Больше не золото
Экономическое чудо в Китае достигло своего предела – вместе с ним заканчивается и эйфория на фондовом рынке.
Вопрос, когда, наконец, закончится пресловутый финансовый кризис, звучит в каждой стране, в которой присутствует фондовый рынок. Бесконечные падения курсов акций – головная боль не только для китайцев. Сотни миллиардов долларов потерял ведущий китайский индекс Shanghai Composite с начала кризиса, который с момента максимального роста в октябре 2007 года потерял уже 55%. Shanghai Composite – единственная в мире фондовая площадка, которая по росту в 2008 году показала самый худший результат. В мае 2007 года фондовая биржа в Шанхае заработала 212,5 млрд. юаней (19,7 млрд. евро), а в этом году продемонстрировала результат вполовину меньше – 98,6 млрд. юаней. Только 114 акций китайских компаний из тысячи не пострадали от финансового кризиса, в их числе оказались акции китайских гигантов, таких как Petrochina, China Coal Energy и China Construction Bank. Что же делать? Члены правления брокерской компании Shenyin & Wanguo Securities госпожа Занг, госпожа Гу и господин He имеют в своих портфелях акции китайских предприятий и советуют, как можно выйти из кризисной ситуации на бирже. Госпожа Занг предпочитает не спешить с действиями. Она владеет акциями трех сталелитейных групп и советует держать акции. Господин Не инвестировал в частные предприятия и уже имеет 80% прибыли, однако надеется получить больше, когда рынок стабилизируется. Госпожа Гу не верит в обещания, что правительство страны примет меры для стабилизации рынка, поэтому собирается продать пакет своих акций. Возможно, это правильное решение. Так или иначе, китайские фондовые рынки далеки от того, чтобы быть настоящими рыночными индикаторами. Они, скорее, являются привлекательными для маленьких инвесторов и чуствительными к государственному регулированию.
По правде говоря, фондовые рынки в Шанхае и Шензене настолько нерепрезентативны и малы, что огромные потери капитала не имеют никакого влияния на реальную экономику с января 2008 года. Все происходит наоборот: рост китайской экономики остается неизменным только потому, что она опирается на силы вне биржы. Следовательно, отток капитала особо не беспокоит правительство страны, потому что это не жизненно важный вид финансирования экономики. Если фондовый рынок не отражает реальную ситуацию на китайском рынке, отсутствуют реальные инструменты для финансирования предприятий и нет «двигателя» для инвестиций и инноваций, где же они?
Отсутствие финансовых инструментов отражает структурные дефекты в китайской экономической модели. Кризис на китайских финансовых рынках не что иное, как кризис коммунистической системы.
Много денег, мало возможностей Рыночная капитализация фондовых рынков в Шанхае и Шензене, на которых котируются более 1000 предприятий, оценивается в $2700 млрд. Прежде всего, такие флагманы китайской экономики, как China Life, Bank of China, Industrial и Commercial Bank, формируют капитализацию китайских фондовых рынков. Однако у этих компаний маленький free float, потому что большие пакеты акций находятся под контролем Коммунистической партии Китая (КНР). Только пятая часть китайских фондовых рынков, а именно $500 млрд., доступна для торговли. Что, в свою очередь, составляет 1% от всех капитализированных фондовых площадок мира. В китайской экономике преобладает финансирование от банковских институций, нежели от фондового рынка. Это целенаправленная политика КНР. Правительство верит в то, что если государственные компании, которые будут финансово наполнять не только предприятия, но и выполнять социальные и политические задачи и только если инвестиции в предприятия будут исключительно из резервов государственных банков – это приведет к улучшению состояния экономики. Реальность совершенно другая. Только когда КНР предпримет нужные меры и займется реформированием экономики, Китай сможет снова стать страной со стабильной экономической системой.
С тех пор, как китайское правительство решило предоставлять дешево землю для своих промышленных предприятий, в стране ощущается острая необходимость в венчурном капитале, инвестиционных фондах, инновационных финансовых инструментах и государственном органе, который бы занимался регулированием работы фондового рынка. Однако ничего из вышеперечисленного китайцы в своем запасе не имеют. В то время как китайский фондовый рынок находится в глубокой стагнации, КНР не собирается привлекать дополнительный капитал, а задумывается о выплате старых долгов своим бенефициариям. Дело в том, что акционеры заплатили государственным предприятиям, чтобы те постепенно ликвидировали пенсионное обеспечение. Компании также не должны делать это по двум причинам. Во-первых, потому что иностранные инвесторы могут проинвестировать только небольшую часть денег и, во-вторых, потому что большинство компаний вносят крошечную лепту в китайский фондовый рынок. К примеру, нефтяная компания Petrochina торгует 15% своих акций в Гонконге и только 2,5% – на фондовой бирже в Шанхае. Остальная часть пакета акций принадлежит государству.
Возвращение высокой инфляции в размере 8%, повышение цен на продукты питания и бензин (16%), ревальвация национальной валюты и повышение цен на экспорт – все эти факторы понижают инвестиционный климат страны. Парадокс: в Китае очень много денег, но очень мало инвестиционных возможностей.
Рынка кредитования юридических лиц в Китае практически не существует. Заработать немного денег можно благодаря деривативам. Фондовая биржа, которая черезвычайно богата, должна иметь тенденцию роста, однако происходит затяжное падение. Проблема в том, что за этот год цены в стране заметно выросли, давление на ликвидность увеличилось. В то же время валютные запасы Китая увеличились в первой половине 2008 года на $280 млрд. – большая часть этих денег была получена благодаря ревальвации юаня. Правительство пытается понизить ликвидность и повысить цены на кредиты без привлечения дополнительных инвестиций. КНР пытается повысить курс национальной валюты для того, чтобы произвести инновации на отечественных предприятиях, снизить цены на импорт, а также уменьшить инфляцию, не навредив при этом экспорту.
Что это значит для инвесторов? Береженого Бог бережет. Никто не знает, как отреагирует Коммунистическая партия Китая на очевидную потерю контроля над экономикой. Кристиан Хофманн, советник инвестиционного фонда FIVV-China – Select, советует инвесторам сконцентрировать свое внимание на компаниях, которые ориентируются на сельскохозяйственную и медицинскую сферу. Кризис на фондовом рынке, падение цен на бумаги может стоить акционерам нервов. Акции рассчитываются в своем доходе почти в два раза дешевле, чем, например, ценные бумаги в Германии. В этой стране «горячие» деньги можно получить везде, только не на фондовом рынке.
Автор: Дитер Шнаас, Алексей Харченко
Источник: http://www.investgazeta.net/?p=news&news_id=25605
Всього компаній-членів | 284 | на 24.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 24.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 24.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 24.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 24.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |