Большая уборка
http://www.kommersant.ua/doc.html?docId=1323466
Экономический кризис и ужесточение контроля государства за фиктивными компаниями вызвали сокращение рынка "мусорных" акций. Это позволило госбюджету в 2009 году предотвратить минимизацию налогов на 11 млрд грн. Впрочем, падение спроса на услуги минимизации и вывода валюты из страны не смогло остановить подорожание схемных операций в два-три раза. Высокие цены сохранятся и после начала роста экономики, так как выпускать "мусорные" акции стало сложнее, говорят эксперты.
Пути вывода
В связи с кризисом произошло резкое снижение объемов сделок с неликвидными ценными бумагами – "техническими", или "мусорными", акциями. Как рассказали Ъ в Государственной налоговой администрации (ГНАУ), если в 2007 году объем трансакций с "мусорными" акциями составлял 210 млрд грн, в 2008 году – уже 175 млрд грн, то за три квартала 2009 года он сократился до 130 млрд грн. "Это зафиксированные сделки с 'мусорными' акциями",– сказал директор департамента ГНАУ по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, Игорь Стельмахович. Основная причина сокращения объемов торгов – совместные действия ГНАУ и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) по предотвращению эмиссий "мусорных" акций в 2008-2009 годах на общую сумму 50 млрд грн.
"Мусорные" ценные бумаги, не имеющие рыночной стоимости, как и прежде, используются для минимизации налогообложения, вывода валюты за рубеж и вымывания средств из работающих компаний. Первая схема предполагает покупку предприятиями "технических" акций для искусственного завышения расходов, уменьшения прибыли и уклонения от уплаты 25-процентного налога. Для вывода валюты предприятия продают нерезиденту "мусорные" акции по минимальной цене, после чего выкупают их по максимальной, позволяя нерезиденту вывести за рубеж полученную прибыль. "Деньги остаются на офшорах, а ничего не стоящие акции возвращаются в Украину",– уточняет суть второй схемы президент инвестфонда "Амадеус-индекс ПФТС" Михаил Ройко. Третий способ – вымывание ликвидных активов. "Законодательство предусматривает формирование уставного капитала компаний денежными взносами,– говорит господин Стельмахович.– Но уже на следующий день внесенные средства могут быть выведены как инвестиции в 'технические' акции".
Промышленности в помощь
Наибольшие объемы сделок с неликвидными акциями были зафиксированы в Днепропетровске, Киеве, Харькове и Одессе. На финансово-промышленные группы в 2007-2009 годах пришлось 91,4 млрд грн, или 17,7% от объема рынка. Из них "Приват" осуществил сделок на 85,3 млрд грн, а неформальные группы "Интерпайпа", ИСД и "Мотор Сич" вместе наторговали на порядок меньше (см. справку). "Эти группы продолжают проводить сомнительные операции с 'мусорными' акциями",– подчеркивает Игорь Стельмахович. В предприятиях, входящих в группы, информацию ГНАУ не подтверждают. "Это чепуха. Никто таких сделок не проводил, потому что ИСД является аудированной компанией, и аудитор указал бы об этих сделках,– заявил Ъ вице-президент 'Индустриальной группы' (управляет активами ИСД) Александр Пилипенко.– Налоговая уже не первый раз говорит об этом, но что они понимают под понятием 'мусорные' бумаги? У нас нечего было минимизировать в прошлом году". При этом господин Пилипенко добавил, что ценные бумаги покупались и продавались – ведь без этого нельзя. "'Мотор Сич' такого не может делать. Пусть налоговая подтверждает свою информацию,– заявил глава наблюдательного совета 'Мотор Сич' Анатолий Малыш.– Где она ее взяла?" В пресс-службе "Интерпайпа" заверили: "Трубно-колесная компания 'Интерпайп' никогда не работала на теневом рынке и всегда вела свою деятельность в соответствии с законодательством".
Бой с мусором
Самым простым способом уменьшить операции с "мусорными" акциями оказалось упреждение их эмиссии на этапе регистрации – 50 млрд грн за два года. На 8,9 млрд грн был приостановлен оборот акций 698 открытых акционерных обществ, на 7 млрд грн отменена регистрация эмиссий 1327 компаний с признаками фиктивности. Государственной регистрации лишили 314 компаний.
Фиктивные предприятия определяют по ряду признаков: регистрация двух и более эмитентов по одному юридическому адресу; создание эмитентов путем реорганизации из ООО; отсутствие у эмитента собственных средств; его ненахождение по юридическому или фактическому адресу; непредоставление информации два раза или больше; необнародование два года подряд финансовой отчетности; большое количество учредителей, которые могут быть основателями нескольких эмитентов, из малообеспеченных групп – студенты, пенсионеры, больные. Если ГКЦБФР, исходя из этих пунктов, выявляет фиктивную компанию, она может отказать в регистрации эмиссии акций, ссылаясь на формальные нарушения, например в копиях поданных документов.
Используя эти признаки, ГКЦБФР в 2009 году отменила регистрацию выпусков акций 53 ОАО с признаками фиктивности и аннулировала свидетельства об их регистрации на 6,65 млрд грн. Это на 86% больше, чем в 2008 году (акции 40 обществ на 3,57 млрд грн). Еще по 32 компаниям в прошлом году было принято решение приостановить обращение акций на сумму 271 млн грн. Отмена регистрации акций произойдет лишь после получения регулятором вступивших в силу судебных решений.
Дефицитный ресурс
Благодаря сокращению оборота "технических" акций ГНАУ удалось предотвратить в 2007-2009 годах минимизацию налога на прибыль на 29 млрд грн, в том числе в 2009 году – на 11 млрд грн. "Были созданы сложности для регистрации новых 'мусорных' акций – введены более строгие параметры и контроль за ними. Получается закрытая банка: в нее больше нет вброса, а внутри уничтожаются фиктивные выпуски. Естественно, возникает дефицит 'мусорных' акций",– говорит господин Стельмахович. "Сейчас есть дефицит качественного 'мусора'. Это бумаги эмитентов, которые направляют в комиссию отчеты для поддержки акций 'на плаву'",– подтверждает партнер ИК Capital Times Эрик Найман. Дефицит сохраняется, несмотря на падение спроса на услуги минимизации налогообложения из-за общего сокращения прибыльности компаний, отмечает он. "Спрос на услуги упал, так как сейчас найти бизнес, который генерирует доход и прибыль, очень сложно. Но спрос есть",– уверен директор КУА "Пиоглобал Украина" Григорий Овчаренко.
Сокращение объема "мусорных" бумаг и более жесткий контроль за их обращением вызвали рост стоимости услуг минимизации. "Количество предприятий, регистрирующих выпуски 'мусорных' акций, постоянно сокращается, что вызывает рост их стоимости на теневом рынке,– рассказывает Игорь Стельмахович.– За последние два года цена на них выросла приблизительно в три раза". По словам источника Ъ в ГКЦБФР, раньше за регистрацию технических выпусков эмитенту на рынке платили 0,5% от объема эмиссии, а сейчас – 1%. "Шаги, которые делает ГКЦБФР, приводят к сокращению 'технических' бумаг, и цена на них реагирует адекватно",– говорит гендиректор ИК Concorde Capital Игорь Мазепа.
