Венчурный инвестор Дэвид Вороквир – о том, как привлечь в стартап иностранный капитал

17 квітня 2013
Марина Лисица, Forbes, 15.04.2013

http://forbes.ua/selfeducation/reports/1350989-venchurnyj-investor-devid-vorokvir-o-tom-kak-privlech-v-startap-inostrannyj-kapital

В активе Вороквира успешные вложения в Skype и российский KupiVIP. Теперь же ответственный за СНГ партнер Mangrove Capital Partners присматривается к украинскому рынку технологических стартапов. Егор Анчишкин (zakaz.ua) задал ему несколько важных вопросов
 

– В Киеве не так часто можно встретить венчурных инвесторов. Какой должна быть компания, чтобы быть привлекательной для иностранных инвестиций?

– Нишевый рынок Украины – это рынок с большими перспективами. Это привлекает иностранные компании, работающие в СНГ, в частности, с Украиной и Россией. Здесь можно найти массу идей и возможностей в области электронной коммерции, мобильных технологий и программного обеспечения. Украина настроена на развитие инновационных идей. Мы видим перспективы, иначе нас бы здесь просто не было.

– Чтобы получить финансирование такой венчурной компании, как Mangrove, украинскому предпринимателю необходимо быть очень амбициозным и способным. В чем, как вам кажется, состоит самая большая проблема начинающих украинских бизнесменов?

– Следует отметить: то, что подходит Mangrove, необязательно будет удовлетворять требования других инвесторов. С сильными, уверенными и смелыми предпринимателями, настроенными взорвать рынок своим инновационным проектом, можно достичь большого роста и успеха. Это показывает история Skype, которая определила ДНК нашей компании. Мы ищем агрессивные и смелые идеи, вне зависимости, откуда – из Украины, России или Европы.

Поскольку мы инвестируем в преддоходную стадию проекта, одним из определяющих критериев нашего решения оказывается личность и характер предпринимателя – нам необходимо чувствовать амбиции, его уверенность в успешности идеи, в своих силах. Таким образом, наше решение на 60% зависит от личности самого учредителя. А здесь очень важно первое впечатление, прямо как на свидании – за 40 секунд понимаешь, получится ли что-то. Отношения «инвестор – предприниматель» похожи на супружество, нужно найти своего человека.

– Так на что же в первую очередь следует обратить внимание молодым предпринимателям?

– Первый контакт и то, как вы представляете идею. Навыки общения в ведении бизнеса играют ключевую роль. Часто бывает, что идея неплохая, но ее создателю не удалось просто-напросто описать проект в паре предложений. Излагайте идеи кратко, ведь никто не будет читать 100 страниц вашего бизнес-плана. 12-15 слайдов будет достаточно для интересной и привлекающей внимание презентации. Но подойдите к ним со всей ответственностью – не стесняйтесь выражать свои идеи, делиться энтузиазмом и видением перспектив рыночных возможностей. Презентация – это первая и очень важная стадия фандрайзинга, которую должен осуществить предприниматель.

Бизнесмены из постсоветских стран слишком застенчивы и стеснительны в проявлении своей увлеченности идеей. И, бывало, что такая культурная особенность отталкивала инвесторов, готовых заключить сделку. 

– Дэвид, вы уже запустили несколько успешных проектов в России. В чем основное различие между бизнесом в Украине и России?

– Хотя украинский рынок меньше, вы более сфокусированы на поиске инновационных идей. Рынок все еще формируется, и обе страны перенимают иностранный опыт.

Важный совет украинским предпринимателям: если у вас есть идея, постарайтесь не усложнять ее. Из-за технического склада ума хочется изобрести Rolls-Royce или Ferrari, но иногда это вам попросту не нужно – думайте проще.

– Чего бизнесменам стоит ожидать от венчурных компаний, кроме финансовых инвестиций?

– Как я уже говорил, для нас важно, чтобы предприниматель имел аппетит к делу. Инвесторы не хотят заниматься и руководить бизнесом. Мы не можем контролировать процесс или принуждать к чему-либо, но направляем и помогаем коучингом. Отношения инвестор-предприниматель заходят далеко за просто рекрутинг, юридическую помощь и финансирование. Быть инвестором – значит быть психологом.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24