Александр Савченко: «В будущем году следует готовиться к более сильным колебаниям валютных курсов»
Заместитель председателя правления НБУ Александр Савченко рассказал «i», почему Нацбанк не поддерживает курс гривни на межбанке и какие трудности ожидают банкиров и предпринимателей в будущем году.
Вопрос: Александр Владимирович, что сейчас происходит на межбанковском рынке? Что является основной причиной роста курса доллара?
Ответ: Причин на самом деле несколько. Во-первых, это отток спекулятивного капитала нерезидентов с фондового рынка и из депозитов. Его мы оцениваем в несколько сотен миллионов долларов в месяц. Во-вторых, продолжает активно скупать валюту на рынке НАК «Нефтегаз Украины». По всей видимости, компания спешит рассчитаться за поставки энергоносителей с «Газпромом» для усиления позиций украинской правительственной делегации в Москве (на кону переговоров — цена газа в 2009 г.). В-третьих, как и всегда при росте курса доллара, экспортеры начинают сдерживать продажу валютной выручки, а импортеры, наоборот, стремятся купить побольше.
В: Почему Нацбанк не выходит на рынок и не поддерживает курс гривни? Ведь такой шаг полностью вписывается в антиинфляционную политику Центробанка и позволил бы абсорбировать часть гривневой массы.
О: Первая причина, по которой мы воздерживаемся от выхода на межбанковский рынок, состоит в том, что мы считаем происходящее давление на гривню на валютном рынке временным явлением. Возьмем, например, выход нерезидентов с украинского фондового рынка и из банковских депозитов. К такому решению их подталкивают рейтинговые агентства, которые необоснованно понижают рейтинговые оценки Украины и делают беспочвенные заявления о проблемах ликвидности в банковском секторе. Если иностранные инвесторы доверяют таким непрофессиональным оценкам и торопятся выводить свои капиталы за рубеж, то должны платить за выход из гривни адекватную цену. При этом Национальный банк не намерен тратить золотовалютные резервы для поддержания доходности операций нерезидентов-спекулянтов.
Вторая причина, по которой НБУ не выходит на рынок,— это стремительно растущий импорт. По нашим оценкам, год мы закончим с объемами импорта около $100 млрд. И хотя золотовалютные резервы у нас тоже растут, но не такими стремительными темпами, как импорт. В текущих условиях поддерживать курс гривни — означало бы стимулировать еще больший приток импортных товаров, расходуя на это золотовалютные резервы. Согласитесь, это нелогично. Владимир Стельмах неоднократно заявлял, что НБУ готов поддерживать импортеров только по критическому импорту — нефть, газ…
И, наконец, третья, более глобальная причина — это проведение правлением НБУ политики, направленной на сокращение его участия в торгах на межбанковском валютном рынке. Мы еще раз хотим повторить, что плавающий курс полезен для всех субъектов экономической деятельности. Текущую ситуацию можно считать даже элементом обучения, которое очень полезно для подготовки компаний и населения к режиму плавающего курса.
Я хотел бы еще раз отметить, что в ближайшем будущем нас могут ожидать гораздо более серьезные колебания курса гривни, и экономика должна быть к ним готова. Сглаживание курсовых волн, на чем до недавнего времени концентрировался Национальный банк, нерационально в условиях глобального финансового кризиса. Мировая экономика уже вошла в кризисное состояние, которое может продлиться не один год. При этом фундаментальные пропорции соотношения валют на мировых рынках будут изменяться. Покамест Европейский центробанк увеличил рефинансирование конкретных коммерческих банков на EUR30-40 млрд. То есть увеличил денежную массу в евро. В Англии аналогичная ситуация. Как только конгресс США утвердит план Полсона, и выделит из бюджета на спасение американской финансовой системы сотни миллиардов, долларовая денежная масса вырастет еще больше. Однако и без этого плана Федеральная резервная система начала массированную поддержку банкам США: кредитные аукционы выросли со $150 млрд. до $300 млрд.! Причем кредиты выдают на три месяца. Более того, ФРС начала кредитовать центральные банки других стран: ЕС — $240 млрд., Англии — $80 млрд., Японии — $120 млрд., Швейцарии — $60 млрд. То есть в свою очередь поддерживают свои коммерческие банки. Какими в такой ситуации будут ставки и политика центральных банков развитых экономик, предсказать никто не может. Поэтому расходовать резервы в такой ситуации НБУ считает нецелесообразным, намного разумнее сейчас поддерживать гривневой ликвидностью свои банки.