Возобновление спроса на "мусорные" акции ожидается одновременно с ростом экономики и прибыльности предприятий, то есть не ранее II полугодия, подчеркивает Григорий Овчаренко. "Сначала будут выкупать те бумаги, которые есть на рынке, что приведет к росту цен. Спросом будут пользоваться качественные ценные бумаги. Когда же объем этих бумаг упадет, рынок создаст новые, на что необходимо до шести месяцев",– говорит господин Найман. По его словам, "технические" бумаги приносили 10-кратный доход от стоимости их регистрации (административные затраты на увеличение капитала на 100 млн грн составляют 10-300 тыс. грн), поэтому и дальше будет предложение новых бумаг. Михаил Ройко уверен, что исключить из оборота "мусорные" акции практически невозможно: "До тех пор, пока можно покупать за 1 тыс. грн акции на 250 тыс. грн, этот бизнес будет выгоден. Нужно, чтобы эта дельта сокращалась". К тому же, по его словам, банкротство и ликвидация предприятий в Украине длятся минимум полгода, и акции таких компаний могут быть превращены в "технические" в первую очередь.
"Спрос на фиктивные бумаги остается"
глава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Сергей Петрашко
– Чем объясняется рост эмиссии "мусорных" акций в прошлом году?
– Рынок развивается и находит новые способы получать прибыль. Это касается как тех, кто работает честно, так и тех, кто не очень, кто пытается уклоняться от налогообложения. Участники рынка постепенно отрабатывали механизмы, и объемы зарегистрированных фиктивных ценных бумаг росли годами. Мы отказываем в регистрации таких эмиссий, используя методы, базирующиеся на формальных подходах, потому что из-за несовершенства законодательства не можем прямо отказать в регистрации ценных бумаг.
– Как вы выявляете фиктивные акции?
– Например, у общества с ограниченной ответственностью на балансе два телефона, один сотрудник и уставный капитал 20 тыс. грн. И оно путем реорганизации создает акционерное общество с уставным капиталом 100 млн грн. Его учредители, такие же "пустые" ООО, получив краткосрочный кредит или купив такие же "мусорные" акции и оценив их в тысячу раз дороже, формируют уставный фонд нового акционерного общества. В этой связи можно вспомнить завод "Радар", с которым мы судимся. Его пакет документов отвечает требованиям, но из 500 млн грн капитала 499 млн грн сформированы акциями компании, которая давно ликвидирована, и при этом ее бумаги переоценены в тысячу раз. В итоге завод "Радар" создавался с арендованной площадью 18 кв. м и директором, который по совместительству является директором еще нескольких таких же фантомов. Спрос на "мусорные" бумаги остается, и из-за дефицита их цена существенно выросла. По моим данным, после попадания таких бумаг во второй уровень листинга за их аренду можно получить 3-5% годовых от объема.
– Следует ли ввести ответственность за проведение эмиссии "мусорных" акций?
– За это нужно вводить и материальную, и уголовную ответственность. Некоторые примеры просто вопиющие. Так, мы отказываем в регистрации эмиссии, а нас через суд заставляют выдать свидетельство. После этого мы обращаемся в Генпрокуратуру с просьбой проследить, чтобы этими бумагами не формировались портфели институтов совместного инвестирования, пенсионных фондов, а в прокуратуре спрашивают, почему мы выдали свидетельство такому субъекту. И мы не знаем, что им ответить. У нас около 30 таких судебных решений.
– А как вы боретесь с "мусорными" ценными бумагами, которые уже обращаются на вторичном рынке?
– Нам удалось наладить конструктивное сотрудничество с Государственной налоговой администрацией. Благодаря этому мы можем оперативно реагировать и изымать из оборота "мусорные" бумаги. Схема такова: налоговики обращаются в суд с просьбой ликвидировать юридическое лицо, которое не осуществляет хозяйственную деятельность. Вступившее в силу решение суда налоговая присылает нам, и мы сразу приостанавливаем оборот акций и отменяем свидетельство.
– Каким образом отразится на эмиссии "мусорных" ценных бумаг возобновление экономического роста в стране?
– Это не вопрос возобновления экономического роста, а вопрос контроля со стороны государства. Если полномочия Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку будут урегулированы законодательно, то вне зависимости от роста экономики такое явление, как "мусорные" ценные бумаги, станет невозможным или его объем будет минимизирован.
Всього компаній-членів | 284 | на 29.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 29.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 29.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 29.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 29.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |