных условиях, что могло повлиять на формирование особого отношения сенатора к проблемам компании. В преддверии национализации Fannie Mae и Freddie Mac Додд слишком долго и рьяно убеждал общественность, что финансовое состояние банков стабильно и угрозы банкротства нет. Из-за столь сладких речей его обвиняли в необъективности, поскольку оба банка были щедрыми спонсорами предвыборных кампаний сенатора. К тому же в сторону Додда не раз звучали обвинения в чрезмерной мягкости в вопросе регулирования банковского сектора. Особенно когда получивший правительственные деньги AIG выплатил из них миллионы бонусов своим сотрудникам. По всей видимости, сенатор решил реабилитироваться и доказать своим избирателям, что его рано отправлять в отставку. Даже если придется выступать оппонентом самого Барака Обамы.

Основні цифри
Всього компаній-членів284на 28.11.24
Кількість КУА278на 28.11.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 28.11.24
Кількість ІСІ1819на 28.11.24
Кількість НПФ*53на 28.11.24
Кількість СК*1на 30.09.24
Активи в управлінні КУА, млн грн660 220на 30.09.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 087на 30.09.24