Ставка на инвестора

02 квітня 2013
Александр Харебин, "Эксперт", №12, 2013

http://expert.ua/articles/9/0/11263/

Юрий Колобов рассказал «Эксперту» о налоговой стратегии и политике государственного долга, пообещав снизить дефицит бюджета в ближайшее время

Весь прошлый год многие известные экономисты предрекали, что Министерству финансов Украины не удастся привлечь средства на внешних рынках, удержать дефицит бюджета в разумных рамках и нарастить капитальные вложения, чтобы достойно провести Евро-2012. По самым пессимистичным прогнозам выходило, что правительство будет вынуждено чуть ли не объявить дефолт. В итоге практика опровергла все эти прогнозы, а главное финансовое ведомство страны, проведя самое выгодное размещение евробондов за последние три года, профинансировало все необходимые расходы казны.

При этом министр финансов Юрий Колобов и далее настаивает на необходимости поддержки реального сектора экономики, сбалансированности бюджетной политики и верит, что механизм государственных гарантий позволит осуществить экономический рывок уже в этом году.

— Правительство обещало внести изменения в закон о госбюджете-2013 по итогам первой четверти года. Министерство финансов уже готовит поправки?

— В первую очередь я хотел бы отметить, что госбюджет полностью выполняется по доходам и расходам. Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр: в январе-феврале мы собрали в бюджет на 5,1 процента больше доходов, чем за такой же прошлогодний период. В январе в общий фонд госбюджета поступило 20,05 миллиарда гривен, что на 2,3 процента больше росписи. Общая сумма доходов сводного бюджета за январь составила 30,18 миллиарда, что на 8,3 процента превышает показатель аналогичного периода 2012 года.

В стране второй месяц подряд фиксируется профицит платежного баланса. Валютный и денежно-кредитный рынки — стабильные. В последнее время наблюдается постоянный прирост депозитов населения и низкая инфляция. Мы полностью профинансировали все социальные обязательства, и у нас нет проблем с выплатой госдолга, в том числе перед Международным валютным фондом (МВФ).

Радует то, что в январе-феврале этого года выросли и объемы экспорта. А в феврале впервые пошел рост производства в металлургии.

Сейчас, как известно, правительство утвердило Программу активизации развития экономики Украины на 2013–2014 годы. Это означает, что мы уже знаем параметры наших расходов на два предстоящих года и заложим эти средства в поправках в бюджет. В первую очередь на инфраструктурные проекты, строительство социального жилья, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Давайте дождемся результатов работы экономики за первый квартал, и Министерство финансов с учетом Программы активизации развития экономики подготовит предложения к Закону «О Государственном бюджете Украины на 2013 год». Кстати, один законопроект о поправках в госбюджет ведомство уже подало в парламент. В нём мы, во-первых, предлагаем разрешить предоставлять государственные гарантии по обязательствам Украинского банка реконструкции и развития. Во-вторых — освободить главных распорядителей бюджетных средств от необходимости вносить обеспечение и оплачивать предоставление госгарантий.

— Все перечисленные вами направления модернизации потребуют значительных вложений на протяжении длительного времени, что бюджет не может себе позволить. Откуда деньги брать будете?

— Механизмы могут быть разными. Можно, например, увеличить налоги, но тогда о модернизации наших устаревших фондов и конкуренции на внешних рынках можно забыть. Второй вариант — увеличить заимствования и дефицит бюджета. Это может поставить под угрозу макростабильность, что тоже неправильно.

Остается другой путь — искать частные ресурсы, в том числе и в банковском секторе, для реализации инвестпроектов под госгарантии. Предоставляя гарантию, правительство тем самым снижает риски по кредиту, и банк может снизить кредитную ставку и требования по обеспечению. Механизм государственных гарантий даст нам возможность в сравнительно короткий срок создать новые мощности и инфраструктуру. Кроме того, это поддержит экономический рост на перспективу.

— Как будет обеспечена прозрачность процесса отбора проектов?

