Вексельная отговорка

06 червня 2013
Николай Максимчук, "Коммерсантъ-Украина" ("Финансы"), №92, 2013

http://kommersant.ua/doc/2198128

С подачи народных депутатов была реформирована не только система налогообложения операций с ценными бумагами, но и изменены правила работы с векселями. В Украине с 1 января можно выпускать банковские векселя, которые могут стать среди прочего инструментом рефинансирования. Пока выпусков таких бумаг не было зарегистрировано, так как в действующем правовом поле не предусмотрен оборот векселей в электронной форме.

Дата 6 декабря 2012 года стала одной из самых знаменательных в истории украинского фондового рынка. В последний день работы Верховной рады VI созыва были приняты два закона, изменившие работу всех операторов торговли ценными бумагами и инвесторов. Во-первых, по инициативе нынешнего Министерства доходов и сборов были введены банковские и казначейские векселя. Во-вторых, были внесены изменения в правила налогообложения сделок с ценными бумагами, в частности, с операций с ценными бумагами начал взиматься акциз. С 1 января для внебиржевых операций его ставка составляет 1,5% от суммы сделки, но при условии нахождения бумаг в листинге фондовой биржи — 0,1%. Если же по таким бумагам рассчитывается биржевой курс, то ставка составляет 0%. Однако за январь-апрель нынешнего года в бюджет поступило только 15 млн грн, тогда как в Министерстве доходов и сборов ожидали от уплаты акциза 50 млн грн ежемесячно.

Вспомнить старое

По своей сути вексель является распиской — ценной бумагой, которая одновременно предоставляет право проведения денежных расчетов по товарным сделкам. Вексель можно продать или купить, передать в обеспечение, но самое важное — им можно рассчитаться по товарной сделке наравне с денежными средствами. До 2001 года векселя часто использовали в качестве взноса в уставный капитал хозяйственных обществ. Но такая возможность была запрещена законом "Об обращении векселей в Украине", который вступил в силу 4 марта 2001 года. Этим же документом разрешался выпуск только переводных и простых векселей и отменялся оборот банковских векселей.

Теперь НБУ предстоит заново урегулировать механизмы выпуска банковских векселей, которые, в отличие от 2001 года, будут существовать в электронной, а не бумажной форме. По словам главы совета ассоциации "Украинские фондовые торговцы" Сергея Антонова, выпуск векселя в виде электронного документа повышает его "оборотоспособность", а также прозрачность операций: "Электронный реестр векселей формируется автоматически, и потребность в финансовом мониторинге и подобных процедурах отпадает. Это, безусловно, повысит доверие к векселю как финансовому инструменту".

"Благодаря своей ликвидности, которая должна поддерживаться НБУ, банковские векселя будут способствовать "расшивке" дебиторско-кредиторской задолженности между предприятиями",— считает советник главы Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Татьяна Рудненко. Вместе с тем юридические лица смогут получать кредит в векселях, для чего понадобится принятие НБУ инструкции с соответствующими лимитами и нормативами. "В результате увеличатся оборотные средства предприятий. Так как векселя электронные, то фактически система их перевода с одного на другое юрлицо будет аналогична безналичному платежу в гривне",— отмечает экономист Александр Охрименко.

Внедрение практики выдачи кредитов посредством банковских векселей может также снизить стоимость ресурсов для предприятий. Один из участников группы по разработке изменений объясняет, что документом фактически предоставляется возможность получения рефинансирования посредством банковских векселей. "Гарантом возврата средств по этим бумагам сможет выступать НБУ. Физической передачи средств не будет, будет предоставляться лишь гарантия со стороны государства на определенную сумму. Средства, привлеченные от НБУ в качестве рефинансирования, часто направляются на спекулятивные операции с валютой. Но векселями нельзя будет рассчитаться за валюту",— отмечает собеседник "Финансы".

Внедрение банковских векселей может улучшить ситуацию и на межбанке. "Сейчас банки не очень доверяют друг другу и не всегда открывают лимиты, но если будут использоваться векселя крупных банков, то проблем не будет",— утверждает господин Охрименко. "В 2002 году Сбербанк России своими векселями обслуживал около 40% ВВП страны, причем оборачиваемость векселей была очень высокой — более трех дней в кассах они не задерживались",— добавляет Татьяна Рудненко.

