Бизнес возьмут в оборот
http://www.depo.ua/ru/delovaja-stolica/2013_ds/iyul_2013ds/29-30-635-636/109378.htm
Министерство доходов и сборов инициирует очередную налоговую реформу. Ее главная цель - увеличить бюджетные поступления. Спасительным кругом для казны на этот раз призван стать налог с оборота, который Миндоходов предлагает внедрить уже со следующего года. Фискальные новации больно ударят по рознице и высокотехнологичным производствам, не задев бизнес именитых представителей партии власти.
23 июля на сайте Миндоходов появился законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс об усовершенствовании налогообложения налогом на добавленную стоимость". За рутинным названием скрывается три новшества.
Во-первых, с 1 января 2014 г. предлагается более чем в два раза снизить ставку НДС: с нынешних 20 до 9% (действующий Налоговый кодекс также предусматривает со следующего года снижение ставки налога до 17%).
Во-вторых, чтобы компенсировать потери от столь существенного уменьшения ставки НДС, вводится новый налог - с оборота. Хотя в самом законопроекте такой термин не упоминается.
Указывается лишь, что плательщики НДС должны дополнительно уплачивать налог в размере 1% от базы налогообложения при поставках товаров на внешние рынки и 2% - при импорте и операциях внутри страны. Причем облагаться будет вся выручка от операции.
В пояснительной записке прямо указано, что дополнительный налог является "компенсационным механизмом", за счет которого удастся не только избежать уменьшения доходов бюджета, но и увеличить их. Причем ни много ни мало - на 22 млрд грн. в год.
И, наконец, третье новшество: налоговики предлагают изменить действующие специальные режимы уплаты НДС для сельхозпредприятий и издательских компаний. Сейчас эти предприятия аккумулируют подлежащий уплате НДС на своих спецсчетах, а не перечисляют в госбюджет. Накопленные суммы могут расходоваться на развитие производства.
В законопроекте же предлагается 10% от собранного на спецсчетах отдавать в госбюджет. "К тому же сельхозпредприятия и издатели должны будут уплачивать налог с оборота на общих основаниях", - отмечает юрист АК "Коннов и Созановский" Ирина Павлюк.
По данным Украинской аграрной конфедерации (УАК), в 2012 г. на спецсчетах отечественных сельхозкомпаний при ставке НДС 20% совокупно было аккумулировано 6,8 млрд грн. (по данным Миндоходов - 14,7 млрд грн). В УАК подсчитали: при ставке НДС 17% эта сумма уменьшится до 5,8 млрд грн., а при ставке налога в 9% - до 3,1 млрд грн. При этом 10% от этой суммы придется перечислять в бюджет.
"Предлагаемые изменения налогообложения уменьшает господдержку аграриев. Результат прогнозируем - снижение конкурентоспособности, а значит, уменьшение объемов экспорта, повышение объемов импорта на продовольственных рынках Украины", - делает вывод заместитель генерального директора УАК Александр Ярославский.
Но в Миндоходе уверены, что законопроект дает достаточную защиту отечественным производителям и от импортной продукции, и от посредников. Ведь импортер заплатит НДС с таможенной стоимости, а затем еще и 2% налога с оборота при продаже товара внутри страны.
Затем при каждой новой продаже товара на него также будет начисляться налог с оборота. Эксперты же увидели в этом угрозу украинской торговле. "Каждое новое звено в цепочке от производителя к потребителю будет платить дополнительные 2%. Размер налога будет зависеть не от прибыльности бизнеса, а от деловой активности в целом.
По словам Татьяны Изовит, исполнительного директора Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности "Укрлегпром", когда год назад руководителям отечественных текстильных и кожевенных предприятий представили концепцию налоговой реформы, оговаривающей введение налога с оборота, производственники встретили такое предложение в штыки.
В этих отраслях, прежде чем появится конечный продукт, сырье и материалы проходят несколько этапов переработки. И в большинстве случаев работу на каждом этапе осуществляют самостоятельные предприятия. Как и в случае с торговлей, налог с оборота приведет к тому, что для покупателя подорожает отечественный текстиль и кожаные изделия.