— Некоторые СМИ уже поспешили обнародовать механизм предоставления госгарантий. На самом деле о конкретике говорить еще рано. В правительстве будет создана рабочая группа под руководством первого вице-премьера Сергея Арбузова, которая разработает механизм предоставления гарантий.

Конечно, мы будем анализировать эффективность проекта, может ли предприятие самостоятельно его профинансировать без поддержки государства. Этими же критериями — самоокупаемость проекта и финансовая устойчивость предприятия — будут руководствоваться коммерческие банки, Украинский банк реконструкции и развития.

Очень важно, что у коммерческих банков есть желание участвовать в этих проектах. А поскольку ни одно финучреждение не заинтересовано в том, чтобы выдавать невозвратные кредиты, то

далеко не все предприятия смогут получить госгарантии. Банки проконтролируют и выполнение проекта. А все закупки будут осуществляться на тендерах.

— Под какую ставку будут привлекаться средства для финансирования проектов под госгарантии?

— Мы рассчитываем, что средства будут привлекаться с рынка по цене на уровне госдолга, может быть, с небольшой премией в один-три процентных пункта. Сегодня привлечения Минфина на внутреннем рынке проходят под девять процентов на год и 14,3 процента — на пять-семь лет. Механизм госгарантий — не новый, он неплохо показал себя в прошлом году.

— Назовите тогда примеры успешной работы механизма государственно-частного партнерства.

— У нас есть опыт успешной совместной работы с командой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по проектам в государственном секторе. В частности, в сфере дорожного хозяйства, достройки днепропетровского метрополитена, обновления транспортной инфраструктуры и подвижного состава железных дорог, повышения авиационной безопасности, реабилитации гидроэлектростанций.

В марте 2013 года ЕБРР принял решение о выделении беспрецедентного в своей истории кредита на 300 миллионов евро на реализацию программы повышения безопасности украинских атомных станций. Еще 300 миллионов евро предоставит Евроатом. Этот кредит имеет большое значение не только для наших атомщиков. Он означает намерение наших европейских партнеров интегрировать украинскую энергетику в европейскую энергетическую систему.

За счет этих средств мы сможем продлить эксплуатацию действующих энергоблоков, заменить оборудование, которое отработало проектный срок. То есть вместе с ЕБРР мы делаем очень важное дело с точки зрения европейской энергетической безопасности. Украина — вторая страна по объемам ежегодного финансирования после России. Общая сумма проектов с участием ЕБРР в госсекторе составляет 2,32 миллиарда евро, из которых использовано 1,1 миллиарда. А за всё время сотрудничества Евробанк вложил в Украину более восьми миллиардов евро.

На днях я встречался с представителями Deutsche Bank. Немецкие инвесторы тоже рассматривают возможность участия в финансировании энергетики Украины, в том числе модернизации газотранспортной системы. Они готовы кредитовать проекты в аграрных и финансовых секторах.

То есть нам доверяют представители международного банковского сообщества. И мы, безусловно, понимаем, что для того чтобы инвесторам было комфортно вкладывать средства в нашу экономику, нужна прогнозируемая макрополитика, стабильная налоговая система и обеспечение защиты прав собственности.


Низкие ставки — минимальная тень

— Но те инвесторы, которых вы назвали, постоянно говорят о рисках вложений в Украину, отсутствии равных правил для бизнеса и низком уровне защиты прав собственности. В этой связи насколько Украине реально выполнить поставленную президентом задачу и войти в первую сотню стран по легкости ведения бизнеса в ближайшем рейтинге Doing Business?

— В борьбе за инвестора нам нужно осуществить целый ряд законодательных мер в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой. Мы уже подготовили законопроекты об усилении ответственности контролирующих органов в случае необоснованного давления на налогоплательщиков, будем ставить вопрос о запрете проводить внеплановые проверки по тем периодам, которые уже аудировались. Еще один подготовленный нами законопроект касается сближения налогового и бухгалтерского учета. Сейчас документ вынесен на общественное обсуждение и уже виден интерес к нему.

Большие надежды мы возлагаем и на достигнутые в ходе саммита Украина—ЕС договоренности. А создание зоны свободной торговли с Евросоюзом априори будет подразумевать создание общей правовой базы с ЕС — равных правил игры, совместных инвестпроектов. Это будет самый серьезный шаг в сторону бизнеса за последние 20 лет.

К этому могу добавить, что правительство уже значительно сократило число обязательных платежей (со 135 до 28) и время на их уплату (вместо 657 часов — только 491 час в год). Снижена ставка налога на прибыль: с 21 процента в 2012-м до 19 в нынешнем. А со следующего года ставка налога на прибыль составит 16 процентов, а НДС — 17 процентов. За счет введения электронной отчетности и дистанционного обслуживания уменьшается непосредственное общение налоговых органов с плательщиками. Многие предприятия перейдут на годовой отчетный период по налогу на прибыль.

До 1 января 2016 года введены «налоговые каникулы» для малых предприятий и действует упрощенная система налогообложения по уплате единого налога. Целый ряд предприятий в приоритетных отраслях получат льготы по налогу на прибыль (с 2013-го по 2017 год прибыль будет облагаться по ставке ноль процентов, с 2018-го по 2022 год — восемь процентов). Продолжается работа над усовершенствованием деятельности единых разрешительных центров. Кстати, благодаря этим новациям Всемирный банк включил Украину в список 23 стран — наибольших реформаторов условий ведения бизнеса в международном рейтинге Doing Business 2013.

— Раз вы упомянули о предстоящем снижении ставок налогов, то где вы найдете компенсаторы, чтобы покрыть снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) до 15 процентов и налога на доходы физических лиц до десяти процентов, о чём недавно заявил Арбузов?

— Первое — это легализация «зарплат в конвертах». Второе — расширение базы, облагаемой ЕСВ. При этом мы усиливаем ответственность за работу в тени. Я неоднократно обсуждал эту тему с бизнесом и почти все говорят: «Снизьте ставку, и мы готовы честно платить, чтобы нас при этом не трогали». Вот мы и попытаемся выстроить такую простую и прозрачную систему, чтобы стало выгодно работать легально. За счет снижения ставки ЕСВ Пенсионный фонд не только не проиграет, но и выиграет, если учесть, что как минимум треть экономики находится в тени. Нам говорят: «Вы получите неконтролируемый рост дефицита Пенсионного фонда». Но как вы думаете, пошли бы Минфин и Миндоходов на такой риск, не имея компенсаторов?

Необходимо также сокращать долю наличных расчетов в экономике. По оценкам НБУ, сегодня она составляет 28 процентов всего денежного оборота. Это в полтора раза выше, чем в странах Западной Европы, и более чем в два раза, нежели в США. И вопрос теневого бизнеса как раз во многом связан с функционированием огромных сумм наличных денег. В Италии все покупки на сумму свыше тысячи евро осуществляются только карточкой, и это правильно. Мы решили, что у нас целесообразно начать с крупных покупок на сумму свыше 150 тысяч гривен, осуществляя их только по безналичному расчету. Таким образом, мы будем постепенно приучать население к тому, что деньги должны работать в экономике, а не лежать дома мертвым грузом.

Если говорить коротко, то в наших ближайших планах — ревизия неэффективных налоговых льгот, повышение ставок ввозных пошлин и акцизов, усовершенствование уже действующего закона о налогообложении рынка ценных бумаг, принятие законопроекта о трансфертном ценообразовании.


Можем занимать

— Дефицит госбюджета в 2012 году составил 53,4 миллиарда гривен, или 3,8 процента ВВП. В 2013-м этот показатель заложен на уровне 3,2 процента ВВП. За счет чего вы планируете профинансировать дефицит бюджета в этом году?

— Хочу сказать, что ни о каких критических показателях речь не идет. Для сравнения: дефицит госбюджета Испании в прошлом году составил почти семь процентов ВВП, Франции — 4,7 процента, Японии — десять процентов, США — 8,7 процента.