Впрочем, использовать банковские векселя можно и для "серых" схем. Например, для наполнения уставного капитала банка иногда используются заемные средства этого же кредитного учреждения, проведенные через несколько фирм. "Или деньги из банка забираются под видом различного рода приобретений, в частности векселей других банков. А потом средства возвращаются обратно. В результате уставный фонд большой, и банк может привлекать депозиты и выдавать кредиты,— рассказывает один из финансистов.— После того как ввели акциз на операции с векселями, схемы рухнули, а бизнес не может простаивать — нужны инструменты и банковские векселя, идеальные для схем. Их можно прогнать через биржу, где нет акциза".

НДС-подвох

По замыслу представителей налоговой службы, которая в свое время выступила инициатором введения казначейских векселей, этот инструмент должен заменить НДС-облигации. "Оформление (выпуск) казначейского финансового векселя приравнивается к выдаче налогоплательщику суммы бюджетного возмещения, в том числе автоматического, путем перечисления средств со счета бюджета на текущий счет налогоплательщика",— говорится в изменениях в Налоговый кодекс. Введение данной практики призвано обеспечить своевременное возмещение НДС, что является одним из условий сотрудничества Международного валютного фонда с Украиной. В отличие от НДС-облигаций, которые имеют определенную ставку доходности (около 11,5%), проценты по векселям не будут начисляться. Против введения казначейских векселей выступает народный депутат Виктор Пинзенык, который зарегистрировал законопроект об отмене принятых 6 декабря изменений в Налоговый кодекс. Целью инициативы экс-министра финансов является устранение дополнительной возможности госчиновников наращивать государственный долг.

Согласно заявлению министра доходов и сборов Александра Клименко, сейчас задолженность государства по возмещению налога на добавленную стоимость не превышает 15 млрд грн, в то время как по словам председателя совета Федерации работодателей Украины Дмитрия Фирташа, эта сумма достигает 40 млрд грн.

Электронные нестыковки

Принятые парламентом изменения до сих пор не заработали. Причиной является противоречие с другими законами и требованиями "Унифицированного закона о переводных векселях и простых векселях", введенного в действие первой Женевской конвенцией в 1930 году. "Вторая Женевская конвенция предоставляет возможность странам, которые к ней присоединились, включая Украину, урегулировать некоторые коллизии с учетом национальных особенностей. Но вопросы, связанные с электронной формой обращения векселей, в ней не затрагиваются",— отмечает Татьяна Рудненко. Женевские конвенции были ратифицированы Украиной в июле 1999 года.

Открытым на сегодня остается вопрос учета прав собственности на векселя в электронной форме и механизм их авалирования. "Учитывать права можно в депозитарной системе или создать для этих целей независимое учреждение. Как это будет происходить, пока непонятно",— говорит партнер юридической фирмы Integrites Всеволод Волков.

Народные депутаты пытались внести изменения в Налоговый кодекс, но каждый раз для принятия решения не хватало нескольких голосов. Некоторые корректировки были приняты в первом чтении в середине мая. По предложению народного депутата Валерия Омельченко, бюджетное возмещение НДС с помощью казначейских векселей будет осуществляться только в этом году. Господин Омельченко инициировал еще одну поправку, предложив оформлять векселями любые долговые обязательства бюджета перед предприятиями, сформированные на 1 января 2013 года. Но инициатива не нашла поддержки в сессионном зале. Не исключено, что данная норма будет включена в одобренный документ на этапе его доработки.

Низкая юридическая подготовка законопроектов, в частности тот факт, что оборот финансовых векселей не подпадает под регулирование международного вексельного права, снижает их возможное влияние на экономические процессы. "Они могут быть использованы лишь как залог при получении кредита в банке или проданы с дисконтом. Учитывая состояние бюджета и величину государственного долга, по объективным причинам ликвидность не может быть высокой, хотя формально бумаги государства котируются на уровне странового рейтинга",— резюмирует Татьяна Рудненко.

 

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 30.09.24
Кількість КУА278на 30.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 30.09.24
Кількість ІСІ1815на 30.09.24
Кількість НПФ*53на 30.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24