В клад

04 вересня 2012
Анна Уляницкая, "Бизнес", №36, 2012

http://www.business.ua/articles/finansovue_instrumentu/V_klad-36358/

Цены на фондовом рынке снижаются уже более года. Как следствие, большинство инвестиционных фондов показывают убытки.

Неудивительно, что в последнее время инвесторы почти перестали нести деньги в компании по управлению активами (КУА). За последние 12 месяцев активы открытых инвестфондов сократились более чем на 26% — до 184 млн грн.

Чтобы хоть как-то повысить свои шансы на привлечение средств частных инвесторов, фондовики стали предлагать так называемые структурные продукты с защитой капитала.

По сути, это — инвестиционные программы, задача которых — сохранение капитала клиента в любом случае, независимо от того, повышаются цены на фондовом рынке или снижаются. При этом инвесторам также оставляется шанс заработать дополнительную прибыль от операций КУА на фондовом рынке.

Пока на рынке можно насчитать всего несколько предложений. Несмотря на многочисленные заверения в надежности и перспективности инвестиций, фондовикам так и не удалось добиться заметного спроса со стороны инвесторов. Население не начало массово приносить свои сбережения для участия в новых программах.

Объем средств, привлеченных КУА в структурные продукты и фонды, пока не превышает 11 млн грн. Это немногим более 1% средств, привлеченных КУА в публичные инвестфонды. Фондовики признают, что в общей сложности новыми предложениями на рынке воспользовалось всего около 500 чел. Это означает, что каждый структурный фонд привлек 100, максимум 200 человек. Правда, фондовики утверждают, что результатами довольны.

“Продукт существует менее года, и за этот период он привлек примерно 8 млн грн. (при количестве участников, составляющем около 200 чел. — Ред.) По сравнению с другими публичными фондами, которые запускались на рынке в этом году, это один из лучших результатов”, — уверен Григорий Овчаренко, генеральный директор инвесткомпании “ОТП Капитал” (г.Киев; с 2007 г.; 16 чел.).

Игра на будущее

Одной из первых запустила структурный продукт под названием “АРТ Копилка” инвесткомпания “АРТ Капитал” (см. “Некоторые структурные…”). Суть программы заключается в том, что физлица вносят на счет компании не менее 500 грн. на один месяц и более.

В свою очередь, торговец не менее 90% полученных средств вкладывает в инструменты с фиксированным доходом — облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), корпоративные облигации и депозиты.

Правда, в компании предупреждают, что в случае дефолтов по облигациям и банкротства банков (а опыт и первых, и вторых в Украине весьма обширен) торговец не будет возвращать деньги клиенту.

Однако предполагается, что это не произойдет и инвесторы получат свои деньги в полном объеме. Оставшиеся 10% привлеченного от инвесторов капитала брокер запускает на торговлю фьючерсом на индекс UX, который рассчитывает “Украинская биржа”.

Удачный прогноз движения индекса позволит брокеру получить дополнительный доход, в противном случае — убыток. При неудачном развитии событий возместить потерянные средства должны будут доходы от облигаций и депозитов.

“К примеру, у нас есть 1000 грн. Из этих денег мы взяли 50 грн. и понимаем, что эту сумму можем потерять. Остальные 950 грн. мы вкладываем под 15% годовых. Это значит, что мы заработаем на процентных начислениях 142 грн. Предположим, реализовался самый плохой сценарий, и мы потеряли свои 50 грн. В этом случае у нас все равно останется 1042 грн.”, — поясняет Константин Шилин, руководитель департамента биржевых операций и продаж инвесткомпании “АРТ Капитал” (г.Киев; с 2000 г.; 60 чел.).

Нельзя забывать, что ошибка в прогнозе при операциях с фьючерсами может очень быстро привести к потере всех денег инвесторов. Дело в том, что во фьючерс автоматически встроено так называемое “плечо”.

“Это значит, что колебания индекса на 1% в одну из сторон, приводят к колебаниям показателя капитала на 5%. Если же индекс изменится на 5%, то это приведет к изменению капитала на 25%. Поэтому мы не вкладываем все деньги во фьючерс. Если бы мы так поступили, деньги у нас закончились бы давно”, — поясняет г-н Шилин.

Фондеем

Совершенно иную стратегию для своего структурного продукта “ОТП Двойной” выбрала компания “ОТП Капитал”. По сути, это совмещение депозита и инвестфонда, что неудивительно, если учесть, что группа “ОТП” располагает в Украине и банком, и инвесткомпанией. Как правило, вкладчикам банка предлагают инвестировать не менее 10 тыс.грн.

Половина суммы пойдет на депозит в “ОТП Банк”, а на вторую половину будут куплены инвестсертификаты фонда “ОТП Двойной”. Если с депозита вкладчик может забрать средства уже через 90 дней, то из фонда — только по прошествии года. Не менее 70% средств фонд инвестирует в инструменты с фиксированным доходом — облигации и депозиты.