В: Каковы прогнозы НБУ по платежному балансу на конец текущего года?
О: Платежный баланс в целом остается положительным, и на конец года мы будем иметь позитивное сальдо. Мы начали год с объемом золотовалютных резервов примерно $32 млрд., на сегодня имеем $38 млрд., и они продолжают расти. Это позволяет нам утверждать, что курс гривни в ближайшее время будет оставаться относительно стабильным, причем фактический межбанковский курс будет сближаться с официальным курсом НБУ.
В: Как вы расцениваете стремительный рост котировок беспоставочных форвардов на гривню? Годовые NDF котируются уже по 6,10-6,15 грн./$1.
О: Мы считаем этот рынок виртуальным, потому что любые сделки на нем можно отыграть обратно уже на следующий день (перепродать форвард), потому что это беспоставочный инструмент. Поэтому ориентироваться на лондонский рынок NDF Нацбанк не намерен. Форвардные и фьючерсные рынки должны работать в Украине — на фондовых биржах. Мы рассматриваем возможность предоставить биржам лицензию на проведение валютных операций по фьючерсным валютным контрактам, которые будут подкреплены реальными договорами о поставках товара или выполнении услуги. Такими договорами будут депозитные и кредитные соглашения, а также импортные и экспортные контракты. Планируется ввести минимальный порог входа на этот рынок и другие требования как к участникам, так и к самим операциям. Такие жесткие ограничения мы должны ввести для того, чтобы не допустить на рынок чистых спекулянтов, которые смогут манипулировать ценами и курсами с помощью схемных операций. На сегодня две биржи готовят свои предложения по запуску рынка фьючерсов — УМВБ и ПФТС. Если они смогут разработать качественное методологическое и программное обеспечение, мы не видим препятствий для работы с фьючерсами на этих биржах. Рынок валютных фьючерсов можно запустить в рамках регулирования Нацбанка с учетом регулятивных требований ГКЦБФР. В результате мы получим эффективный инструмент хеджирования валютных рисков.
В: На ваш взгляд, не является ли резкий рост котировок NDF по гривне, скачок цены на CDS по еврооблигациям Украины и агрессивное поведение рейтинговых агентств попыткой искусственной дестабилизации финансовой ситуации в Украине? Казахстан через подобные попытки проходил в минувшем году.
О: Да, мы видим попытки спекулятивной атаки на украинский финансовый рынок. Причем, наибольшее удивление для нас представляет необоснованное снижение рейтингов от международных агентств. Фундаментальных проблем в украинской экономике на сегодня нет: сохраняется высокий рост ВВП, удалось сдержать инфляцию, золотовалютные резервы растут. Оценивая выводы рейтинговых агентств, мы обнаружили, что некоторые расчетные показатели в несколько раз отличаются от реальных данных, многие подсчеты проведены некорректно. Поэтому мы будем сначала публично, а потом, возможно, и через суды доказывать небрежность в расчетах рейтинговых агентств. Впрочем, на мой взгляд, первым в суд на них подаст правительство США. В результате уже в будущем году большинство агентств может прекратить существование…
В: Какой смысл в возможной спекулятивной атаке на Украину вы видите?
О: С каждым годом наша страна становится все более весомым игроком на экспортно-импортном рынке, а также на рынке прямых инвестиций. По размеру прямых иностранных инвестиций на развивающихся рынках Украина в этом году вышла на пятое место. Причем, если на других развивающихся рынках наблюдается отток финансового капитала, то у нас сохраняется положительная динамика. Если тренд сохранится, то приток прямых иностранных инвестиций в этом году превысит $10 млрд. Возможно, это и стимулирует информационную атаку на украинскую финансовую систему — чтобы устранить конкурента на рынке капитала. Однако в этом году я не вижу серьезных экономических и финансовых рисков для Украины, если только мы сами их не создадим. С этой точки зрения было бы правильно народным депутатам и другим государственным деятелям прекратить давать публичные оценки ликвидности банковской системы, достаточности резервов валюты для преодоления последствий кризисных явлений в США и Европе. Только правление НБУ и его глава могут публично давать свои оценки банковской системе в такой кризисной обстановке.
В: Смогут ли украинские банки выполнить свои внешние обязательства в текущем году? По данным совета НБУ эта сумма превышает $5 млрд.
О: По нашим оценкам, у банков не будет больших сложностей с погашением своих обязательств. Часть из названной вами суммы долга будет пролонгирована, часть — погашена. При этом я бы хотел подчеркнуть, что для украинских банков $5 млрд. — это незначительная сумма. Такой ресурс легко можно привлечь на внутреннем рынке у населения через повышенные депозитные ставки. Однако и НБУ готов поддержать банки и, прежде всего, снять ограничения по предельным ставкам привлечения внешних займов. Вскоре кредиты сроком до одного года банки смогут привлекать по ставке не выше 11% годовых. Для долгосрочных же кредитов ограничения по ставке будут полностью сняты. Если и эти меры не помогут снять напряженность на финансовом рынке и банки будут испытывать недостаток валютной ликвидности, Центробанк пойдет на снижение ставки резервирования по краткосрочным займам (сейчас банки обязаны резервировать 20% по кредитам сроком до 180 дней). Кроме того, мы намерены поддерживать краткосрочную ликвидность банков на достаточном уровне, чтобы гарантировать адекватное кредитование растущей экономики. Пример Проминвестбанка здесь более чем показателен.
В: Какие риски ожидают украинскую экономику в 2009 г.?
О: Основной проблемой будущего года станет дефицит текущего счета и необходимость его рефинансирования с помощью прямых иностранных инвестиций и кредитов. Если глобальный финансовый кризис в следующем году продолжится, мы можем столкнуться с серьезными рисками девальвации гривни. Чтобы их снизить, нужно сдерживать кредитную активность банков, особенно в сегменте потребительского кредитования за валюту. Без такой коррекции темпы роста реальных доходов населения будут намного отставать от темпов роста кредитования, что рано или поздно приведет к неплатежам по кредитам, как это случилось в США и Англии. Поэтому согласно нашим расчетам оптимальный рост кредитных портфелей банков должен быть примерно на уровне темпов роста доходов населения. Также правительство и Нацбанк должны способствовать замедлению темпов прироста импорта посредством курсовой, кредитной и промышленной политики.
В: Между тем политика НБУ по увеличению верхней границы ставок по внешним займам и короткому рефинансированию коммерческих банков стимулирует перераспределение кредитования от экспортеров к импортерам. Вам не кажется, что такая тенденция противоречит политике по сдерживанию импорта?
О: К сожалению, Нацбанк и сейчас, и в будущем не может обеспечить банки длинными финансовыми ресурсами через механизм рефинансирования. Новая монетарная политика возможна исключительно в режиме инфляционного таргетирования, который подразумевает краткосрочное рефинансирование и абсорбирование денежной массы через депозитные сертификаты. Кроме того, для активного рефинансирования банковской системы просто не хватает адекватной залоговой базы. В текущих условиях таким залогом могут быть только облигации госзайма. Однако общий объем ОВГЗ в портфелях банков пока очень мал, тогда как для полноценного рефинансирования необходимо как минимум 20-25 млрд. грн. полноценных залоговых ценных бумаг. Использование в качестве залогов корпоративных ценных бумаг возможно только при наличии прозрачной биржевой системы, которая бы давала справедливую рыночную оценку ценным бумагам. Поэтому для запуска механизма полноценного рефинансирования комбанков необходимо прежде всего реформировать фондовые биржи и технологии их торгов. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть вхождение в капитал какой-либо биржи Нацбанка или правительства на уровне 25-50%+1 акция. Такое вхождение не только обеспечит адекватный механизм торгов, но и повысит объективность оценок той или иной ценной бумаги.
В: Насколько я понимаю, это задача долгосрочная. А экспортерам длинные ресурсы нужны сегодня. Как им получить их?
О: В Украине до сих пор не создано агентство по страхованию и гарантированию экспорта, отсутствует четкая стратегия работы Укрэксимбанка. По моему мнению, этот банк должен сконцентрироваться исключительно на кредитовании экспортеров при активной капитализации со стороны государства. Правительству следует больше внимания уделить созданию инфраструктуры для экспортно ориентированных отраслей экономики. Допустим, нормы ВТО запрещают оказывать прямую поддержку сельхозпроизводителям. Но ведь никто не мешает «обеспечить» сельскому хозяйству доступ к качественным дорогам, складам, портам. Такие же инфраструктурные проекты необходимы металлургам и химикам. Только такой промышленной политикой можно увеличить объемы украинского экспорта и снизить давление на платежный баланс. Длинные ресурсы экспортерам должно предоставлять правительство через госбанки. Кроме того, длинные ресурсы банки могут получить через накопительное пенсионное обеспечение (создание которого все откладывается), международный банк развития (если он будет создан)…
В: Исходя из политической ситуации, в 2009 г. на подобные качественные изменения надеяться не приходится. К чему готовиться?
О: К сожалению, да. В будущем году мы приблизимся к критической точке дефицита текущего счета платежного баланса, которую я вижу на отметке 8% ВВП. При текущих темпах роста ВВП на конец 2009 г. нам будет нужно приблизительно $20-25 млрд., которые необходимы для его рефинансирования за счет кредитов и инвестиций. Если же глобальный финансовый кризис будет усугубляться, отношение кредиторов к развивающимся рынкам и приток капитала в Украину может быть ограничен. Мы уже наблюдаем спад темпов роста в экономиках-инвесторах в Украину России, США, Германии. Соответственно можно ожидать сокращения поступлений валюты из этих стран.
В результате покрывать дефицит текущего счета платежного баланса придется либо за счет девальвации гривни, либо за счет золотовалютных резервов. Идти против тренда и тратить резервы на покупку некритического импорта как я уже говорил, НБУ не намерен. Поэтому в следующем году усилится роль государства, особенно правительства. Страна нуждается в форсированных экономических реформах, без них проблемы будут только нарастать.
Александр Владимирович Савченко родился 4 мая 1958 г. Доктор экономических наук, профессор. В 1981-1991 гг. преподавал и занимался научной деятельностью в КНЭУ, Киево-Могилянской академии, Гарвардском университете (США), Лондонской школе экономики (Англия). 1993-1996 гг. — исполнительный директор по Украине, Беларуси, Молдове, Армении и Грузии ЕБРР. 1996-1999 гг. — предправления АКБ «Австрия Кредитанштальт Украина». 1999-2005 гг. — предправления АКБ «Международный коммерческий банк». С 2005 г. — зампредправления НБУ.
Беседовал Александр ДУБИНСКИЙ
http://www.eizvestia.com/thematical/full/40673
Всього компаній-членів | 284 | на 24.11.24 |
Кількість КУА | 278 | на 24.11.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 24.11.24 |
Кількість ІСІ | 1819 | на 24.11.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 24.11.24 |
Кількість СК* | 1 | на 30.09.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 660 220 | на 30.09.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 087 | на 30.09.24 |