Актуальные вопросы аграрных расписок
http://blog.liga.net/user/mkrivoshey/article/24309.aspx
Этот инструмент финансирования аграриев пришел к нам из Бразилии. На всем онлайн пространстве писали о работе украинских специалистов по изучению опыта применения аграрных расписок в этой стране – первоисточнике.
Есть только одно существенное отличие. Аграрные расписки призваны покрывать хроническую нехватку оборотных средств в секторе малого и среднего сельско-хозяйственного бизнеса, скажем, в хозяйствах с угодьями от 400 Га до 10 000 Га.
Расписки часто сравнивают со схемами вексельного кредитования, хотя они не считаются ценной бумагой по украинскому законодательству. Если у фермера не хватает средств на посевной материал, удобрения или дизтопливо для посевной, и права на сельхозземлю оформлены в соответствии с законом, он может получить финансовый или товарный кредит минуя банк под нотариально оформленную аграрную расписку.
Хитрость заключается в гибкости формулы, о которой договариваются кредитор и заемщик в отношении расчета объемов будущего урожая в счет погашения долга.
Расписка может свободно покупаться и продаваться вплоть до срока исполнения обязательств по ней.
Удобно. Эффективно. Однако, в нашей стране за более чем три года существования Закона об аграрных расписках, этот инструмент не прижился массово, и его применение, скорее, редкость чем правило.
Причин несколько.
Во-первых,
Техническая поддержка функционирования реестра аграрных расписок до сих пор оставляет желать лучшего. К реестру подключено только 4 области – Полтавская, Черкасская, Харьковская и Винницкая. Это проблема государственного финансирования, на которой концентрироваться в рамках данной статьи нет смысла.
Во- вторых,
Банкам не выгодно использовать этот инструмент, ни для формирования портфельных инвестиций, ни для кредитования, поскольку НБУ до сих пор не определили специального порядка работы с данным инструментом. Залог имущественных прав на урожай по аграрной расписке не снижает кредитного риска. Подготовленный НБУ проект положения об определении банками размера кредитного риска по кредитам, предоставленным малым агропредприятиям, будет значительно высоким, и будет ощутимо давить на капитал банка.
В- третьих.
До сих пор ГФС не определилась с основными подходами определения способа исчисления налоговой нагрузки по операциям с аграрными расписками. Как результат, налогоплательщики, осуществляющие данный вид операций, вынуждены обращаться за индивидуальными налоговыми разъяснениями, чтобы снизить риски необоснованного применения санкций со стороны фискальных органов.
Эксперты с интересом ожидают статистики относительно надежности или повышенных рисках применения данного инструмента для инвесторов в текущем сезоне.
Очевидно, что малый и средний бизнес в сельскохозяйственной отрасли в Украине не способен самостоятельно без поддержки государства воспользоваться преимуществами аграрных расписок для покрытия дефицита оборотных средств.
Всього компаній-членів | 283 | на 09.10.24 |
Кількість КУА | 278 | на 09.10.24 |
Кількість адміністраторів НПФ | 16 | на 09.10.24 |
Кількість ІСІ | 1815 | на 09.10.24 |
Кількість НПФ* | 53 | на 09.10.24 |
Кількість СК* | 1 | на 31.07.24 |
Активи в управлінні КУА, млн грн | 648 280 | на 31.07.24 |
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн | 3 112 | на 31.07.24 |