Оставшиеся средства вкладывает в акции, которые на подъеме рынка ЦБ должны принести инвесторам дополнительный доход. В случае же падения котировок на бирже доход от средств, размещенных в инструментах с фиксированным доходом, должен, по идее, компенсировать потери.

“Если у вас есть деньги, нужно, чтобы вы их по итогам года не потеряли. Доход от фиксированной составляющей должен компенсировать потенциальные потери от инвестиций в акции”, — говорит г-н Овчаренко.

Следует отметить, что фондовикам уже приходилось на практике проверять надежность своих расчетов. В частности, управляющие фонда “ОТП Двойной” для получения дополнительного дохода в первой половине марта 15% активов фонда вложили в акции. Однако ожидаемого роста котировок на рынке акций не произошло.

“Поскольку до мая рынок не продемонстрировал ожидаемой положительной динамики, для минимизации рисков управляющие фонда приняли решение о ликвидации портфеля акций”, — говорится в аналитическом отчете фонда. Таким образом, и в этом случае стратегия фонда сработала, реагируя на наихудший сценарий, что снизило его доходность.

Так, доходность самого фонда с начала года составила всего 9%. Хотя представители фонда и уверяют, что их инвестиционная стратегия направлена на сохранение средства вкладчиков, нет твердых гарантий, что фонд сможет это сделать. Собственно, согласно Закону об институтах совместного инвестирования, ИСИ вообще не имеют права гарантировать какую-либо доходность инвесторам.

Проще говоря, если обанкротятся банки, в которых фонды размещают деньги, либо эмитенты облигаций объявят дефолт, то инвесторы рискуют не только не получить ожидаемую прибыль, но и не увидеть основную часть своих денег.

Фонд гарантирования вкладов физических лиц вступает в игру только тогда, когда речь идет непосредственно о депозитах населения. Нужно понимать, что управляющая фондом КУА будет вынуждена долго ждать своей очереди на удовлетворение претензий к разорившимся финучреждениям.

Через вексель

Однако негативный опыт компаний, структурные продукты которых показывают доходность ниже, чем у банковских депозитов, не остановила их коллег. Этим летом на рынок вывела новый структурный продукт инвесткомпания “Сортис”.

Ее программа “Сортис Абсолют” предлагает инвесторам купить векселя компании в гривнях с доходностью 15-25% годовых и в долларах с доходностью 10-17%. Доходность меняется в зависимости от срока погашения векселей, выписываемых на три, шесть, 12 и 24 месяца. Кроме того, в компании обещают ежемесячно выкупать векселя по запросу клиента.

Операции с векселями предполагают, что ответственность за потерю денег несет компания, выпустившая вексель. Выгода для эмитента векселя состоит в том, что если ему удастся заработать на привлеченных средствах больше необходимого минимума, то “излишнюю” прибыль компания оставит себе.

“То, что мы привлекаем средства на определенный период, позволяет нам рассчитывать на то, что мы выплатим процентный доход клиенту и заработаем еще 20-25% для себя”, — говорит Виталий Соловьев, директор департамента по развитию инвесткомпании “Сортис” (г.Киев; с 2007 г.; 30 чел.).

Тем не менее схема с векселями выглядит довольно ненадежной. Хотя формально компания и обязуется вернуть владельцу векселя указанную в нем сумму, при банкротстве торговца ценными бумагами (ЦБ) вкладчик своих денег не вернет почти гарантированно. Более того, нельзя забывать, что в кризисные периоды банкротства торговцев ЦБ происходят не так уж и редко.

В частности, совсем недавно обанкротились сразу три торговца ЦБ: “Энерджи Капитал”, “Вест-Капитал” и “Арсенал Капитал”. Иными словами, риски максимально перекладываются на плечи частного инвестора. И это при том, что за время своего существования структурные продукты, в лучшем случае, обеспечили инвесторам доходность, не превышающую доходность банковских гривневых депозитов для физлиц.

Стратегия инвестирования в данном случае выстроена таким образом, чтобы зарабатывать независимо от того, повышаются цены на рынке акций, снижаются или остаются неизменными. Для этого используется следующее распределение активов: 50% — на депозиты, что создает своеобразный “резервный фонд”, еще 50% — на торговлю опционами.

“Половину средств направляем на торговлю, так как опционы позволяют фиксировать риск и страховаться”, — поясняет г-н Соловьев. В компании утверждают, что торговля опционами приносит ей 36-60% годовых в долларах. При этом стоит отметить, что торговля опционами сама по себе может быть очень рискованной, а финансовый результат от такой деятельности зависит прежде всего от профессионализма брокера.

Свой структурный продукт в мае запустила компания “Брокерский дом “Открытие” (Украина)”. Как и в предыдущем примере, деньги клиентов будут распределяться между депозитами и опционами.

Однако эта компания предпочитает совершенно другое соотношение: 95% капитала попадет на банковские депозиты и лишь 5% будет направлено на торговлю опционами. Примечательно, что клиенту предлагается самому решить, в какую сторону будет двигаться индекс.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 27.09.24
Кількість КУА278на 27.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 27.09.24
Кількість ІСІ1815на 27.09.24
Кількість НПФ*53на 27.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24