А у нас в январе дефицит госбюджета составил 1,6 миллиарда гривен. Дефицит общего фонда — 3,1 миллиарда по сравнению с росписью на этот период в сумме 8,58 миллиарда гривен. Сводный бюджет за январь 2013 года выполнен с дефицитом 615,4 миллиона гривен. Нами также сформирован определенный резерв на валютном счете казначейской службы. В целом Минфин нацелен на снижение дефицита бюджета в ближайшее время по мере оживления экономического роста и упрощения налоговой системы.

В среднесрочной перспективе мы надеемся на реализацию проекта добычи сланцевого газа. Причем не только как на проект энергетической независимости Украины, но и дополнительный финансовый ресурс. Начался процесс заключения соглашения о разделе углеводородов на участке «Скифская». Премия за подписание составит 2,6 миллиарда гривен. Мы надеемся, что эти проекты будут продолжаться 50 лет и даже больше.

— Это — отдаленная перспектива. Но в нынешнем году надо погасить 7,8 миллиарда долларов долга. Где сегодня правительство намерено брать средства?

— Мы осуществим рыночные заимствования. Наше преимущество в том, что у нас низкий уровень государственного долга: к концу 2012 года соотношение госдолга и ВВП составило 28,5 про-цента. Мы не только размещали еврооблигации, но и погашали старые долги, в том числе и перед МВФ. По итогам 2013-го госдолг будет составлять не более 30,6 процента ВВП.

— Вы исходите из критического уровня государственного долга в 60 процентов ВВП?

— Скорее, из того, чтобы критический уровень выплат по долгу не превышал десяти процентов доходов бюджета. В 2012 году этот показатель составил 8,4 процента: 2,4 процента по внешнему долгу и шесть процентов — по внутреннему. Планируем снизить этот уровень до пяти-восьми процентов. Объем заимствований в конкретном месяце зависит от бюджетной росписи, с учетом упреждающих потребностей в финансировании.

Прошлый год показал, что несмотря на отсутствие договоренностей с МВФ, у инвесторов есть интерес к десятилетним долговым бумагам украинского правительства. Их доходность постоянно снижалась. В феврале 2013-го мы провели успешное доразмещение десятилетних евробондов на один миллиард долларов США под 7,625 процента годовых, которые размещались в ноябре 2012-го по ставке 7,8 процента. Таким образом, средневзвешенная ставка по данному виду облигаций составила 7,72 процента годовых. Это минимальная доходность за последние три года.

Мы стараемся постоянно присутствовать на рынке, чтобы задавать ориентир в формировании цен на все украинские долговые инструменты.

— Какие внешние заимствования предполагаются в 2013 году?

— Мы будем сбалансированно работать как на внутреннем, так и на внешнем рынке в зависимости от конъюнктуры. Мы всем правительством презентуем страну за рубежом, и инвесторы начали увеличивать лимиты на Украину и приносить сюда не только долговой, но и акционерный капитал. Ощутимые результаты — подписание свопа с китайской стороной, наше размещение рекордных объемов евробондов, подписание сельхозпроектов с Китаем на три миллиарда долларов. Да и крупнейшие американские компании — Shell и Chevron, выигравшие в тендерах на разработку сланцевого газа в Украине, — это только первые ласточки.

— Юрий Владимирович, миссия Международного валютного фонда вновь приехала в нашу страну. Есть ли предпосылки для подписания нового кредитного соглашения с фондом?

— Украина ведет консультативный диалог полноценных партнеров. Сотрудничество с МВФ остается приоритетным направлением работы, и мы надеемся на достижение положительного результата.

Основні цифри
Всього компаній-членів283на 29.09.24
Кількість КУА278на 29.09.24
Кількість адміністраторів НПФ16на 29.09.24
Кількість ІСІ1815на 29.09.24
Кількість НПФ*53на 29.09.24
Кількість СК*1на 31.07.24
Активи в управлінні КУА, млн грн648 280на 31.07.24
Активи НПФ в адмініструванні, млн грн3 112на 31.07.24