Выходное особие

06 грудня 2011
Анна Уляницкая, "Бизнес", №49, 2011

http://www.business.ua/articles/fund_market/Vyhodnoe_osobie-23154/

Несмотря на продолжающийся финансовый кризис, украинские компании по-прежнему практикуют привлечение денег путем проведения первичных публичных размещений акций на иностранных фондовых биржах — IPO (initial public offering).

Собственно, после пика кризиса в 2008-2009 гг. украинские эмитенты вернулись на биржи лишь к 2010 г. С начала 2010 г. 11 отечественных компаний привлекли за рубежом $608 млн: $211 млн — на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) и $397 млн — на Варшавской (ВФБ) (см. “IPO украинских…”).

Интересно, что большинство эмитентов, разместивших свои акции на иностранных биржах, — это украинские предприятия аграрного сектора и пищевой промышленности (см. на www.business.ua БИЗНЕС №18-19 от 09.05.11 г., стр.20-23).

“IPO было единственным путем для развития нашего бизнеса”, — поясняет Сергей Мазин, генеральный директор компании KSG Agro (г.Киев; производство аграрной и пищевой продукции; с 2001 г., более 500 чел.).

Кстати, привлеченные средства компания планирует потратить на реконструкцию свиноводческого комплекса в Днепропетровской области (подробнее о ситуации в свиноводстве), что позволит увеличить его мощности до 240 тыс. голов в год.

Примечательно, что в последние годы большинство отечественных предприятий предпочитают проводить IPO на ВФБ, тогда как до кризиса предпочтение отдавали ЛФБ. За последние два года на варшавскую площадку вышли девять компаний из Украины и только две провели IPO в Лондоне.

Справедливости ради стоит отметить, что на ЛФБ выходят, как правило, крупные компании. Если на ЛФБ эмитенты в среднем привлекают $200-500 млн, то на ВФБ — $25-200 млн (см. на www.business.ua БИЗНЕС №47 от 21.11.11 г., стр.34-37). Исключение составляют альтернативные площадки, где свои акции размещают эмитенты с более низкой капитализацией.

На ЛФБ это альтернативная площадка AIM, на ВФБ — New Connect. На AIM за последние годы размещение провела только компания Continental Farmers, а на New Connect — компания Agroliga, которые привлекли $24 млн и $1,3 млн соответственно.

Притормозили

Несмотря на то что в непростых условиях многим компаниям удавалось привлекать при помощи IPO необходимые средства, кризис все же скорректировал планы и ожидания многих эмитентов. Стоит отметить, что цены на акции большинства украинских компаний на иностранных фондовых площадках продолжают снижаться.

В частности, об этом свидетельствует индекс WIG Ukraine, который в мае запустила ВФБ. Этот индекс отражает динамику цен на акции украинских компаний, которые находятся в листинге ВФБ. С 4 мая по 23 ноября 2011 г. этот индекс снизился на 24% — до 690,47 пункта.

Правда, стоит отметить, что за этот же период индекс UX, который рассчитывает “Украинская биржа”, упал еще больше — на 45,6% (до 1487,16 пункта). Более того, по словам фондовиков, инвесторы сейчас готовы вкладывать деньги только в крупнейшие компании (см. “Фондовик — о ликвидности”).

Поэтому большинство эмитентов решили отложить размещение своих ценных бумаг (ЦБ) на рынке. “Сейчас, как минимум, 15 украинских компаний думают выходить на IPO в 2012-2013гг.”, — говорит Андрей Дубецкий, директор украинского представительства Варшавской фондовой биржи.

По его словам, IPO на ВФБ недавно отложили три компании: ViOil Holding S.A. (производитель подсолнечного масла), Geo-Alliance (добыча нефти и газа) и аграрная группа Valars. Основная причина — собственники не готовы продавать долю в компании по текущей рыночной цене. По словам эмитентов, неблагоприятные рыночные условия вынуждают инвесторов снижать активность.

Везет не всем

Низкая активность инвесторов обусловливается и опытом, полученным некоторыми эмитентами при проведении IPO. Ведь во время кризиса отнюдь не все размещения прошли успешно. Например, компания Coal Energy планировала привлечь $130 млн, а привлекла всего $80 млн.

“После IPO Coal Energy получила немного меньше, чем хотела бы. Июль был не самым лучшим месяцем для IPO. В то время от IPO отказались две компании. Но ведь IPO — это не самоцель, а способ решения каких-то задач. Если эти задачи надо решить, то правильно было бы проводить размещение”, — говорит Дмитрий Тарабакин, управляющий директор инвесткомпании “Драгон Капитал”.

Отметим, что в ноябре руководство компании Interfoam Holding AS (“Интерфом” — производитель матрасов под ТМ Noble) заявило о планах провести размещение на ВФБ. За 33% акций компания рассчитывала выручить $26 млн. Открытие книги заявок было запланировано на 29 ноября, листинг на бирже — на 15 декабря. Тем не менее 29 ноября компания сообщила о решении отложить размещение акций на ВФБ ввиду сложного положения на рынках капитала.

Местный разлив

Стоит отметить, что украинцы покупать акции отечественных эмитентов на иностранных фондовых биржах не могут. Дело в том, что украинские компании выходят на иностранные фондовые площадки через SPV (специально созданные компании для размещения). Эти SPV, в большинстве случаев, регистрируют в Люксембурге.

Поэтому, с юридической точки зрения, такие компании являются иностранными эмитентами. Украинцу же для приобретения ЦБ иностранного эмитента необходимо получить индивидуальную валютную лицензию от Национального банка. При подаче документов для получения такой лицензии необходимо указать точное количество ЦБ эмитента и их цену.

Поскольку цена акций на фондовых биржах постоянно меняется, а на получение валютной лицензии необходимо 30 дней, купить бумаги на относительно небольшую сумму — не более 500 тыс.грн. — достаточно проблематично. В то же время украинские компании не могут выйти на иностранные биржи напрямую, как резиденты Украины. Самое главное ограничение — запрет номинировать украинские акции в валюте.

Чтобы частично решить эту проблему, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) решила запустить проект под названием “Мини-IPO”. По задумке чиновников, благодаря этому проекту небольшие отечественные компании будут размещать свои ЦБ на украинских фондовых биржах.

“Уже составлен план, который мы вскоре начнем реализовывать. Во-первых, проведем опрос собственников и менеджеров бизнеса, чтобы понять, готовы ли они в принципе открываться перед инвесторами. Анализ процесса выхода компаний на международные площадки позволяет предположить, что собственники готовы это делать, но не в Украине, а за рубежом”, — рассказывает Анатолий Амелин, директор департамента по корпоративным отношениям НКЦБФР.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24