"Налог с оборота убивает такие сферы, как оптовая торговля и сложные производства, которые зависят от многих мелких поставщиков. Он делает небольшие специализированные предприятия таких отраслей неконкурентоспособными и подхлестывает вертикальную интеграцию. В итоге на каждом рынке останутся несколько крупных структур, которые его монополизируют. Это касается прежде всего машиностроения, пищевой промышленности и легпрома", - говорит старший экономист Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Владимир Дубровский.
Эксперты отмечают, что негативное действие налога с оборота на многозвеньевые цепочки в торговле и промышленности может привести к снижению товарооборота. После чего придется ставить крест на ожидаемых "дополнительных 22 млрд грн." в госбюджет.
"Минимизация обязательств по налогу с оборота возможна только путем сокращения количества налогооблагаемых операций. Самые очевидные варианты - сокращение цепочки поставки или вообще уход в тень, - поясняет Оксана Кобзар, партнер юридической фирмы FELIХ.
Зато от реформирования НДС однозначно выиграют крупные отечественные вертикально-интегрированные холдинги. "Это касается корпораций в таких отраслях, где вертикальная интеграция уже и без того доминирует: металлургия, нефтехимия, производство азотных удобрений. В общем, всех тех, кого, наоборот, стоило бы "подоить", - полагает Владимир Дубровский.
Введение налога с оборота может вызвать и излишнюю напряженность в ходе переговоров Украины с МВФ и ЕС в рамках создания зоны свободной торговли. Фонд категорически против уменьшения ставки НДС до 17%, не говоря уже о "скрещивании" его с налогом с оборота.
По мнению представителей кредитора, кардинальные эксперименты с налогами недопустимы в случае сложностей с наполнением казны. Чтобы решить проблему, достаточно сократить льготы по НДС. В ЕС будут недовольны и повышенной ставкой налога с оборота для импортеров, поскольку это затруднит расширение рынков сбыта для европейских компаний. Возможно, понимая всю неоднозначность предложенных изменений, в Миндоходе не торопят события.
"Слишком рано говорить о том, что мы это будем внедрять в жизнь", - сказал 24 июля Александр Клименко.
Проще не станет
Законопроект предлагает упростить администрирование НДС за счет отмены правила "первого события", что должно сблизить налоговый и бухгалтерский учет, а значит, упростить работу бухгалтеров.
Но при этом возникает следующая сложность: если при методе "первого события" право на отнесение суммы в налоговый кредит возникало либо с момента оплаты, либо с момента получения товара, то, в соответствии с законопроектом, покупателю придется ждать поступления товара.
Из-за этого в налоговый кредит нельзя будет отнести НДС из предоплаты. К тому же вряд ли стоит говорить об упрощении бухгалтерии, если вводится новый налог. Значит, возрастут и затраты на его администрирование, что отнюдь не упростит ведение бизнеса.
"Радует только, что снижение ставки НДС в какой-то мере уменьшит страдания экспортеров с возмещением НДС, но только в части сумм, а не в части простоты возмещения. Упрощенцы от предложенных новаций не пострадают, самые крупные из них уже давно фактически платят налог с оборота", - полагает Оксана Кобзарь, партнер юридической фирмы FELIХ.
Реформы только начинаются
Идея запустить налоговую реформу посетила головы руководства фискального ведомства еще полтора года назад. В августе 2012 г. было обещано представить на суд общественности концепцию налоговой реформы. Этой работой занялся заместитель главы ГНСУ Андрей Игнатов.
Официально заявленная им цель реформы звучала красиво: изменить налоговое законодательство таким образом, чтобы можно было эффективно использовать стимулирующую функцию налогов. Причем речь изначально шла об изменениях не только в бюджетообразующие налоги -НДС и налог на прибыль, но и о нагрузке на фонд оплаты труда.
Но реформаторский зуд пришлось на время унять. Во второй половине 2012 г. Президент затеял перетасовку полномочий между ведомствами экономического блока Кабинета Министров: налоговой службой, таможней и министерством финансов.
Председателю ГНСУ Александру Клименко пришлось вступить в борьбу за портфель главы нового "суперфискального" органа - Министерства доходов и сборов. Вот почему только сейчас стали появляться первые наработки "реформаторских" законопроектов. Всего в этот пакет войдет пять документов, предлагающих изменения в правилах уплаты налога на прибыль, НДС, единого социального взноса и начислений на фонд оплаты труда.
Всього компаній-членів | 283 | на 30.09.24 |
Кількість КУА | 278 | на 30.09.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 30.09.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 30.09.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 30.09.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |