10 шагов, которые правительство Яценюка должно сделать прямо сейчас

04 грудня 2014
Виталий Сыч, Новое Время, 04.12.2014

http://nvua.net/opinion/sych/10-shagov-kotorye-novoe-pravitelstvo-yacenyuka-dolzhno-sdelat-pryamo-seychas-23605.html

У правительства есть все для радикальных реформ - общественная поддержка, большинство в парламенте и поддержка Запада. Если не сейчас, то когда? (Вместе с Александром Пасховером)

Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили советует проводить радикальные реформы сразу же после прихода к власти, в первый же год. Тогда отдача от непопулярных мер будет ощутимой на четвертый и пятый год, и у реформаторов будет возможность переизбраться на новый срок. Это рекомендация применима не только к президенту Петру Порошенко, но и правительству, да и самому Арсению Яценюку, которому не чужды политические амбиции.

Сейчас у власти есть все возможности для реформ – огромная общественная поддержка, конституционное большинство в парламенте и поддержка Запада. Есть и не менее важные стимулы – внешняя угроза и близость экономического краха. Если не провести радикальные реформы сейчас, возможно, их уже не придется проводить никогда. И также возможно, что 2015-й станет самым важным в истории независимой Украины.

Революция уже вышла за пределы Майдана и постучалась в двери Кабмина. Теперь она должна пройти по всем его коридорам в Киеве и перекинуться в провинцию.

Посоветовавшись с компетентными специалистами, НВ сформулировало 10 пунктов, к реализации которых Кабмин должен приступить уже сейчас. Иначе будет поздно.

1. Тотальная смена кадров во всей исполнительной власти

Кадровые изменения, которые произошли на уровне министров, должны спуститься вниз и охватить всю вертикаль власти, включая среднее и низшее звено чиновников. Количество чиновников должно быть резко сокращено – не на 20%, а в разы, а их зарплаты так же резко увеличены. Очевидно, что зарплаты в 3-4 тыс. грн не являются привлекательными компенсациями для профессионалов в столице. Оплата труда должна быть сопоставима с частным сектором. В министерствах должна появиться конкурентная система отбора кадров с аналогом настоящих HR-служб.

Долгое время власть и корпоративный сектор существовали в параллельных реальностях, и это должно измениться. Эксперты считают, что неплохо вовлечь во властные структуры волонтеров, доказавших свою эффективность. Это должно зарядить исполнительную власть энтузиазмом.

Революция уже вышла за пределы Майдана и постучалась в двери Кабмина. Теперь она должна пройти по всем его коридорам в Киеве и перекинуться в провинцию

Мы не очень верим в то, что точечные кадровые изменения могут изменить качество власти. Штат некоторых или многих ведомств, таких как ГАИ, или дорожная полиция в новом варианте, должен быть полностью распущен, а новые люди наняты с нуля с новыми зарплатами, полномочиями и задачами. Некоторые могут быть взяты на службу вновь. Это выглядит радикально, но такой метод уже доказал свою эффективность в других странах.

2.Обрезание бюрократии

Отечественная бюрократия бессмертна. За последние 16 лет ее пытались укротить и сократить много раз. Вышло наоборот. В 1999 году Украину обслуживало 193 тыс. чиновника. В 2004-м – 251 тыс. В 2014-м - 274 тыс. Количество чиновников в Украине - втрое выше в пересчете на душу населения, чем в Польше, и вдвое выше, чем в США.

Как сказал старший экономист CASE Украина Владимир Дубровский, все попытки по сокращению госаппарата были провальными, потому что сокращали людей, а не функции. Функции оставались и перераспределялись.

За эти годы отечественная бюрократия возомнила себя правящим классом, обложила бизнес неслыханным количеством бестолковых запретов и ограничений, которые держат всю деловую Украину в черном теле бесчисленными проверками, штрафами, инструкциями, постановлениями.

Поэтому необходимо не создавать новые министерства и ведомства, а упразднить неэффективные структуры, которые дублируют функции друг друга. Согласно индексу Worldwide Governance Indicators (Индикаторы государственного управления), по уровню качества госуслуг и работы госслужащих украинская модель одна из самых отсталых в мире. В Уганде, Сальвадоре, Тринидад и Табаго ситуация с госуправлением обстоит гораздо лучше. Если бы на карте мира не было таких стран как Таджикистан, Туркменистан, Афганистан и Бангладеш, Украина бы прилипла ко дну этого рейтинга.

3.Реальное истребление коррупции, а не имитация борьбы

Кому в этой стране нужно дать взятку, чтобы он наконец-то начал бороться с коррупцией? От этого национального позора страну не спасла даже кровь героев Майдана. В свежем ежегодном индексе Transparency International - Восприятия коррупции Украина сохранила за собой позорное место в числе самых нечистоплотных экономик.

В истории нет примера, чтобы коррупция ушла из страны сама по себе. Нет примеров, чтобы взяточничество прекратилось без жестких мер власти — административных взысканий, уголовных преследований, больших и малых тюремных сроков, ареста счетов и возврата награбленного в казну. Чудес не бывает. Имитация борьбы с коррупцией обернется неминуемым наказанием.

Нужна персональная ответственность высшего должностного лица, например президента, за состояние дел по выявлению коррупции и борьбе с ней. Президенту прямо подчиняется Антикоррупционное бюро и отвечает своим рейтингом, репутацией, именем, креслом за каждое его действие или бездействие. Напомним, слом коррупции в Грузии случился после 5 тыс. посадок нечистоплотных чиновников и мошенников.

4. Жесткая экономия расходной части бюджета

Дефицит госфинансов в 2014 году превысит 10% ВВП. Такой дыры в бюджете страны еще не было никогда. Идеальный выход из кризиса – увеличить доходы в бюджет. Но теми методами, какими сейчас пытаются наполнить казну, терроризируя бизнес, облагая его надуманными штрафами, многочисленными налогами, можно лишь ускорить гибель экономики.

Начните с себя. Лишите себя всех льгот и преференций. Сократите финансирование деятельности Администрации президента и Государственного управления делами.

Необходимо тотально урезать расходы многочисленным госконтролерам. Еще лучше - упразднить минимум половину из 70 ведомств, что заняты госконтролем. Это даст вам моральное право оптимизировать траты в социальном секторе и повысить тарифы на газ украинской добычи, которым пользуется жилой сектор.

5.Сдаться на милость судебной системы Британии

Доверие бизнеса к судебной системе Украины на нижайшем уровне. Об этом свидетельствует ежегодное исследование Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА). Показатель судебного индекса ЕБА в этом году составил 2,21 балла, в прошлом году он был чуть ниже - 2,02 балла. Если не сломать этот тренд, все остальные реформы – бесполезны.

За эти годы отечественная бюрократия возомнила себя правящим классом

Украинские суды – ключевое препятствие инвестиционной привлекательности национальной экономики. В беседе с НВ ныне покойный грузинский реформатор Каха Бендукидзе предложил радикальный путь решения проблемы.

«Идеальное решение для Украины — стать частью Британского Содружества, сделав наивысшей инстанцией Королевский суд Лондона, — считал Бендукидзе. — Это двухступенчатая система, которая замыкается не на Верховном суде Украины, а на автономном суде. Для этого можно создать специальные зоны, где будут действовать суды, не подотчетные судебной системе Украины».

Такой подход, который мы полностью поддерживаем, применялся в Сингапуре — в течение 20 лет после обретения независимости там признавалось верховенство Британского Королевского суда.

6.Полная независимость от импортного газа

В этом году Украина превзошла саму себя. На покрытие убытков Нафтогаза пошло 103 млрд грн из бюджета. Это 75% всего дефицита бюджета. Это 7% ВВП. Это капитуляция отрасли. Кроме этого, мы ежегодно платим примерно $ 16 млрд в год за импортный газ и затем немилосердно тратим его. Это еще минус 15-16% ВВП – больше, чем полученная и обещанная помощь от МВФ.

Но нужен ли нам в таких количествах дорогущий газ?

Сколько точно нам нужно топлива, не знает никто, ведь около 80% домохозяйств не имеет ни счетчиков тепла, ни газа. Это одна дыра, в которую утекает газ.

При сжигании каждых 100 тыс. куб. м газа для обогрева жилья 45 тыс. куб. м мы теряем только при доставке тепла. Из того, что заползло к нам в квартиры, еще 30 тыс. куб. м ушло через холодные стены, дырявые подъезды и прохудившиеся окна. И это вторая дыра. То есть из 16 млрд куб. м газа собственной добычи, что идет населению, — 13 млрд куб. м мы теряем.

Поставьте страну на счетчик, разверните программу господдержки утепления зданий. Включите немонетарные компенсаторы (например, каникулы на квартплату) для тех, кто утепляет жилье, ставит современные окна и т.д. И вы сделаете широкий шаг к энергоэффективности своей страны.

7.Пенсионеры – ключевые игроки фондового рынка

Объем ежегодных выплат Пенсионного фонда Украины - 17% от ВВП. Это - континентальный рекорд по скорости проедания государственныхсредств. Для примера, в Греции эта цифра составляет 12,6% ВВП, в России – 9,4%, Великобритании – 6,7%. Ситуацию усугубляет демография. 30,8% граждан Украины – пенсионеры. В Италии – 16,7%, Германии – 17,2%, во Франции – 20%.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могут освободить украинскую экономику от лишних трат. Они способны накапливать длинные ресурсы и за счет них финансировать корпоративный сектор. Следует наконец-то ввести второй уровень пенсионного обеспечения, сократить отчисления в общий котел и начать накапливать будущие пенсии граждан на персональных счетах.

Эти меры вызовут к жизни рынок ценных бумаг. Приблизительно по такому сценарию был создан вполне успешный проект – Варшавская фондовая биржа. Пенсионная реформа в Польше стартовала в 1999 году. Один из ее аспектов требовал от каждого работающего поляка в возрасте от 30 лет платить 12,2%, а не 19%, как раньше, в государственный пенсионный фонд, а 7,3% - перечислять на личный накопительный счет в НПФ (новая норма - 2,3%).

За первых четыре года было создано 16 НПФ, которые управляли около 45 млрд злотых (более €10 млрд). Еще через три года денежная масса возросла до €29,5 млрд, а к 2011-му - превысила €50 млрд.

Польша легко прошла все последние кризисы. Ее валюта крепка, экономика – развивается. Украине ничто не мешает повторить этот путь.

8. Привлечение иностранных инвестиций

Работа с иностранными инвесторами должна стать одним из приоритетов работы правительства. Причем, не такой работы с инвесторами, к которой привыкли в правительстве – на входящих звонках, а проактивной – спросите у агрессивных «продажников».

Иностранные инвестиции стали основным двигателем роста во многих странах, в том числе бывшего соцлагеря. Прямые иностранные инвестиции на душу населения с 1991 года в Украине составили $1.388, во то время как в соседней Польше - $6.472, а в Чехии и вовсе - $13.569.

Украинское правительство должно приглашать иностранные компании работать в страну, рассылать письма с предложениями, приглашать владельцев и СЕО компаний на встречи в Киев, делать им предложения, проводить роуд-шоу в финансовых столицах. Заняться этим могла бы небольшая группа людей со знанием английского – это важно, до этого у нас подобные направления курировали люди с уровнем знания языка «английской со словарем» - и пониманием того, как найти в Google контакты компаний.

Бывший премьер автономной республики Аджария рассказывал, что он буквально бегал за инвесторами. И у него все получилось: cегодня Батуми выглядит куда более современным, чем раньше. 

Начать можно с извинений перед британским банком HSBC, который планировал вложить около $1 млрд в розницу в Украине, но в течение 11 месяцев не смог получить лицензию в НБУ. Также извиниться следует перед шведской компанией IKEA, которая плюнула на Украину после долгих лет поиска участка под строительство первого ее магазина в Киеве, и американским сельхозгигантом Monsanto, который так и не смог найти участок под строительство завода в Винницкой области. Все они, как и многие другие, должны получить приглашение работать в Украине вновь. 

9. Быстрый переход на электронный документооборот

Онлайн-трансакции делают все процессы прозрачными, понятными, быстрыми. Они минимизируют зону действия коррупции и избавляют от лишних чиновников. Все – от очереди на жилье в Киеве до аукционов на землю и подачи заявки на субсидию – должно быть только в электронном виде.

В Эстонии врач не выписывает рецепт на бумаге. Он вносит его в единую информационную систему, к которой подключены все аптеки и больницы. Затем пациент в любой аптеке Эстонии по рецепту покупает лекарство.

Каждый эстонец по достижении 15-летнего возраста получает свой главный в жизни документ – электронную карту с чипом. Это не просто его удостоверение личности, это вещь, с помощью которой он будет в жизни делать все.

Эстонцы решили главный вопрос – как сделать электронную идентификацию личности и благодаря этому перевели – внимание! – 99% всех процессов в бизнесе, общественной и политической жизни в электронный вид. Можно купить билет и поехать записать, как они это сделали. Лететь два часа, и эстонцы не откажут.

10. Переехать в нормальные офисы

Все, кто был в зданиях Кабмина и Администрации президента, признают, что это невероятный совок. Портреты советских дядек в позолоченных рамах на стенах, длинные пустые коридоры с дорожками, как в купе поездов, огромные индивидуальные кабинеты с множеством телефонов без циферблатов на столе. Дикость, неудобство и дискомфорт работы в таких местах признают все новые люди, которые пришли работать во власть. 

Правительство должно наконец выехать из здания Совета народных комиссаров на улице Грушевского, где по коридорам бродят советские тетки с прическами из сахарной ваты. Чиновники должны покинуть свои языческие дохристианские кабинеты с портретами божеств и стульями в стиле Людовика XIV и переехать в какой-то бизнес-центр с удобными рабочими местами и ковролином на полу. А здание в стиле сталинского ампира можно предложить Хилтону или Марриотту. Путь сделают там реконструкцию, хорошее место для отеля. Возможно, это наш фетиш, но это важнее, чем может показаться.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 04.10.24
Кількість КУА278на 04.10.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 04.10.24
Кількість ІСІ1815на 04.10.24
Кількість НПФ*53на 04.10.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24