Антинаучный коммунизм
http://www.business.ua/i879/a25245/
На минувшей неделе вступил в силу максимально неряшливый Закон, предусматривающий широчайшие налоговые и прочие льготы для банков
На минувшей неделе был опубликован и вступил в силу “уникальный” со всех точек зрения Закон №1533 “О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса”.
Уникальной была даже процедура его принятия. Первоначально депутаты его приняли (кстати, конституционным большинством) еще 23 июня (см. БИЗНЕС №26 от 29.06.09 г., стр.22, 23). Однако документ оказался настолько безобразно подготовленным, что его даже не стали направлять на подпись Президенту. 22 октября в парламенте состоялось уникальное, опять-таки с процедурной точки зрения, голосование за “устранение неточностей” в ранее принятом Законе! Среди “неточностей” был, например, период действия отдельных норм Закона, который при их “устранении” удлинился на годы… Как бы там ни было, а 19 ноября Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон, датированный 23 июня. Несмотря на то, что и после произведенного “устранения неточностей” он едва ли не только из неточностей и состоит.
Впрочем, одна “точность”, которая перевешивает все прочие, в Законе содержится.
По большому счету, протолкнутый банкирским лобби Закон создал уникальные условия для одного из видов экономической деятельности в Украине. Он, по сути, освобождает (!)
банки от уплаты налога на прибыль и предусматривает для них ряд других льгот.
Вопреки экономической теории и здравому смыслу, у нас теперь базисом экономики, надо полагать, являются именно банки. Производственная же сфера, прочие отрасли вторичны и, видимо, должны считаться надстройкой…
В частности, в соответствии с изменениями в Закон о налогообложении прибыли до 01.01.11 г. банки смогут включать в состав валовых расходов 100% (с 01.01.11 г. — 80%) совокупного размера страхового резерва, сформированного для возмещения убытков по всем видам кредитных операций. Дабы не платить налог на прибыль (подчеркнем: вообще не платить!), наверное, одной этой нормы было бы достаточно. Однако авторам этого показалось мало. Поэтому в том же Законе появилась еще и норма, в соответствии с которой до 01.01.11 г. (причем с 01.01.09 г., т.е. “задним числом”) “для банков-резидентов датой увеличения валовых доходов от осуществления кредитных операций является дата получения таких доходов”. То есть если для всей экономики (надо полагать, не пострадавшей от кризиса) при определении валового дохода продолжает действовать правило первого события, то в отдельно взятой банковской сфере (как особо пострадавшей) строится своеобразный коммунизм. Более того, доходы по кредитным операциям, начисленные с 01.01.09 г. по 31.12.10 г., но не полученные к 01.01.11 г., будут включаться в валовой доход по дате их фактического получения. Значит, не исключено, что и в четвертом тысячелетии!
Нельзя сказать, чтобы банки и ранее так уж сильно раскошеливались при уплате налога на прибыль. И все же в благополучном 2007 г. они перечислили в госбюджет 2,3 млрд грн., или около 6,7% общих поступлений этого налога в 2007 г. Собственно, это и есть цена вопроса.
На фоне таких новшеств о прочих (освобождении от НДС операций банков с залоговым имуществом, снижении минимального размера уставного капитала на день регистрации банка до 75 млн грн. (ранее EUR10 млн), упрощении порядка возмещения сумм безнадежной задолженности за счет страховых резервов и т.д.) можно было бы и не упоминать, если бы они не дополняли картину построения коммунизма в банковской сфере.
Впрочем, порадовала не только суть внесенных изменений, но и их качество. Ко всяким чудесам в украинском законодательстве вроде бы и не привыкать. Однако наличие в Законе о налогообложении прибыли двух (!) подпунктов 7.9.7 (хорошо хоть одинакового содержания) или отсутствие подпункта 12.2.4 при наличии подпункта 12.2.5 — это круто! Как такое могло произойти? Видимо, невероятные материальные перспективы от протаскивания Закона доводили его авторов прямо-таки до умопомрачения. Депутатам не до подобных мелочей. А Президент, видимо, коллег по бывшему роду своей деятельности (Закон активно “толкал” один из немногих приближенных, так от него и не отдалившихся, — Станислав Аржевитин) обижать не стал (полностью текст Закона см. в “Бухгалтерии” №48).
Инна Журавская,
редактор газеты “Бухгалтерия”:
— Ряд изменений внесены в Закон о налогообложении прибыли в целях улучшения финансового состояния банков и небанковских финучреждений. При этом промышленность, которая гораздо больше, чем банковская система, нуждается в финансовой поддержке, может только мечтать о таких тепличных налоговых условиях.
В частности, существенно расширена база для расчета страхового резерва, размер которого относится в состав валовых расходов. До 1 января 2011 г. банкам позволено относить в состав валовых расходов 100% сформированного страхового резерва, причем с 1 января 2009 г. Небанковские финучреждения тоже получили право, начиная с 1 января 2009 г., относить в состав валовых расходов 80% совокупного размера страхового резерва. В Законе “О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте” восстановлен 90-дневный срок для расчетов по экспортным и импортным операциям резидентов вместо 180-дневного срока, который был установлен в 2007 г.
Всього компаній-членів | 284 | на 28.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 28.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 28.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 28.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 28.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |