Бестельники
http://business.ua/i894/a25362/
До конца октября все 16 тысяч АО должны перевести свои акции в бездокументарную форму. На середину марта это сделали с десяток обществ
Октябрь 2010 г. будет жарким для украинских акционерных обществ — до 29 октября все их акции, согласно ст.20 Закона “Об акционерных обществах” (далее — Закон об АО), должны быть дематериализованы, т.е. переведены в бездокументарную (электронную) форму. Однако абсолютное большинство отечественных АО не готовы выполнить требования законодательства. И это при том, что о перспективах полного отказа от бумажных акций говорилось лет пять, а 17 сентября 2008 г. был принят Закон об АО (вступил в силу 29 апреля 2009 г.). Тем не менее отечественные АО продолжают выпускать в основном “материальные” ценные бумаги. Например, в 2008 г. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) зарегистрировала 929 эмиссий акций (на 30,3 млрд грн.) в документарной форме и всего 232 — в бездокументарной (на 15,84 млрд грн.). В 2009 г. это соотношение претерпело некоторые изменения: было более 200 документарных и более 160 бездокументарных эмиссий.
Всего, по данным Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД; г.Киев; с 1998 г.; объединяет 577 участников рынка ценных бумаг), на начало декабря 2009 г. из шестнадцати с лишним тысяч украинских АО свои акции в бездокументарную форму перевели немногим более десятка. И есть подозрение, что к октябрю текущего года это количество принципиально не увеличится. В любом случае все АО явно не успеют “дематериализоваться”: процедура перевода акций обществ в бездокументарную форму займет не один месяц (см. “Схема “дематериализации” акций”). “Соблюдение всех установленных ГКЦБФР сроков является одним из важнейших элементов успешности всего процесса, так как нарушение одного из сроков начальных стадий может стать угрозой для дальнейших этапов (“дематериализации”. — Авт.)”, — поясняет Юлия Курило, партнер, директор юридической компании “ЮСТ Украина” (г.Киев; с 2006 г.; 8 чел.). В этой связи президент ПАРД Алексей Кий намерен добиваться установления пятилетнего переходного периода, как это изначально было предусмотрено в проекте Закона об АО. На что, собственно, надеются и большинство украинских акционеров. Председатель правления крупного сельскохозяйственного ЗАО, к которому БИЗНЕС обратился за комментарием, уверен, что у него еще достаточно времени на перевод акций в электронную форму: “С такими вопросами лучше не спешить. Тем более что ближе к дате окончательного перехода схему перевода акций в бездокументарные могут упростить”.
Cхема “дематериализации” акций* |
Впрочем, винить только нерасторопных акционеров нельзя. Их основательно дезориентировала ГКЦБФР. В своем разъяснении №8 от 14.07.09 г. Комиссия сообщила, что всем акционерным обществам все требования Закона об АО в полном объеме необходимо выполнять, лишь начиная с 1 мая 2011 г., в том числе и “положения ч.2 ст.20, касающиеся исключительно бездокументарной формы существования акций”. Действительно, вступивший в силу в апреле прошлого года Закон об АО на перевод акций из документарной формы в бездокументарную отвел два года. Но, как сказано в Переходных положениях Закона об АО, отсчитывать эти два года следует с момента опубликования документа, т.е. с 29 октября. А Госкомиссия отсчитала двухлетний период с даты вступления Закона в силу — с 29 апреля 2009 г.
Таким образом, по мнению опрошенных БИЗНЕСом юристов, ГКЦБФР навела тень на плетень: дезориентировала предприятия и спровоцировала их нарушить не только Закон об АО. Евгений Петрик, директор ООО “Эмкон” (г.Киев; консалтинг в сфере корпоративного управления и раскрытия информации; с 2009 г.), напоминает, что 30.10.09 г. был обнародован Закон “О внесении изменений в Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” относительно порядка действий эмитента и инвесторов”, который тоже предусматривает, что единственной формой хождения акций является бездокументарная. “И эта норма вступает в силу через год после опубликования Закона, т.е. 30.10.10 г.”, — отмечает г-н Петрик.
Посторонние лица
Кстати, по графику ГКЦБФР осуществить дематериализацию акций тоже невозможно: слишком много третьих лиц, с которыми эмитент вынужден будет договариваться, осуществляя этот процесс.
Во-первых, обществу придется уговаривать своих же акционеров. Открытие и ведение счетов в ценных бумагах, хранение акций осуществляется за счет эмитента только на начальном этапе, в дальнейшем акционер вынужден будет оплачивать услуги хранителя из собственного кармана. “Некоторым акционерам это может не понравиться, и они просто откажутся принять решение о дематериализации выпуска акций, не понимая серьезности последствий”, — говорит Владимир Гошовский, председатель адвокатского объединения “Национальная правовая палата” (г.Киев; с 2007 г.).
Во-вторых, после конвертации акций в бездокументарную форму исчезнет необходимость ведения бумажного реестра, и 30 октября 2010 г. рынок покинут регистраторы ценных бумаг. Юристы опасаются, что напоследок регистраторы захотят “выдоить” из обслуживаемых АО все что можно, причем на вполне законных основаниях. Например, перед переводом акций АО в бездокументарную форму регистратор обязан “закрыть” список акционеров и передать его копию другому участнику рынка ценных бумаг — хранителю (с которым АО заранее должно заключить договор) для открытия счетов в ценных бумагах. Сам же регистратор еще пять лет должен хранить первичные документы реестра. И вот на этом регистраторы стараются сейчас заработать по максимуму. Юлия Курило приводит самый свежий пример: “Один из регистраторов потребовал наперед плату сразу за все пять лет хранения реестра. И эмитенту пришлось согласиться”.
Санкции
В связи с вольным толкованием законов ГКЦБФР возникает еще один забавный вопрос: применять санкции за нарушение сроков “дематериализации” Госкомиссия начнет с октября 2010 г. или с апреля 2011 г.? А санкции эти довольно болезненны. Согласно решению ГКЦБФР №2272 от 11.12.07 г., уклонение от внесения изменений в систему реестра облагается штрафом в размере 5-10 тыс нмдг (сейчас — 85-170 тыс.грн.). При повторном аналогичном действии Комиссия вправе запретить размещение (продажу) и оборот акций АО на срок до одного года.
Кроме того, если эмитент нарушил порядок принятия решения о передаче ведения реестра акционеров и (или) порядок передачи ведения реестра, на АО налагается штраф (тоже в размере 5-10 тыс. нмдг), а процедуру перерегистрации такой эмитент должен начать заново. Иными словами, если АО не успело договориться с регистратором и (или) хранителем, его оштрафуют и заставят переоформлять “дематериализацию” по новой. Но что самое забавное, этим же санкциям (по мнению ряда юристов) эмитент может подвергнуться и в случае, если региональный орган ГКЦБФР сам не успеет вовремя оформить документацию. А эти органы таки ничего вовремя не успеют. В пресс-службе ГКЦБФР “обнадежили” корреспондента БИЗНЕСа: “В отделе регистрации эмиссии предприятий Центрального аппарата Госкомиссии всего десяток специалистов, в региональных отделениях (их 24) вообще по 1-2 человека. Как сможем, так и будем успевать”.
Всього компаній-членів | 284 | на 30.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 30.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 30.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 30.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 30.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |